ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ИМ. А.С. ЯКОВЛЕВА
EXPERIMENTAL DESIGN BUREAU NAMED AFTER. A. S. YAKOVLEV

Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева является открытым акционерным обществом (ОАО).
Владельцами акций являются члены трудового коллектива предприятия, неработающие пенсионеры – ветераны завода, некоторые негосударственные структуры.
Право на деятельность в области авиации подтверждено государственными лицензиями и сертификатами.
Опытное Конструкторское Бюро (ОКБ), созданное А.С.Яковлевым, действительно опытное: за время своего существования ОКБ выпустило свыше 200 типов и модификацийлетательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.
Характерное для ОКБ разнообразие тематики и высокая продуктивность – итог четкой организации труда, самоотверженной и слаженной коллективной работы. Музей ОКБрассказывает о славных делах российских авиаторов и коллектива ОКБ им. А.С. Яковлева.
С 1932 г. самолеты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. За 70 лет построено 70 000 самолетов «Як» – наибольшая цифра среди российских ОКБ. Во время Великой Отечественной войны для фронта было построено 40 000 самолетов «Як».
Сегодня авиационную промышленность России трудно назвать процветающей отраслью. Разработка новых проектов ведется как «по заказу» (если сильно повезет), так и инициативно. Счастливыми можно назвать программы, которые финансируются. Но даже не финансируемые проекты разрабатываются с энтузиазмом, поскольку это путь к новому.
Программу разработки учебно-боевого самолета Як-130 можно назвать счастливой. Она поддерживается ВВС России, находится в центре внимания печати и имеет финансовую поддержку. ОКБ рассчитывает на успех в этой программе, рассматривает возможностьмодернизации Як-130 и расширения областей его применения.
Проекты поршневых самолетов Як-52М и Як-152 также связаны с Як-130. Они рассматриваются в общей программе подготовки летчиков, как самолеты первоначального обучения.
Новые дистанционно пилотируемые летательные аппараты – «Альбатрос» и «Эксперт», – скорее инициативные проекты, отражающие потенциал фирмы в этой актуальной области.

ИСТОРИЯ
Под руководством А. С. Яковлева была создана характерная для нашего коллектива школа конструкторского мастерства, которая сочетает в себе простоту и смелость инженерно-конструкторской мысли с высоким научным уровнем и новаторством. «Яковлевская» школа базируется на коллективном творческом процессе, в котором каждый конструктор считает создаваемый самолет своим детищем и бережно заботится о его надежности и безопасности в течение всего срока службы.
В ОКБ выросли многие замечательные конструкторы, технологи, производственники и инженеры, составляющие гордость коллектива. Особым уважением в коллективе пользуются летчики-испытатели, их опасный и благородный труд.
На смену ветеранам труда в ОКБ пришло много способных молодых конструкторов, технологов, инженеров-испытателей, мастеров, рабочих, летчиков.
В ногу с наукой
ОКБ в течение многих лет проводит научно-исследовательские и поисковые работы по вопросам перспективной тематики. К этой работе привлекаются конструкторы отдела новых проектов, специалисты по аэродинамике, прочности, оборудованию, системам управления, вооружению и т. д.
Деятельность ОКБ протекает в тесном творческом содружестве с ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ, НИИАС, ВИАМ, НИАТ и другими институтами. Эти институты постоянно оказывают ОКБ помощь на всех этапах создания самолета. Специалисты ОКБ пользуются большим авторитетом в смежных научных организациях.
ОКБ – постоянный инициатор заказов новых образцов авиадвигателей, систем управления самолетом, вооружения, электрооборудования, средств автоматического управления и навигации. Изготовители этих изделий – десятки смежных организаций, обеспечивающих успех самолета.
В своей работе коллектив ОКБ всегда стремится к использованию новейших достижений в области технологии, металловедения, применения новых материалов и комплектующих изделий.
Широкое внедрение электронно-вычислительной техники в процесс проектирования самолета в корне изменило традиционные методы работы всех подразделений ОКБ и оказало большое влияние на рост нового поколения конструкторов, расчетчиков, экономистов и производственников, что позволило значительно поднять научно-технический уровень разработок создаваемых самолетов и снизить сроки их создания.
От идеи – к воплощению
Ранее говорилось о коллективах и руководителях ряда серийных заводов. Мы благодарны всем этим предприятиям: от гигантов, строивших тысячи и десятки тысяч машин, до небольших заводов, выпустивших в годы войны несколько десятков самолетов.
Подготовка производства и выпуск самолетов – большая и трудная работа. Она ведется под руководством конструкторов, хорошо знающих внедряемый самолет. ОКБ работает в тесном контакте с эксплуатирующими организациями Министерства обороны и гражданской авиации, что способствует поддержанию высокой эксплуатационной надежности самолетов.
Испытательный комплекс
Специалисты отделения комплексных испытаний совместно с конструкторами и производственниками создают уникальные стенды и проводят исследования динамики полета нового самолета и его систем на более ответственных режимах полета, а также ресурсные испытания самолета.
Много труда и знаний вложили специалисты летно-испытательного комплекса в создание своего вычислительного центра для обработки результатов летных испытаний.
Признание успехов
За успехи в создании новой авиационной техники коллектив ОКБ награжден:
• в 1942 г. – орденом Ленина,
• в 1944 г. – орденом Красного Знамени,
• в 1981 г. – орденом Октябрьской Революции.
Активные участники создания самолетов награждены орденами и медалями, удостоены звания лауреатов.
В августе 1993 г. ОКБ было преобразовано в Акционерное общество открытого типа (АООТ), а затем в Открытое акционерное общество (ОАО) «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева».

