ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА
ОСПВ (ОСПВ-20380)
THE OPTICAL SYSTEM OF THE HELICOPTER LANDING
OSPW (OSPW-20380)

10.08.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА ОСПВ-20380 И «ПАЛУБНИК» НА МВМС-2017

АО НТЦ «Альфа-М» на Международном Военно-Морском Салоне МВМС-2017 в г. Санкт-Петербурге представило оптические системы посадки вертолетов на корабельные взлетно-посадочные площадки.
На салоне предприятие показало элементы оптической системы и средств обеспечения посадки вертолетов на палубу кораблей одиночного и группового базирования ОСПВ (ОСПВ-20380), который был установлен на головном корабле «Стерегущий» проекта 20380, и существенно модернизированной ОСПВ «Палубник» для многоцелевого фрегата дальней морской зоны «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350.
ВТС «БАСТИОН»

ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА ОСПВ-20380 И «ПАЛУБНИК» НА МВМС-2017
КОМПЛЕКС ОПТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА «ПАЛУБНИК»
8-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2017


ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА
ОСПВ (ОСПВ-20380)

Оптическая система посадки вертолета корабельного базирования – ОСПВ (Оптическая система посадки вертолета ОСПВ-20380) создана ЗАО «Научно-технический центр «Альфа-М» г.Раменское, Московская обл.
Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку предназначена для визуальной посадки вертолетов на палубы авианесущих кораблей одиночного и группового базирования, а также гражданских судов, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
При создании ОСПВ для указанного проекта впервые были определены требования к светотехническим характеристикам и режимам работы индикаторов ОСПВ, разработаны методики их оценки. По результатам всех видов испытаний подтверждена правильность выбора основных светотехнических параметров ИК, ИГ, УИГ, ОКЗ при работе в автономном режиме. Корабельными испытаниями подтверждена правильность размещения индикаторов ИГ и ИК на ангаре корабля. Показано, что ИВП не отвечает требованиям уверенного распознавания огней и дальности видимости, «световое Т» недостаточно информативно и не в полной мере отвечает требованиям расположения относительно летчика во время приземления.

Известно, что для обеспечения ночных полетов на кораблях устанавливается специальное светотехническое оборудование: контурные огни, огни разрешения и запрета посадки (аналог светофоров), система подсветки ВППл и другие средства. Индикаторы ОСПВ работают на фоне вышеуказанных источников света. Летные испытания показали на необходимость гармонизации характеристик ОСПВ и светотехнического корабельного оборудования в целом.
Состав ОСПВ:
1. Индикатор глиссады (ИГ).
2. Индикатор курса (ИК).
3. Указатель истинного горизонта (УИГ: БС,ПУИГ).
4. Огни крена заказа (ОКЗ) – 2 шт.
5. Индикатор вертикального перемещения (ИВП: БР,БОИВП,БО).
6. Пульт управления (ПУ).
7. Переходные коробки (ПК-01, ПК-01-1).
8. Комплект жгутов (Ж-1…16).
У НТЦ «Альфа-М» имеется патент на разработки в данной области.
Основными средствами обеспечения посадки в этой системе являются светотехнические устройства: индикатор глиссады (ИГ), индикатор курса (ИК), указатель истинного горизонта (УИГ), индикатор вертикального, перемещения (ИВП) и блоки световых излучателей индикации крена водного судна. Все эти устройства излучают в пространство световые лучи, используя которые летчик осуществляет полет к кораблю при заходе на посадку и при посадке. Управление всеми светотехническими приборами производится с помощью пульта управления (ПУ).
ОСПВ имеет два входа: на один из них от бортовой шины питания подается бортовое питание, а на другой по мультиплексному каналу информационного обмена (МКИО) поступают данные от навигационной системы корабельной (НСК), которые содержат информацию о бортовой, килевой и вертикальной качках. С пульта электропитание подается на все составные части ОСПВ. Включение и выключение питания производится с помощью тумблеров, которые расположены на пульте управления.
Указатель истинного горизонта (УИГ) представляет собой световую планку указателя истинного горизонта (ПУИГ), которая крепится на выходном валу блока одноосной стабилизации параллельно плоскости взлетно-посадочной площадки. УИГ обеспечивает летчика информацией о положении линии горизонта при бортовой качке корабля в земной системе координат. При этом линию горизонта обозначает светящаяся ПУИГ.

