ПРОЕКТ П-627А ОПЫТНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ

PROJECT P-627А EXPERIENCED NUCLEAR SUBMARINE WITH MISSILE WEAPONS

Задача оснащения ВМФ стратегическим оружием продолжала остро стоять до конца 1950-х гг. Первые попытки оснащения атомных подводных лодок супер торпедами Т-15 с термоядерными зарядами уже в первой половине 1950-х гг. были признаны бесперспективными. К тому времени уже начались работы по вооружению ПЛ баллистическим ракетами, первой из них стала Р-11ФМ. Но дальность ее действия с ядерным зарядом составляла всего 150 км, даже с зарядом РДС-9 для 533-мм торпед ракета могла улететь всего на 250 км. Проводившиеся к тому времени разработки других баллистических ракет давали прирост дальности только до 1000 км. В этом смысле крылатые ракеты для подводных лодок, по оценкам специалистов, существенно могли улучшить этот параметр. По этому вскоре появилась идея оснащения первых атомных подводных лодок проекта 627А стратегическими крылатыми ракетами.

Разработка стратегического самолета-снаряда (или крылатой ракеты) П-20 с дальностью стрельбы до 3500 км началось в ОКБ-240 (гл. конструктор С.В.Ильюшин) по Постановлениям СМ СССР от 19 апреля 1956 года и от 27 сентября 1956 года, а так же заданию ВМФ и ВВС. Основным носителем ракеты должны были стать подводные лодки, срок сдачи конструкторской документации был определен к 7 ноября 1957 года. Ракета П-20 предназначалась для поражения стратегических целей с заранее известными координатами. По проекту ракета имела планер с высоко расположенным крылом, прямо-точный воздушно-реактивный двигатель, проходящий через всю ракету, в связи с чем БЧ, СУ располагались в кольцевых отсеках вокруг двигателя.
На базе корабельной ракеты П-20 разрабатывался вариант стратегической ракеты П-20С средней дальности с наземной пусковой установкой создавался в 1958-1960 годах для оснащения ракетных частей ВВС.
Для отечественного ВМФ под ракету П-20 было разработано в СКБ-143 два проекта П627А и 653 атомных подводных лодок (АПЛ).
Эскизный проект П627 подводной лодки был разработан СКБ-143 (гл. конструктора В.Н.Перегудов, с 1959 года – Г.Я.Светаев) в I квартале 1957 году. Тогда нормальное водоизмещение корабля было 3545 м3, подводная скорость до 20 узлов, а вооружение состояло из одной ракеты П-20 и восьми 533-мм торпедных аппаратов (боезапас торпед – 2- единиц). Из-за сохранения основных размерений по проекту 627А, в эскизном проекте П627А не удалось обеспечить требуемые живучесть, непотопляемость и управляемость. Совместным решением ВМФ и МСП от 8 мая 1957 года задавалось разработать технический проект П627А с учетом реализации замечаний и рекомендаций.
Технический проект ПЛ был разработан в IV кв.1957 г., а в ноябре 1958 г. закончен выпуск рабочих чертежей. Главный наблюдающий ВМФ инженер – капитан 1 ранга А.Н.Донченко, с 1959 года – инженер – капитан 3 ранга В.С.Кровяков. Заместителем главного конструктора с 1959 года стал Г.Н.Рожнов.

