ПОНТОННЫЙ ПАРК ПП-91
PANTONE PARK PP-91

19.11.2016
Военные инженеры Южного военного округа (ЮВО) получили на вооружение новый понтонно-мостовой парк ППС-84, который позволяет за два часа развернуть переправу длиной один километр и грузоподъемностью свыше 100 тонн, сообщили РИА Новости в четверг в пресс-службе ЮВО.
Переправа на базе парка позволяет в кратчайшие сроки перебросить через водную преграду мотострелковое соединение, вооруженное тяжелой бронетехникой, боевыми машинами и артиллерией. ППС-84 состоит из пятидесяти единиц техники, включая автомобили, катера, речные и береговые звенья, комплекты вспомогательного и такелажного оборудования.
«Саперы ЮВО получили на вооружение современный понтонно-мостовой парк — ППС-84 (понтонный парк специальный). Его комплектация позволяет инженерным подразделениям подойти к необорудованному побережью водоема и соорудить мостовую переправу длиной около одной тысячи метров, шириной до семи метров и грузоподъемностью свыше 100 тонн. Время наводки моста из комплекта парка составляет около двух часов», — сказал собеседник агентства.
Он отметил, что новый понтонный парк позволяет оборудовать мостовые и паромные переправы через водные преграды со скоростью течения до четырех метров в секунду и волнением до трех баллов, что значительно выше возможностей прежних понтонно-мостовых комплектов. Помимо прочего, парк моста-ленты может делиться на 12 частей, каждая из которых может быть самостоятельно использована для оборудования мостовых и паромных переправ — соответственно 12 паромов или мостов.
В пресс-службе ЮВО пояснили, что ППС-84 отличается от предыдущих модификаций на базе автомобилей КрАЗ-255Б использованием длиннобазовых машин КамАЗ-63501 повышенной проходимости и грузоподъемности, увеличенной длиной мостовых звеньев, а также применением новых мощных буксирно-моторных катеров БМК-460.

23.04.2018

Сводный отряд инженерной бригады Центрального военного округа из Республики Башкортостан навел паромную переправу на реке Камелик в Саратовской области и восстановил сообщение с селами Перелюбского района.
К месту оборудования переправы военнослужащие совершили 600 км марш на 10 единицах военной и специальной техники из состава понтонно-переправочного парка ПП-91. Первая партия автомобилей на пароме были перевезены через 3,5 часа после начала работы.
Решение о наведении временной паромной переправы рядом с затопленным железобетонным мостом было принято после соответствующего обращения губернатора Саратовской области Валерия Радаева в военное ведомство. В день прибытия подразделений к месту наведения паромной переправы вода в реке резко снизилась, поэтому было проведено тактико-специального учение для оттачивания навыков военнослужащих.
Минобороны России

ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ РОССИИ


ПОНТОННЫЙ ПАРК ПП-91

Парк создан в 15 Центральном научно-исследовательском испытательном институте Министерства обороны имени Д.М. Карбышева на базе понтонного парка ППС-84, который уменьшили до батальона и вместо катеров БМК-460 ввели в состав парка моторные звенья МЗ-235 и буксирно-моторные катера БМК-225. Серийное производство понтонного парка ПП-91 осуществляется на ОАО «Окская судоверфь» и Навашинском машиностроительном заводе.
Принят на вооружение Советской (Российской) Армии в 1992 году, однако вследствие отсутствия финансирования серийно не изготавливался и в войска не поставлялся.
Понтонный парк ПП-91 предназначен для оборудования мостовых и паромных переправ. Из материальной части парка оборудуются мостовые переправы грузоподъемностью 60 т, 90 т и 120 т и паромные переправы грузоподъёмностью от 90 до 360 т.
Комплект парка состоит на вооружении понтонно-мостового батальона двухротного состава. Парк ПП-91 пошёл на замену понтонных парков ПМП.
Передвижной понтонный парк ПП-91 состоит из понтонных звеньев (речных и береговых), транспортируемых на автомобилях “УРАЛ” со специальными платформами и катеров, используемых при наведении и разборке мостов, а также для буксировки паромов. Катера также перевозятся автомобилями.