ООО «НПП «Альфа-М»» в 2007 году произвело внедрение ОСПВ на головном сторожевом корабле проекта 20380 (корвет «Стерегущий») на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»» г. Санкт-Петербург, в октябре 2007 г. завершены испытания ОСПВ на ГИ корвета «Стерегущий», в августе 2007 г. завершены испытания ОСПВ на ЗХИ корвета «Стерегущий».
Раменский приборостроительный завод (РПЗ) совместно с НТЦ «Альфа-М» разработал и выпускает оптическую систему посадки вертолетов (ОСПВ) на основе сверхярких диодов. ОСПВ формирует цветовые зоны глиссады и курса для безопасной посадки на аэродромные площадки, буровые платформы в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. «Система обладает высокой стабильностью диаграммы направленности, высокой ударопрочностью и низким энергопотреблением», – сообщил представитель РПЗ.
В России впервые ОСПВ на базе сверхъярких светодиодов была создана ЗАО НТЦ «Альфа-М» для кораблей проекта 20380. Она прошла полный цикл наземных стендовых и летных испытаний, и испытаний на корвете «Стерегущий» совместно с палубным сигнальным индикатором «световое Т», предназначенном для визуального припалубливания (приземления) вертолета.
В период работы Международного военно-морского салона МВМС-2007 на большом экране демонстрировалась работа основных средств ОСПВ и
компьютерные модели посадки вертолетов.
ОСПВ демонстрировалась на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2009.
В 2012 году осуществлена поставка ОСПВ нового поколения на БДК проекта 11711 «Иван Грен». Так же данная система устанавливалась на пограничные сторожевые корабли проекта 22460: «Рубин» (13 ноября 2009 г.), «Брилиант» (26 июня 2012 г.) и «Жемчуг» (21 сентября 2012 г.).

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Масса (без жгутов) – не более 500 кг.
Напряжение электропитания – 27 В (от двух бортов).
Потребляемая мощность – не более 500 Вт.
Условия применения – гр.2.1.3 (гр.2.1.1 – ПК-01-1, ПУ).
Изготовители составных частей – ОАО РПЗ, ФГУП НИИАО.
Д а л ь н и й п р и в о д (ИГ и ИК):
Угол наклона оптической оси глиссады к горизонту – 4о (регулировка от 3 до 9о в условиях завода).
Стабилизация (маятниковая) осей излучения:
точность – ±0,1о;
диапазон: по крену – ±15о, по дифференту – ±6о.
Регулировка силы света – 100,50,30%.
Переключение пеленгов огней глиссады – 0о, 10о ЛБ.
Дальность видимости, не менее:
при МДВ = 800 м: днем – 1,0 км, ночью – 1,5 км;
при МДВ = 9 баллов: ночью – 4,0 км.
Б л и ж н и й п р и в о д (УИГ, ИВП, ОКЗ):
Управление – по данным от НК корабля (RS-422).
Стабилизация горизонтального положения по крену:
точность – ±1о, диапазон – ±15о.
Индикация вертикального перемещения ВППл:
дискрет – 0,25 м, диапазон – ±6 м.
Углы обзора в горизонтальной и вертикальной плоскостях – ±30о.
Дальность видимости, не менее:
при МДВ = 9 баллов: ночью – 300 м, днем – 200 м.

Источники: alpha-m.su, bastion-opk.ru, poleznayamodel.ru, Интерфакс-АВН и др.

ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА ОСПВ-20380 И «ПАЛУБНИК» НА МВМС-2017
ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ ВЕРТОЛЕТА ОСПВ (ОСПВ-20380) НА МАКС-2009
ГОЛОВНОЙ КОРВЕТ «СТЕРЕГУЩИЙ» ПРОЕКТА 20380
МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20380 ТИПА «СТЕРЕГУЩИЙ»
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЬФА-М»