БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 611
LARGE SUBMARINE PROJECT 611

Впервые ТТЗ на ПЛ с номером пр.611 было выдано ВМФ на основе разработок ЦКБ-18 в январе 1944г. Предполагалось создание ПЛ надводным водоизмещением 1100т, с глубиной погружения 150м, скоростями хода 22,0/9,0-10,0уз, дальностями плавания 15000/200миль, вооруженной 6ТА (4 носовыми и 2 кормовыми) с боезапасом 24 торпеды или 48мин, и 3-мя АУ (1-100мм и 2х2-25мм). Однако проектирование этой ПЛ не вышло из начальной стадии и после войны было существенно переработано на основе опыта немецких ПЛ XXIсерии.
Большая океанская торпедная подводная лодка пр.611 создавалась для замены ПЛ XIVсерии, которые в рамках программы кораблестроения 1946-1955гг. уже не совсем удовлетворяла требованиям к кораблям этого класса. Программой предусматривалась постройка 40 больших ПЛ, 17 из которых предполагалось сдать флоту в 1947-1950гг.
Большая торпедная ПЛ пр.611 была спроектирована ЦКБ-18 НКСП по ТТЗ, утвержденному НК ВМФ в январе 1946 г. ПЛ пр.611 создавалась для действий на океанских путях и у отдаленных баз против кораблей и транспортов противника для выполнения оперативной разведки, прикрытия- конвоев на океанских путях от воздействия надводных и подводных кораблей, а также постановки мин на путях следования транспортов, боевых кораблей и у баз противника.
Многие технические новшества, реализованные на ПЛ пр.611, были первоначально внедрены при создании средней пр. 613 (см. средняя торпедная ПЛ пр.613), проектирование и строительство которой на несколько лет опережало создание большой ПЛ пр.611. Для ряда систем и устройств большой подводной лодки использовались те же механизмы, приборы, материалы, что и на ПЛ пр.613. Такая унификация способствовала ускорению и удешевлению создания ПЛ.
Наряду с этим в проекте 611 был решен ряд самостоятельных технических задач. Так, например:
прочный корпус имел наружное расположение шпангоутов, что обеспечивало дополнительные полезные объемы внутри ПК и создавало лучшие условия размещения в нем механизмов, вооружения, оборудования и позволяло иметь более благоприятные условия обитаемости;
цилиндрическая форма прочного корпуса сопряжена была в оконечностях с корпусом в виде усеченных конусов;
было применено повышенное напряжение электрического тока для некоторых потребителей, а также ряд других конструктивных решений.
ПК был разделен на семь отсеков. Концевые переборки ПК были выполнены литыми, сферическими, а прочные поперечные переборки, ограничивающие отсеки-убежища (I, II и VII отсеки),— сферическими сварными. Наружный корпус на большей части длины имел круговые сечения. Корпус подводной лодки в целом имел полностью сварную конструкцию. На отечественных послевоенных ПЛ обеспечивалась надводная непотопляемость при затоплении любого одного из отсеков прочного корпуса и двух прилегающих к нему ЦГБ с одного борта (для концевых отсеков и в случае затопления концевых ЦГБ), как это имело место и на довоенных ПЛ.

Главная энергетическая установка имела ряд оригинальных особенностей, в частности, средний гребной вал проходил через полый якорь электродвигателя и соединялся с ним посредством звукоизолирующей муфты напрямую без каких-либо передаточных устройств. При этом исключались громоздкие и сильношумящие передаточные устройства и тем самым обеспечивалась меньшая шумность работы линии вала. В отличие от трехлопастных бортовых гребных винтов средний гребной винт, для обеспечения малошумности его работы, выполнен четырехлопастным; все механизмы были установлены на звукоизолирующие амортизаторы. Между дизелями и ГЭД и ГЭД и упорными валами были установлены разобщительные шинопневматические муфты. Впервые в подводном судостроении для питания среднего ЭД в моторном режиме применено электрическое напряжение 400В, причем схема была построена так, что зарядка АБ обеспечивалась при напряжении, не превосходящем 320 В. Эти меры позволили получить некоторый выигрыш (примерно в 2 раза) по массам и габаритам как среднего ЭД и аппаратуры его управления. На ПЛ пр.611, по образцу немецких ПЛ, устанавливались перископы, позволяющие командиру изменять высоту их подъема, оставляя положение окуляра постоянным по высоте, и производить круговой обзор, находясь на специальной площадке, вращающейся вместе с перископом посредством гидропривода.
В то же время стремление получить возможно меньшее водоизмещение проектанты чрезмерно стеснили размещение внутри лодки. Были допущены и некоторые неудачные конструктивные решения. Так, например, для приема усиленного запаса топлива была использована уравнительная цистерна, что представляло значительные неудобства в эксплуатации. При стрельбе “водой” (вхолостую) из носовых ТА выявились колебания волнорезных щитов и всей носовой оконечности лодки. При этом тяги приводов крышек ТА получали недопустимую деформацию. Для устранения этого недостатка в платформах волнорезных ниш были сделаны дополнительные вырезы и усилена прочность тяг приводов крышек, которые стали изготовлять из нержавеющей стали.
Для устранения этих и других недостатков были: подкреплена кормовая оконечность в связи с ее вибрацией, вызываемой пульсирующей нагрузкой гребных винтов; изменена конструкция дейдвудных сальников, позволяющая заменять угольные уплотнительные кольца без постановки лодки в доке; улучшена судовая гидравлика; изменена принципиальная схема аварийного продувания главного балласта для повышения живучести системы и многие другие работы.