Комплект стандартного парка ПП-91

Речное звено 32
Береговое звено 4
Контейнер с выстилками 2
Контейнер №1 для имущества и ЗИП 2
Контейнер №2 для имущества и ЗИП 2
Вспомогательное имущество, ЗИП 2
Автомобиль УРАЛ с платформой 54
Катер БМК-225

Моторное звено состоит из корпуса трапецеидального сечения с проезжей частью и стыковыми узлами, съемной рубки, дизельного двигателя 3Д20АС2С, поворотно-откидной колонки ПОК-220 и специальных обеспечивающих систем. Особенностью его является то, что оно при сборке встраивается в ленту моста (парома), увеличивая его длину на 3 м. Речное звено выполнено по аналогии со звеном парка ПМП-М и состоит из двух средних и двух крайних шарнирно соединенных между собой понтонов. Речное звено в раскрытом положении представляет собой участок моста дли¬ной 7,2 м и шириной 6,83 м.

На торцах звена установлены стыковые узлы для соединения звеньев между собой в линию моста (парома). Кроме того, на одном из крайних понтонов речного звена установлен обтекатель, который снабжен стыковыми узлами для соединения речных звеньев по ширине моста (парома) и образования моста (парома) увеличенной ширины. Береговое звено состоит из двух средних и двух крайних шарнирно соединенных между собой понтонов, а также двух средних и двух крайних сходней. На транце берегового звена по аналогии с речным звеном установлены стыковые узлы для соединения с речными звеньями. Основной отличительной особенностью берегового звена от аналогичного звена парка ПМП-М является то, что оно оборудовано двумя гидравлическими подъемниками, значительно упрощающими задачу стыковки моста (парома) с берегом.
Понтонный автомобиль оснащен специальной платформой для транспортировки и погрузки (разгрузки) всех составных частей парка. Отличительная особенность понтонного автомобиля – специальная платформа выполнена удлиненной для транспортировки понтонного звена длиной 7,2 м.

При наведении моста каждое понтонное звено “саморазгружается”, скатываясь с платформы автомобиля непосредственно в воду, и затем “самораскрывается” на воде. Экипаж соединяет звенья между собой. При свертывании моста для погрузки понтонного звена на автомобиль используется погрузочный механизм платформы автомобиля.
Минимальное время наведения и свертывания моста достигается в том случае, когда каждое звено транспортируется своим автомобилем.
Транспортирование звеньев в труднодоступные места и наводка моста могут выполняться с помощью вертолетов (на внешней подвеске).
Понтонный парк позволяет собирать как наплавные мосты, так и перевозные паромы обычной и увеличенной ширины.
Парк эксплуатируется понтонно-мостовым батальоном (225 человек, включая офицерский состав и личный состав подразделений обеспечения, обслуживания и ремонта), состоящим из двух понтонных рот, отдельного инженерно-технического взвода (комплект ТММ-3, комплект УСМ), ремонтного взвода, взвода материального обеспечения, отделения связи, развед-водолазного отделения.
Одна понтонная рота эксплуатирует половину комплекта парка. Комплект парка может разбиваться на два полукомплекта. Так, в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии имеется понтонная рота, имеющая половину комплекта ( 16 речных звеньев, 2 береговых звена, 4 моторных звена, 2 катера, 1 выстилку, 2 контейнера со вспомогательным имуществом).
Из комплекта парка ПП -91 может быть собрано паромов:
*8 паромов грузоподьемностью 90 тонн за 15 минут.
*4 парома грузоподъемностью 190 тонн за 20 минут.
*2 парома грузоподъемностью 380 тонн за 25 минут.
Парк ПП-91 был показан на выставке REA-2006 на полигоне «Старатель» НТИИМ г.Нижний Тагил Свердловской области. В связи с тем, что Кременчугский автозавод после распада СССР оказался на территории Украины, в качестве базовой машины был предложен автомобиль КАМАЗ-43118.

