К 45-ЛЕТИЮ ФГУП «ОРГАНИЗАЦИЯ «АГАТ»

ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»

THE 45TH ANNIVERSARY OF THE FSUE «ORGANIZATION «AGAT»

STATE CORPORATION «ROSCOSMOS»

К 45-ЛЕТИЮ ФГУП «ОРГАНИЗАЦИЯ «АГАТ» ГОСКОРПОРАЦИИ «РОСКОСМОС»
(НАЧАЛО И СТАНОВЛЕНИЕ:1966-1989 Г.Г.)

В жизни организаций, как и у людей, существует рождение, становления, расцвет и угасание, т.е. хорошо известный в технике «жизненный цикл» любого изделия, когда вначале рождается новая техническая идея, затем её проектно-конструкторские оформление, технологические решения по её реализации и, наконец, производство изделий, как рыночного товара.
Рассматривая деятельность ФГУП «Организация «Агат» за прошедшее время, мы остановились на начальном периоде работы.
Сразу же подчеркнём, что такой выбор был не случаен и к этому есть веские основания. Выступая на конференции в Токио после триумфального завершения пилотируемой программы по высадке человека на Луну доктор Джордж Лоу сказал, что каким значительным не было бы событие 20 июля 1969 года, когда первый человек, американский астронавт Нейл Армстронг , сделал свой первый шаг на Луне , но ещё более важным является то, что в результате выполнения программы Сатурн 5-Аполлон была создана система управления, позволившая сделать это.
В 1930 г. в Париже вышел рассказ А.И. Куприна «Ольга Сур» о любви эквилибриста Никаноро Нанни к красавице и душе цирка, великолепной наезднице Ольге Сур, который он посвятил свой номер.
Европейские газеты восхищённо писали, что номера акробатики подобные Нанни, могут появляться один раз в столетия.
Стремительно разбежавшись по трамплину, установленному на высоте более двух метров, и держа в каждой руке по тяжёлой гире, Никаноро, с огромной силой отталкиваясь от трамплина, бросался вперёд.
Происходящее на глазах присутствующих вызывало ужас- сейчас разобьётся. Но в какой-момент, отбросив гири вниз, он, как бы преодолев силу земного притяжения, подобно птице, взмывал вверх и пролетев, опускался на небольшую площадку впереди.
Циркачи, понимая сложность номера, в восторге аплодировали, а публика оставалась равнодушной.
Что-то отдалённо похожее было в начале пути истории становления предприятия «Организация «Агат».
Попробуем вернуться в давно прошедшее и взглянуть, на каком политическом фоне разворачивались события.
В начале 1957 г. Первый секретарь КПСС Н.С. Хрущёв направил в Президиум ЦК КПСС записку «Об улучшении руководства промышленностью и строительством», по которой была создана комиссия, рассмотревшая радикальные предложения по изменению существовавшего с конца 20-годов порядка централизованного управления промышленностью СССР.
В докладе на февральском Пленуме ЦК КПСС того же года было отмечено, что « в соответствии с задачами дальнейшего развития народного хозяйства необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях…следует перейти от прежних…форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному признаку. Формой такого управления может стать, например, советы народного хозяйства (совнархозы)».
Предложения пленума были утверждены в форме закона «О дальнейшем совершенствовании организации промышленности и строительства» от 10 мая 1957 г. Верховным советом СССР.
В соответствии с законом, основным звеном становились советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов.
В РСФСР было создано 70 совнархозов, на Украине-11, в Казахстане-9, Узбекистане-4, по одному- во всех других союзных республиках.
Совнархоз рассматривался ка коллегиальный орган управления, руководивший комплексным развитием промышленности, которому подчинялись промышленные и строительные предприятия, хозяйственные учреждения, расположенные на этой территории. Такая реорганизация управления народным хозяйством СССР в первые годы привела к сокращению транспортных затрат сырья и улучшению кооперационных связей предприятий, расположенных на одной территории.