Головная подводная лодка Б-61 была построена на заводе “Судомех” в Ленинграде и вступила в состав ВМФ в декабре 1953 г. Сборка и сварка всех секций прочного корпуса и оконечностей головной ПЛ пр. 611 «Б-61″ (командир Н.И.Дзиновский, инженер-механик В.Г.Васильев) были закончены в декабре 1950 г. Официальной датой закладки считается 10 января 1951 г., когда на стапеле была установлена третья секция прочного корпуса – центральный пост. 26 июля ПЛ была спущена на воду. Неудовлетворительная организация достроечных работ на заводе и угроза ледостава вынудили перевести ПЛ «Б-61″ для достройки в Таллинн на завод № 890.
Всего были построены 21 подводная лодка проекта 611 (в торпедном варианте) В Ленинграде на заводах Судомех и Адмиралтейский были построены 8 лодок проекта 611 (включая головную).

В целом ПЛ пр.611 явилась большим шагом вперед отечественного подводного кораблестроения, учитывающим опыт прошедшей войны, и за ее создание группе специалистов в 1957 г. была присуждена Ленинская премия. Звание лауреатов Ленинской премии было присвоено главному конструктору ПЛ пр. 611 С.А.Егорову, заместителям главного конструктора: Г.Я.Альтшулеру и А.В.Угрюмову, главному конструктору гидроакустической станции «Феникс» М.А.Штемту и главному строителю завода № 196 Е.П.Корсаку.
ПЛ пр.611 неоднократно использовались для отработки новых конструкций и образцов вооружения. В частности в 1955г. с переоборудованной по пр.В611 опытной ПЛ Б-67, впервые в мире была запущена БР. В 1957-1958гг. 5 ПЛ пр.611 были переоборудованы в первую в мире серию ПЛ – носителей БР по пр.АВ611. Разрабатывались проекты улучшения ТТХ базовых ПЛ. пр.611 – пр.А611 и 611М.
В 1950г был разработан предэскизный пр.611бис нормальным водоизмещением 1880т, с форсажной ПГТУ мощностью 6500л. с. на средней линии вала (по типу немецкой ПЛ XXVI серии профессора Г. Вальтера) и ДЭУ мощностью 2х2000л.с./ 2 х 2700 л.с.- на бортовых валах и ЭД в 600л.с на средней линии вала. В проекте рассматривался также вариант ПЛ с двумя дизелями М-Д1 по 4000л.с. и вариант с двумя ГЭД ПГ-101 по 1350 л.с. Однако проект не получил развития, т.к. к этому времени испытания ПГТУ еще не были закончены (см. опытную ПЛ пр.617).
Следующей попыткой модернизации пр.611 стал эскизный проект 631, разработанный под руководством С.А. Егорова в 1954г. Максимальная подводная скорость лодки планировалась в 20 уз. ЭУ –комбинированная – ДЭУ ( 2 ДД по 2000л.с. и 2 ГЭД по 2700л.с –на бортовых линиях вала и ЭД в 900л.с на средней линии вал) и форсажная ПГТУ мощностью 7500л.с. на средней линии вала. Из-за неудачных испытаний ПЛ пр.617 ,работы по проекту продолжены не были.

СЕРИЯ

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Ленинград, ССЗ №196, достроена Таллин, ССЗ №890 – 1 единица

