ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА К «КРЕЙСЕРСКАЯ»
THE SUBMARINES OF THE TYPE K «KREYSERSKAYA»

К началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года были сданы и находились на вооружении 6 лодок серии: К-1, К-2, К-3, К-21, К-22 и К-23. Ещё четыре лодки: К-51, К-52, К-53 и К-56, были введены в строй в 1942—1943 годах, а К-55 вступила в строй 25 декабря 1944 года и в боевых действиях принять участия не успела. Из 11 построенных лодок к концу войны уцелело 6.
Серия подводных лодок официально именовалась «Крейсерской», однако на флоте эти подлодки получили неофициальное прозвище «Катюши», а еще их называли «рыцарями дальних коммуникаций». Эти субмарины стали самыми крупными подводными лодками советского ВМФ Великой Отечественной войны. Большие, вместительные и мощные, лодки типа К предназначались для проведения длительных и дальних автономных походов, боевых действий в одиночку на коммуникациях противника.

Гвардейского звания была удостоена подлодка К-22. В декабре 1941 г. эта лодка под командованием капитана 3 ранга В.Н.Котельникова поставила минные заграждения в проливе Рольвсесунд, ведущем к порту Гаммерфест,- на минах подорвался транспорт «Штейнбек». Затем артиллерией было уничтожено судно «Вейдинген». В следующем походе, 19 января 1942 года, лодка В.Н.Котельникова в бухте Берлевог поразила торпедой транспорт «Мимона», расстреляла артиллерией охранявший его сторожевой корабль пароход «Вааланд».

Еще одно достижение числится за К-21 под командованием Героя Советского Союза капитана 2 ранга Н.А.Лунина, которая в годы войны стала единственной советской субмариной, атаковавшей 5 июля 1942 г. боевой корабль размерами крупнее эсминца – мощнейший германский линкор «Тирпиц». Субмарина К-21 была награждена орденом Красного Знамени, сегодня она как мемориал поставлена на вечную стоянку в Кольском заливе.

Подводные лодки типа К за годы войны выполнили 62 торпедные атаки, выпустив 183 торпеды и выставили 399 мин. Список подтверждённых побед подводных лодок типа К включает 25 потопленных и 6 повреждённых кораблей и судов. Лодками этого типа было потоплено 13 транспортов (26 072 брт), 3 траулера (1 164 брт), 2 сторожевых корабля, 3 больших охотника, 4 мотобота и повреждено 2 транспорта (15 979 брт), 1 тральщик, 3 мотобота.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Главный конструктор М. А. Рудницкий
Тип корабля Крейсерская ДПЛ
Обозначение проекта серия XIV
Водоизмещение надводное 1490 т
Водоизмещение подводное 2104 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 97,7 м
Ширина корпуса наиб. 7,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4,04 м
Силовая установка Дизель-электрическая,
• 2 дизеля 9ДКР, 2×4200 л. с.
• дизель-генератор 38К8, 800 л. с.
• 2 электродвигателя ПГ11, 2×1200 л. с.
Скорость (надводная) 22,5 узла
Скорость (подводная) 10,2 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 50 суток,
Дальность плавания
- надводная 7500 км при 10,3 узлах,
- подводная:
• 326 км на 3 узлах,
• 20 км на 10,3 узлах
Экипаж 67 человек, в том числе 10 офицеров

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерия
• 2×100-мм/51 Б-24ПЛ
• 2×45-мм/46 21-К
• 2 × 7,62-мм пулемёта
Торпедно- минное вооружение
• 6 носовых 533-мм ТА
• 4 кормовых 533-мм ТА
• 24 торпеды
• 20 мин заграждения

Источники: корабелыпобеды.рф

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА III СЕРИИ ТИПА «Щ» И ИХ МОДИФИКАЦИИ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА Л «ЛЕНИНЕЦ»
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИПА С «СРЕДНЯЯ»
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ Д-2 «НАРОДОВОЛЕЦ»
ПОДВОДНЫЙ МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ “КРАБ”
БОЛЬШИЕ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ НЕАТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ, ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И ПОДВОДНОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