В апреле 1960 г. Совмин СССР принял постановление, по которому в состав руководства совнархозов, кроме руководителей и аппарата управлений совнархозов, также вошли директора крупнейших предприятий и строек. При этом отсутствовали представители обкомов КПСС, так как производственная связь между совнархозами и обкомами партии н предусматривались. Как следствие, руководители производства получили относительную самостоятельность по отношению к обкомам КПСС.
В ноябре 1962 г. состоялся Пленум КПСС, на котором были приняты два важнейших решения. Одно из них-о создании системы партийно-государственного контроля.
Второе- «О развитии экономики СССР и перестройке партийного руководства народным хозяйством», по которому партийные организации подразделялись по производственному принципу-на промышленные и сельские. Таким образом на территории одной области или края появились два обкома, мгновенно потерявшие своё влияние и могущество , быть «истиной последней инстанции». За ними разделились на промышленные сельские-Советы и исполкомы. Количество совнархозов было сокращено до 47. Кроме того, в Уставе КПСС по исполнение решений, принятых на ХХII съезде КПСС, была проведена линия на сменяемость состав выборных партийных органов- от первичных организаций до Президиума ЦК КПСС.
Таким образом возобновилась проводиться политическая линия на отстранение КПСС от управления хозяйственной деятельностью в СССР, как продолжение стратегии ВКП(б), которую начал И.В. Сталин в 1936 г. на Чрезвычайном VIII Всероссийском съезде Советов Конституции СССР.
Простить подобное «дорогому» Никите Сергеевичу злопамятный партийный аппарат не мог.
После снятий Хрущева Н.С, со всех государственных и партийных постов в октябре 1964 г. система территориального управления стала активно сворачиваться, а к концу 70-х годов полностью ликвидирована.
Далее Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30.09.1965 г. № 728 «Об улучшении управлением промышленности», Законом СССР от 2 октября 1965 г. «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразованием некоторых других органов государственного управления» и Законом «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о преобразовании некоторых Государственных комитетов в общесоюзные Министерства» структура управления народным хозяйством вновь вернулась к отраслевому (вертикальному, управлению.
Министерство общего машиностроения СССР было образовано 2 марта 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР.
К этому времени прекрасная история становления ракетно-космической отрасли в СССР и легендарные руководители знаменитых организаций и предприятий, полные энтузиазма и творческих сил С.П. Королёв, М.К. Янгель, В.Н. Челомей, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгин, В.И. Кузнецов, Г.Н. Бабакин, М.С. Рязанский и другие вместе со своими прославленными коллективами стремились идти вперёд по осуществлению своих, как теперь называют, амбициозных целей-пилотируемый облёт и высадка экспедиции на Луну, создание пилотируемой многоцелевой станции на околоземной орбите, пилотируемый полёт к Марсу и полёты автоматических станций к планетам солнечной системы и вне её.
Всё это требовало огромных финансовых и материальных затрат и ресурсов, далеко выходящих за рамки возможностей не только Минобщемаш СССР, но и государства в целом.
К этому же периоду относится рациональное и перспективное техническое предложение д.т.н. Д.Д. Севрука, одного из пионеров в создании ракетно-космической техники, о создании единого для отрасли испытательного центра ракетно-космической техники, который бы обеспечил бы повышение надёжности РКТ за счёт комплексной наземной отработки в условиях максимально приближённых к реальным, что существенно сократило бы расходы и время организаций и предприятий за счёт исключения дублирования в оснащении дорогостоящими специальными и контрольно-испытательными стендами и проведения испытаний.
Правильность такого подхода позднее подтвердилась созданием в ЦНИИМАШ мощного центр статических испытаний ракетной техники в натурную величину, через который прошла практически вся ракетно-космическая техника.
На сопроводительном письме к техническому предложению рукой Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева было написано: «Тов. Афанасьеву С.А. Объясните товарищам, что таких возможностей у государства нет».