Б-61

№580

10.01.1951

26.07.1951

31.12.1953

Ленинград, ССЗ №196 – 7 единиц

Б-62

№631

6.09.1951

29.04.1952

31.12.1953

с 10.02.1978 – УТС-432

Б-63

№632

6.02.1952

18.07.1952

30.06.1954

с 1970 – Б-863, затем – БС-863, затем – УТС-578

Б-64

№633

15.05.1952

29.11.1952

30.12.1954

с 20.04.1970 – Б-864, с 3.09.1974 – УТС-364

Б-65

№634

24.07.1952

21.03.1953

6.12.1954

Б-66

№635

15.12.1952

30.06.1953

29.12.1954

с 1970 – Б-866

Б-68

№637

6.06.1953

31.10.1953

27.11.1955

затем – БС-68, затем – УТС-299

Б-69

№638

14.09.1953

18.06.1954

31.12.1955

с 3.08.1977 – БС-69

Молотовск, ССЗ №402 – 13 единиц

Б-70

№351

14.05.1954

18.09.1955

29.06.1956

с 14.06.1978- УТС-249

Б-71

№402

7.06.1954

19.05.1956

30.09.1956

с 28.08.1972 – УТС-300

Б-72

№403

16.11.1953

18.09.1955

30.06.1956

Б-74

№305

27.09.1954

5.06.1956

31.10.1956

с 20.04.1970 – Б-874, с 4.12.1975 – СМ-295

Б-75

№306

11.11.1954

8.07.1956

6.11.1956

Б-76

№307

24.01.1955

25.08.1956

28.11.1956

с 14.06.1978 – РЭС-248

Б-77

№208

7.05.1955

20.09.1956

30.11.1956

с 20.04.1970 – Б-877, с 23.07.1976 – УТС-226

Б-80

№111

1.02.1956

16.01.1957

13.07.1957

Б-81

№112

19.04.1956

16.01.1957

13.07.1957

с 20.04.1970 – Б-881

Б-82

№113

15.06.1956

12.05.1957

17.08.1957

с 31.08.1977 – БС-82

Б-88

№514

17.08.1956

4.07.1957

25.09.1957

с 24.08.1981 – РЭС-253

Б-90

№516

25.10.1956

17.08.1957

30.10.1957

с 12.08.1983 – УТС-423

Б-91

№517

25.01.1957

26.11.1957

15.07.1958

с 20.04.1970 – Б-891, с 1977 – БС-891

Пр.В611 – Ленинград, ССЗ №196, достроена Молотовск, ССЗ №402 – 1 единица

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор С.А. Егоров
Завод-cтроитель «Судомех», з-д N 402
Число кораблей в серии 20
Сроки вступления в строй, г. 1953-1958

Нормальное водоизмещение, м3 . 1831
Длина наибольшая, м 90,5
Ширина наибольшая, м 7,5
Осадка средняя, м 5,0
Запас плавучести, % ок.28
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Глубина погружения, м 200
Материал корпуса сталь
Автономность, сут. 75
Время непререрывного
пребывания под водой, час. 200
Экипаж, чел. 72
Энергетическая установка:
- тип дизель-электрическая
- тип дизелей 37Д
- число х мощность (част. вращ.,
об/мин) диз., л.с. 3 х 2000(500)
- тип главных ГЭД ПГ-102, ПГ-101
- число х мощность (част. вращ.
об/мин) гл. ГЭД, л.с. 1 х 2700(540)
(на средней линии вала) и 2 х 1350 (430)(на бортовых линиях вала)
- тип ГЭД эконом. хода ПГ-104
- число х мощность (част. вращ.,
об/мин) ГЭД э.х., л.с. 1 х 140(175)
(на средней линии вала)
- число гребных валов 3
- тип АБ свинцово-кислотная 46СУ
- число групп АБ х число
элементов в группе 4 х 112
Скорость хода, уз.:
- наибольшая надводная 17,0
- наибольшая подводная 16,0 (15,0 – с артустановкой)
- экономическая подводная 2,1
- в режиме РДП ок. 6
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
- надводная при усиленном
запасе топлива 22000(9,2)
- подводная 16(16,0) или 440(2,1)

ВООРУЖЕНИЕ

Торпедное:
- число х калибр нос. ТА, мм 6 х 533
- число х калибр корм. ТА, мм 4 х 533
- общее число торпед 22
- тип торпед парогазовые, электрические
- тип приборов управления
торп. стрельбой ПУТС-Л6-4
- число и тип мин, принимаемых
взамен торпед 32 АМД-1000
Зенитное артиллерийское(до 1956 г.):
- тип автоматических спаренных зенитных АУ СМ-24-ЗИФ и 2М-8
- число х калибр АУ, мм 1 х 57 и 1 х 25
Средства навигации:
- гирокомпас «Курс-3″
- лаг ГОМ-3
- эхолот НЭЛ-4
- р/пеленгатор РПН-47-03
Cредства радиолокации:
- РЛС обн. надв. целей «Флаг»
- СОРС «Накат»
- РЛС опознав. «Факел-МО-1″
Гидроакустические средства:
- ГЛС «Тамир 5ЛС»
- ШПС «Марс-24КИГ», «Феникс»
Средства радиосвязи:
- р/перед. КВ Р-641, Р-647

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 23.04.2016

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
Очерки по истории ЛПМБ «Рубин». Том II Проектирование и строительство подводных лодок периода 1926-1945 г.г. Том III Проектирование и строительство подводных лодок периода 1946-1966 г.г.
http://russianships.info и др.

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”