В основу проекта был положен технический проект 627А с внесением необходимых изменений, вызванных размещением на ПЛ ракетного комплекса П-20. На лодке размещалась одна ракета П-20 в горизонтальном герметичном контейнере, перед стартом ракета выкатывалась на подъемный лафет. Самолет-снаряд располагался в специальном прочном контейнере диаметром 4,6 м и длиной ок. 25 м, установленном горизонтально в надстройке за ограждением рубки. Пуск самолета-снаряда сопровождался следующими операциями. После открытия крышки контейнера, специальная тележка с самолетом-снарядом должна была выкатываться из контейнера на лафет и при подъеме последнего на угол 160 закрепляться стопорным устройством. После старта лафет с тележкой должен был опускаться, тележка вкатываться в контейнер, и только после этого крышка контейнера могла быть закрыта. На корабле установлена система управления стрельбой «Сокол-П». Расчетное время нахождения ПЛ в надводном положении при стрельбе составляло ок. 6 мин. (без времени всплытия и погружения).
Торпедное оружие было сокращено, из восьми 533-мм торпедных аппаратов по проекту 627А оставили только четыре без запасных торпед на АПЛ проекта П627А, однако дополнительно установили два 400-мм торпедных аппарата для противолодочных торпед и средств гидропротиводействия. На АПЛ установлена система управления торпедной стрельбой «Ленинград», она обеспечивала применение противокорабельных и противолодочных торпед.
Гидроакустическое вооружение корабля состояло из станций: «Арктика-М», МГ-10, МГ-15, «Плутоний» и «Свет-М», на корабле устанавливалась РЛС кругового обзора «Альбатрос», станция госопознавания «Хром-К», навигационный комплекс «Сила-Н-П627А», необходимое связное оборудование.
30 января 1957 года С.В.Ильюшин обращается с письмом к министру обороны СССР Г.К.Жукову, Главкому ВВС П.Ф.Жигареву, Главкому ВМФ С.Г.Горшкову и министру авиационной промышленности СССР П.В.Дементьеву с предложением создания самолета-снаряда П-30 более широкого применения. Рассмотрение документа затянулось.
А к августу 1958 года была закончена разработка крылатой ракеты П-20 для вооружения подводных лодок проекта П627А и 653. Заводом-строителем АПЛ проекта П627А был определен завод №402 в г. Северодвинске. По проекту П627А на этом заводе началось строительство подводной лодки зав. №282 (гл. строитель В.А.Кабанов), в 1959-1960 годах начались испытания ракеты П-20, было выполнено два полигонных пуска.
В связи с прекращением работ по ракете П-20 Госкомитетом по судостроению приказом от 1 марта 1960 года задавалось 1-му управлению Госмитета, СКБ-143 и заводу №402 подготовить совместно с ВМФ предложения по дальнейшему использованию АПЛ проекта П627А. Вскоре СКБ-143 представило проработки переоборудования этой лодки по одному их трех вариантов: постройка новой ПЛ аналогичной АЛЛ пр.627А; постройка АПЛ, вооруженной 4 ТА калибра 650 мм и 4 ТА калибра 533 мм при общем количестве торпед 8 и 14 соответственно, с гидроакустическими комплексами типа «Рубин» или «Керчь»; постройка АЛЛ, вооруженной 6 ракетами типа П-7 для поражения береговых объектов и 8 ТА калибра 533 мм, с общим количеством торпед 16 ед.
Госкомитет по судостроению и ВМФ приняли решение разработать техпроект ПТ627А переоборудования ПЛ проекта П627А в опытную торпедную АПЛ для отработки 650-мм торпед. В ноябре 1961 постройка этой лодки была полностью прекращена.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант СКБ-143
Гл.конструктор В.Н. Перегудов, Г.Я. Светаев
Состояние и время разработки начатая постройка прекращена в 1960 г.
Нормальное водоизмещение,м3 4010
Длина наибольшая, м 110,2
Ширина корпуса наибольшая, м 9,2
Осадка средняя, м 6,3
Запас плавучести, % ок. 40
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м 285
Материал ПК сталь
Материал ЛК сталь СХЛ-4
Автономность, сут. 50-60
Экипаж, чел. 90
Энергетическая установка:
- тип ППУ ВМ-А
- число реакторов 2
- тип ПТУ ГТЗА-601
- число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 17500
- тип ТГ ГПМ-21 с приводом
от ГТЗА, постоянный ток, 320 в
- число х мощность, кВт 2 х 1400
- тип ДГ ПГ-117, постоянный ток,
320 в, дизель М-820
- число х мощность, кВт 2 х 460
- тип АБ свинцово-кислотная с эл. 38-СМ
- количество групп АБ х число
элементов в группе 2 х 112
- тип РСД ГЭД ПГ-116, постоянный
ток, встроенный в линию вала
- число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 450 х 140
- число гр. валов х частота
вращения, об/мин 2 х 500
- тип ГВ 6-лопастный
Скорость полного
подводного хода, уз. 23-25,5

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
- тип самолеты-снаряды
- тип комплекса П-20
- число ракет. 1
- система управления
стрельбой «Сокол-П»
- вид старта надводный
Торпедное:
- число х калибр ТА, мм 4 х 533, 2 х 400
- общее число х
калибр торпед, мм 4 х 533, 6 х 400
- система управления
стрельбой «Ленинград»
- тип торпед противокорабельные и противолодочные
Гидроакустическое:
- ГЛС-ШПС «Арктика-М»
- ШПС МГ-10
- ГЛС ЗПС МГ-15
- ГАС миноискания «Плутоний»
- ГАС ОГС «Свет-М»
Радиолокационное:
- РЛС кругового обзора «Альбатрос»
- СОРС «Накат»
- станция опознавания «Хром-К»
Навигационное:
- навигац. комплекс «Сила-Н-П-627А»
- магнитный компас КДЭ-П
- эхолот НЭЛ-6
- эхоледомер ЭЛ-1
- радиопеленгатор АРП-53
- корабельный индикатор КИ-55
- корабельные приемные
индикаторы КПФ-1, КПИ-3М
- перископы ПЗИ-8, ПЗИ-10 и др.
Радиосвязное:
- р/передатчики КВ «Искра-1″, «Тантал»
- радиостанция УКВ «Графит-1″
- р/приемники КВ «Оникс-ПЛ», «Оникс- ПЛ-СБ»
- р/приемник ДВ «Глубина» и др.

ВТС «БАСТИОН», 25.02.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 627 (627А)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»