Отметим, что ракетно-космическая отрасль, как никакая другая отрасль промышленности и народного хозяйства СССР, имела и имеет свои особенности:
1.В отрасли значительный удельный вес занимает НИОКР (до 70% от общего объёма всех работ в стоимостном выражении), что объективно требует инновационный характер деятельности организаций и предприятий, находящихся в ведении Минобщемаш СССР;
2.Основная деятельность Минобщемаш СССР , его организаций и предприятий по боевой ракетной технике и космическим системам и их результаты ( успешные и неудачи) на виду у мирового сообщества, что повышает ответственность Минобщемаш СССР перед государством, так как по достижениям в космосе судят о состоянии экономики и обороноспособности СССР, как государства.
3.Для обеспечения задач, возложенных на Минобщемаш СССР, требуется постоянное обновление материально-технической базы –производственно-технологического комплекса, экспериментально –исследовательских и контрольно-испытательных стендов организаций и предприятий, а также технического развития полигонов и космодромов.
4. Как головная отрасль, Минобщемаш СССР, должна способствовать и поддерживать развитие соответствующих отраслей и подотраслей промышленности в экономике СССР, продукция которых является необходимой для разработки и производства ракетно-космической техники.
5.Для отрасли играли роль не только ограничения в виде госбюджетных средств, но и материально-технические ресурсы, что также должно было отражаться в тематических планах НИОКР, обобщающим показателем которого были общие объёмы работ в стоимостном выражении (с учётом лимитов по предельным ассигнованиям на аппарат управления и оплату труда, а также собственные работы организации и предприятия).
Учитывая особенности Минобщемаш СССР, классическая модель В.В. Леонтьева баланса мощностей «затраты-выпуск», по которой в соответствии с директивами Госплана СССР, планировалась и отчитывалась вся промышленность Советского Союза, где основной объём работ составляло массовое и крупносерийное производство изделий, позволяющей описывать внутреннюю структуру производства (технологии), а также взаимосвязь ресурсов и готовой продукции, ракетно-космической отрасли не подходила.
В модели «затраты- выпуск» ключевыми характеристиками технологий, определяющими зависимости выпуска продукции и затрат производственных ресурсов, служат коэффициенты прямых затрат (технологические коэффициенты).
Перед Министром Минобщемаш СССР С.А. Афанасьевым, сразу же в полный рост стал вопрос, как достигнуть баланса между тематическими планами НИОКР Главных конструкторов и руководимых ими организациями и возможностями Минобщемаш СССР (и государства).
С самого начала своего рождения ракетно-космическая техники, как часть народного хозяйства СССР, объективно проявила свои особенности, которые заставили руководство отрасли искать и найти иные научные методы и организационно-технические формы её разработки и производства.
Суть специфики ракетно-космической техники заключался в том, что она создавалась исключительно на инновационной основе, точнее, – на грани научно-технических возможностей НИИ и КБ Министерства общего машиностроения и смежных отраслей, производимая комплектация которых использовалась при разработке и производстве РКТ. В общем объёме работ в стоимостном выражении значительную долю занимали НИОКР (70% ), чего не было ни в одном другом министерстве. В основной деятельности министерства отсутствовало массовое и крупносерийное производство и преобладали единичные, исключительно престижные для государства дорогостоящие проекты, как например, исследования Луны, Венеры, Марса, по результатам выполнения которых и реакции в мировом сообществе можно было судить о научно-техническом потенциале и обороноспособности Советского Союза.
Именно эта, объективно сложившаяся сторона дела, определила решение Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева пойти на радикальные, совершенно новые и неизведанные пути в управлении отраслью, прейдя от существовавшей в стране модели планирования «затраты-выпуск» к тематическому планированию НИОКР и контролю важнейших ОКР, создав для реализации этой задачи 8 Главное управление (координация работ по НИОКР между Главными управлениями и управлениями министерства и во вне), усиления функций службы Главного диспетчера министерства и создания нового института- «Организация «Агат» (планирование и экономическое обоснование НИОКР, контроль важнейших ОКР), а также отделов технико-экономического анализа и разработки сметных стоимостей во всех организациях отрасли, которые месте с отделами координации работ обеспечили целенаправленную и экономически обоснованную разработку и реализацию процесса создания ракетно-космической техники в целях решения поставленных государством задач.
