МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ С ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТЬЮ. ПАТЕНТ РФ №2502643
MULTIFUNCTIONAL AIRCRAFT WITH REDUCED RADAR SIGNATURE. PATENT OF RUSSIAN FEDERATION №2502643

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ С ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТЬЮ. ПАТЕНТ РФ №2502643



27 декабря 2013 года на сайте www.fips.ru опубликован Патент РФ №2502643, патентообладателем которого является ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой». Заявка на него была подана еще 30.12.2011 г.
В патенте отмечается, что в качестве недостатков известного технического решения (самолета Су-27) следует отметить высокое значение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР), определяющей характеристики обнаружения самолета радиолокационными средствами противника. Для известного самолета (Су-27) величина ЭПР составляет порядка 10-15 м2 (здесь рассматривается усредненное значение для выбранного ракурса).
Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в снижении величины РЛ-заметности самолета до средней величины порядка 0,1-1 м2.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ: Многофункциональный самолет, содержащий планер, силовую установку, комплекс бортового оборудования, отличающийся тем, что авиационные средства поражения размещены внутри планера, канал воздухозаборника выполнен S-образным, а на стенки канала воздухозаборника нанесены радиопоглощающие покрытия, при этом в канале воздухозаборника установлено устройство, разделяющее канал воздухозаборника перед входным направляющим аппаратом на ряд отдельных полостей, образованных цилиндрическими или плоскими поверхностями, а кромки входа воздухозаборника образуют параллелограмм, углы стреловидности передних и задних кромок несущих поверхностей, воздухозаборников, створок люков приведены к двум или трем направлениям, борта фюзеляжа в поперечном сечении, цельноповоротное вертикальное оперение выполнены с наклоном от вертикальной плоскости в одном направлении, устройства забора и выброса воздуха выполнены экранированными, отсек штанги дозаправки самолета топливом в полете закрыт створкой, кроме того, пространства между отдельными конструктивно-технологическими элементами планера заполнены токопроводящими герметиками, остекление фонаря выполнено металлизированным, обтекатели антенн выполнены из частотно-селективных структур; оптические датчики выполнены с возможностью их поворота в неработающем состоянии тыльной стороной, с нанесенным на нее радиопоглощающем покрытием, в направлении облучающих РЛС; антенные отсеки закрыты экранирующими диафрагмами; плоскости антенн отклонены от вертикальной плоскости; при этом, по крайней мере, частично в качестве антенн использованы конструкции агрегатов планера, а антенно-фидерная система выполнена на основе малоотражающих антенн в РЛ-диапазоне длин волн.

На представленных чертежах позициями обозначены:
1 – фюзеляж,
2 – консоли крыла,
3 – консоли цельноповоротного горизонтального оперения (ЦПГО),
4 – консоли цельноповоротного вертикального оперения (ЦПВО),
5 – фонарь кабины,
6 – горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей,
7 – мелкоячеистые сетки, закрывающие выбросы воздуха,
8 – боковые наклонные кромки воздухозаборников двигателей,
9 – устройство, уменьшающее ЭПР силовой установки,
10 – створки отсека штанги дозаправки топливом в полете.

Подготовлено ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА» 15.01.2014

Источники: http://www.fips.ru/cdfi/fips.dll/ru?ty=29&docid=2502643

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50
ОАО «КОМПАНИЯ «СУХОЙ»
ОКБ «СУХОГО»