Модель Понтоновоз
Снаряженная масса автомобиля, кг 9100
Масса понтонного звена м 8400
Полная масса автомобиля, кг 17700
Габаритные размеры понтонного звена, мм:
• длина
• ширина
• высота 7360
3080
2280
Угол преодолеваемого подъема, град 35
Преодолеваемый брод, м 1,75
Максимальная скорость, км/ч 90
Базовое шасси:
Модель Камаз-43118

Двигатель:
Модель 740.13
Тип Дизельный с турбонаддувом
Максимальная мощность, л.с, (кВт), при 2200 об/мин 260 (191)
В настоящее время ППС-91 поставляется в войска на базе этого автомобиля.
В настоящее время в российскую армию уже поставляются модернизированный понтонный парк ПП-2005 (ПП-91м).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРОМНЫХ ПЕРЕПРАВ

Грузоподъемность (в зависимости от числа звеньев), т 45-180
Осадка парома, м:
порожнего 0,2
с максимальным грузом 0,67

Грузоподъемность парома, т

90

180

360

Время сборки, мин.

15

20

25

Максимальная скорость, км/ч Количество паромов

14

12

12

из комплекта парка

8

4

2

Грузоподъемность моста, т

60

90

120

Длина моста из комплекта, м

268

165

141

Время наводки, ч Предельные условия применения:

0,5

1

0,8

скорость течения, м/с

3

3

3

волнение, баллы

1

2

3

ХАРАКТЕРИСТИКИ МОСТОВЫХ ПЕРЕПРАВ

Грузоподъемность (масса проезжающих транспортных средств при одностороннем движении), т 60
Ширина проезжей части, м 6,55
Длина одного понтонного звена, м 7,2
Поверхностная скорость течения реки, м/сек 2
Ветровое волнение воды, балл 1
Минимальное время наводки моста, час 0,5-1
Минимальное время свертывания моста, включая погрузку звеньев на автомобили, час 1-2

Грузоподъемность моста, т

60

90

120

Длина моста из комплекта, м

268

165

141

Время наводки,ч

0,5

 

0,8

Предельные условия применения:

 

 

 

скорость течения, м/с

3

3

3

волнение, баллы

1

2

3

В парке ПП-91 в качестве средств моторизации МЗ-235 и буксирно-моторные катера БМК-225М.

применяются моторные

звенья

ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРНОГО ЗВЕНА МЗ-235
Масса, кг 8500
Расчет, чел. 2
Размеры, мм:
длина 9345
ширина 3120
высота 3680
Максимальная скорость хода на воде, км/ч 15
Тяга на швартовых, кгс 2400
Грузоподъемность, т 5
Осадка без груза, м 0,75
Время подготовки к работе, мин. 3
Двигатель дизель 3Д20АС2С
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 173,5 (235)
Масса, кг 8500
Расчет, чел. 2
Размеры, мм:
длина 9345
ширина 3120
высота 3680
Максимальная скорость хода на воде, км/ч 15
Тяга на швартовых, кгс 2400
Грузоподъемность, т 5
Осадка без груза, м 0,75
Время подготовки к работе, мин. 3
Двигатель дизель 3Д20АС2С
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 173,5 (235)

Источники: www.osy.ru, стенд ОАО «Окская судоверфь», armsdata.net, www.sdelanounas.ru, выставка REA-2006 Нижний Тагил, www.saper.etel.ru, автодвигатель.рф и др.

ПОНТОННЫЙ АВТОМОБИЛЬ С РЕЧНЫМ ЗВЕНОМ ПОНТОННОГО ПАРКА ПП-2005
ОКСКАЯ СУДОВЕРФЬ
15 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. Д. М. КАРБЫШЕВА