«Организация «Агат» не дублировала работу организаций и предприятий отрасли, не конкурировала с Главными конструкторами, которые с раздражением встречали вмешательство ЦНИИМАШ в принимаемые ими проектно-технические решения по ракетным комплексам и технические прогнозы развития ракетно-космической техники. Задача была в другом. Обеспечить сбалансированность отрасли по тематике, объёмам работ, опытно-экспериментальной базе, их стоимости и срокам с выделяемыми финансовыми ресурсами и материально-технической базой, включая производственные мощности опытного и серийного производства отрасли и пропускную способность стартовых комплексов на полигонах и космодромах.
Соответствующие выписки из годовых и перспективных планов согласовывались со всеми, порядка 29, министерствами-участниками работ по ракетно-космической технике.
Важным звеном в управлении экономикой создания РКТ и снижения затрат была работа по экспертизе сметных стоимостей, что позволило постепенно создать отраслевой банк технико-экономических данных по всем ракетно-космическим комплексам и составляющим их системам, как в головном институте «Организация «Агат», так и на всех предприятиях отрасли, без исключения.
В основу тематического планирования и экономического обоснования НИОКР был положен новый, вновь введён плановый и отчётный показатель «завершаемые работы», связавший процесс разработки и опытного производства ракетно-комической техники с плановыми и отчётными показателями работы организаций и оценки эффективности их деятельности.
Ракетно-космическая техника, надёжность и работоспособность которой определяется наземной отработкой на экспериментально-исследовательской базе в процессе её разработке, требует постоянного развития и обновления, так вся отработка должна максимально соответствовать реальным условиям, в которых происходит старт, полёт и решение поставленной целевой задачи.
С позиции тематического планирования и управления НИОКР это означает комплексность и взаимосвязанность всех планов министерства.
Тематическое планирование, как составляющая часть программно-целевого метода, предусматривает разработку комплекса органически взаимоувязанных планов, а впоследствии, планов-графиков выполнения работ по каждой теме (НИОКР) с оперативным контролем их выполнения и принятием решений:
-годовой тематический план НИОКР;
-план материально-технического обеспечения и комплектации,
-план строительства лабораторно-стендовой базы испытаний для наземной отработки,
-план строительства и реконструкции объектов на космодроме по контрольно- испытательной проверке комплекса в целом и допуску его на целевые пуски.
Все они взаимосвязаны по срокам, содержанию и целям.
В системе принятия решений на всех уровнях управления заложен принцип повышения показателя реальности выполнения плановых заданий по НИР и ОКР, как в части существа выполняемых работ, так и по объёмам работ в стоимостном выражении, с одновременным снижением рисков, за счёт эффективности управляющих решений при возникновении отклонений от плановых заданий по срокам и стоимости работ.
Органы оперативного управления всех уровней обеспечивали взаимодействии между собой, а также с органами целевого управления –между ведомственными координационными советами и межотраслевыми оперативными группами по тематике и техническому развитию отрасли, от развития которых зависит технический уровень развития разрабатываемой и производимой техники и её перспективы.
В задачи и функции высшего и отраслевого уровней оперативного управления входило:
1.Регуляроное рассмотрение, координация и контроль за выполнением годового плана тематического плана НИОКР и технического перевооружения предприятий отрасли;
2.Расмотрение организационно-технических вопросов, возникающих между предприятиями при выполнении заданий годового тематического плана НИОКР по кооперационным поставкам и изготовлению изделий, а также поставками комплектующих от предприятий других отраслей;
3.Осуществляют контроль за выполнением заданий годового плана тематического плана НИОКР по этапам и срокам, установленных в соответствии с директивными документами министерства и вышестоящих организаций, решений органов оперативного контроля отрасли, межведомственных координационных советов.
4. Координация и контроль деятельности органов технического и оперативного управления НИОКР по технологической тематике ( оперативные органы контроля на предприятиях по направлениям, Советы главных технологов, оперативно- диспетчерские службы и другое).

Для этих же целей была создана в зале коллегии министерства система коллективного пользования на базе полиэкранов, на которые выводилась из Главного вычислительного центра вся необходимая информация по рассматриваемым на коллегии вопросам, Подобной системы не имело ни одно министерство, входивших в оборонно-промышленный комплекс.
Благодаря постоянной и твёрдой поддержке Министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева была создана автоматизированная система тематического планирования НИОКР и оперативного контроля важнейших ОКР, которая эффективно работала на всех уровнях управления от организаций и предприятий до высшего уровня- коллегии и НТС Минобщемаш, во главе которых был с 9 марта 1965 по 8 апреля 1983 г. С.А. Афанасьев. Во времени это выглядело в виде следующих последовательных действий.
Первым шагом на этом пути стало создание Приказом Минобщемаш от 14 июня 1966 г. № 248 в ЦНИИМАШ отдела тематического планирования и технико-экономического анализа, который разработал отраслевой тематический план НИОКР на 1967 г.
С этого отдела началась целеустремлённая исследовательская и организационно-методическая работа по созданию автоматизированной системы тематического планирования НИОКР и оперативному контролю важнейших ОКР с переходом на новый в планировании СССР (что было поддержано Госпланом и ЦСУ) показатель «завершаемые работы» в номенклатуре по стадиям и этапам создания ракетно-космической техники и по объёму в стоимостном выражении на основе сметных стоимостей.
Показатель «завершаемые работы» стал основным плановым показателем в отрасли, связавшим планирование и отчётность работ предприятия с технологическим процессом разработки, наземной отработки и опытного производства ракетно-космической техники в отрасли, у истока которого стоял талантливый экономист, заместитель начальника ГППУ Минобщемаш Б.М. Чернин и та же честь выпала мне.
Показатель «завершаемые работы», как плановый и отчётный инструмент, показал свою высокую эффективность на процесс разработки и производства РКТ совместно с системой оперативного контроля важнейших ОКР с 1972-1992 г.г. в Минобщемаш СССР и отражён в отраслевом директивном документе «Единое положение о планировании, учёте, отчётности и оперативном управлении научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в отрасли» (введён в действие письмом Минобщемаш от 10.07.87 г. № ИП -266 и более ранних документах министерства).
Успех и результативность автоматизированного контроля важнейших ОКР и оценки эффективности деятельности организаций Минобщемаш в области НИОКР обязаны заместителю начальника ГППУ, главному диспетчеру министерства принципиальному и требовательному Б.Я. Федченко и подчинённому ему отделу контроля НИОКР.
В 1969 г. на заседании Комиссии по военно-промышленным вопросам СМ СССР система тематического планирования НИОКР и оперативного контроля важнейших ОКР была признана лучшей среди 9 министерств военно-промышленного комплекса СССР.
На всех этапах работ по созданию и совершенствованию системы тематического планирования НИОКР и оперативного контроля важнейших ОКР, вплоть до инициативы создания полиэкрана коллективного пользования в зале коллегии ( аналога полиэкрана в Центре управления полётами ЦНИИМАШ), с автоматизированным выводом информации от ГВЦ по полиэкраны в зале коллегии по рассматриваемым на коллегии вопросам, непосредственно участвовал, поддерживал и направлял Министр С.А. Афанасьев.
Это же техническое решение позволило получить возможность параллельного функционирования в режиме передачи информации из калининградского Центра управления полётами, без права вмешательства в управление происходящим процессом, а только в форме наблюдения за происходящим на экранах ЦУП из зала коллегии министерства.
Подчёркнув на ВПК СМ СССР значимость выполненной работы и масштабность достигнутых результатов, мною, как докладчиком на ВПК в конце выступления было акцентировано: «Без помощи и постоянной поддержки Министра С.А.Афанасьева сделать подобное было невозможно».

Расширение фронта работ в отрасли по техническому прогнозированию перспектив развития ракетно-космической техники, тематического планирования НИОКР и технико-экономического анализа потребовало усиления этого научного направления ЦНИИМАШ В июне 1969 г. было создано отделение № 7 и Приказом Министра общего машиностроения от 13.06.1969 г № 91 меня назначили на эту должность. Профессионализм и признание организациями и предприятиями отрасли работ по совершенствованию системы тематического планирования НИОКР , а также работы по созданию АСУП на предприятиях и растущие задачи отрасли привели к необходимости создания Распоряжением СМ СССР от 22 мая 1973 г. № 955 и Приказом Минобщемаш от 14.06.1973 г. № 174 в Москве филиала ЦНИИМАШ-организации «Агат» на самостоятельном балансе, сформированного базе отделения № 7 ЦНИИМАШ и подразделений НИИТМ ( в т.ч. Главный вычислительный центр министерства), директором которого Приказом Министра общего машиностроения СССР назначили меня.
В интервью редактору журнала «Новости космонавтики» Н.П. Тарасенко в 1991 г., С.А. Афанасьев, называвший «Агат»: «Наш министерский Госплан» сказал: «Надо отдать должное экономическим службам отрасли, обеспечившим создание внедрение «Единой системы планирования, учёта, отчётности и оперативного управления НИОКР отрасли, позволяющей рачительно, по-хозяйски расходовать выделяемые государством бюджетные ассигнования». И далее: «Ни один разработчик не мог пройти мимо этих служб. Борьба за экономию начиналась с обоснования проекта, выбора наиболее «дешевого» варианта на ранних стадиях проектирования».
Сотрудники «Организации «Агат» всегда понимали значение своей работы и отдавали ей все свои знания и силы, беззаветно служа своему делу, порою круглосуточно работая над поставленными целями.
То, что «Организация «Агат» заняла достойное место среди организаций и предприятий ракетно-космической промышленности, заслуга- Фомина К.И., Дороша Н.А., Глубокова Е.С., Мацы В.И., Червоного А.А., Жбанова Г.И., Филимонова В.Н., Брылина В.С., Ходько А.М. Печёнкина Л.С., Пупырева П.С., Курочкина В.Н., Гусева Н.С., Оноприенко В.Д., Штрингеля А.Ф., Комара О.В., Резниченко И.А., Терехова Н.Е., Тишина А.П., Фролова В.В., Сидорова А.Т .,Лапшина В.И., Сенкевича В.П., Никитина В.М., Сидорова Б.В., Белявского А.В., Федченко А.Б., Аникина Ю.И., Алавердова В.В., Дзюбенко А.А., Пикина И.Н. и всего коллектива организации.
Директорами «Организации «Агат» в этот период времени были:
1. Чебаненко В.М. (1973-76 г.г,),
2. Ваницкий А.К. (1976-80 г.г.)
3. Костоломов Э.Ф. (1980-82 г.г.)
4. Макаров Ю.Ф. ( 1982-85 г.г.),
5. Зинченко Ж.Ф. (1985-89 г.г.).
Сейчас, с позиций начала ХХ1 века, можно сказать, что «Организация «Агат» уже тогда в далёкие 70-ые годы создала фундаментальный научно-технический задел и разработала методы планирования и управления НИОКР отрасли, позволившие выжить ракетно-космической отрасли в тяжёлые для всей промышленности и народного хозяйства 90-ые годы, годы развала экономики России, брошенной на произвол судьбы после распада СССР.
О самоотверженном труде молодого сплочённого коллектива «Организация «Агат» в 1966-1989 г,г., как и о всех прославленных коллективах предприятий Минобщемаш СССР, можно сказать словами К. Маркса о коммунарах Парижского восстания 18 марта 1871 г., что это были коллективы, нацеленные и готовые « штурмовать небо».
Основатель и первый директор «Организации «Агат»,
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР,
академик РАЕН, профессор, д.т.н. В.М. Чебаненко
Москва, 26.04.2018 г.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ (ЦНИИМАШ)
ГОСКОРПОРАЦИЯ «РОСКОСМОС»