ЛЕГКИЕ САМОЛЕТЫ 1927 – 1936 ГГ.
Именно эти небольшие и симпатичные авиетки, бипланы и монопланы отражали в стране настрой и романтику авиации первых лет. На них учились летать и понимать полет люди. Проекты рождались один за другим, часто больше на энтузиазме, чем на научной основе. Это был славный период освоения неба.
Тогда А.С. Яковлев с небольшой группой инженеров и рабочих создает ряд легких самолетов, которые еще не носили эмблемы «Як», а назывались АИР-1, АИР-2, … , АИР-19.

ИСТРЕБИТЕЛИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
«Я «Як» – истребитель…» – так поется в песне В. Высоцкого, а песня говорит о популярности. 40 000 истребителей Як поступили на фронт в годы Великой Отечественной войны. Они носили эмблемы Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Это были грозные защитники неба страны, созданные ОКБ на базе огромного опыта постройки легких высокоманевренных самолетов.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ САМОЛЕТЫ.
Почти каждый российский летчик начинал свой путь в небо с «летающей парты» – учебного самолета. ОКБ А. С. Яковлева традиционно считает честью создавать самолеты для обучения летчиков.
В стенах ОКБ созданы такие известные самолеты, как Як-11, Як-18А и его одноместные спортивные модификации (Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС). Четырехместный многоцелевой самолет для первоначального обучения и тренировки курсантов Як-18Т, стал надежной рабочей лошадкой в училищах и в хозяйстве.
Позднее появились:
акробатический самолет Як-50 и
его учебно-тренировочный вариант Як-52.
Первый опыт создания реактивных акробатических самолетов воплотился в Як-30 и Як-32.

БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ.
Человеку свойственно стремление избавить себя от утомительных, опасных и рискованных работ. Его стремление к автоматике и роботизации естественно. Этот процесс охватил и авиацию. Все больше в небе появляется беспилотных летательных аппаратов, выполняющих различные функции и военные, в первую очередь.
Летающий робот «Пчела», созданный в ОКБ А.С. Яковлева, предназначен для наблюдения за наземными целями с помощью бортовой телевизионной камеры с передачей изображения в реальном времени на наземный пункт управления. В этом своем качестве комплекс, в который входит несколько таких летательных аппаратов, уже работает и даже отмечен правительственными наградами. Работы по его совершенствованию, развитию и расширению функций продолжаются…

САМОЛЕТЫ КОРОТКОГО И ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ.
Почти три десятилетия ОКБ вело исследовательские и проектные работы, связанные с разработкой вертикально взлетающих самолетов. Экспериментальный самолет Як-36 позволил накопить ценный опыт, создать уникальную исследовательскую базу по этой новой технологии в авиации.
Многие авиационные фирмы пытались решить задачи, возникающие при создании таких аппаратов, но только два проекта были доведены до серийного производства и эксплуатации: английский «Харриер» и российский Як-38.
В России был разработан и испытан первый в мире сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки Як-141.

РЕАКТИВНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ САМОЛЕТЫ.
Кто из конструкторов не мечтал о небольшом, быстром, красивом, удобном самолете, современном средстве передвижения? Мечтали все, но А.С.Яковлеву удалось осуществить свою мечту.
Як-40 создавался людьми, которые уважали потребности страны больше, чем требования моды. Разработанный в 70-х годах реактивный пассажирский самолет Як-40 находится до сих пор в строю и не теряет своей привлекательности. Из 1000 построенных самолетов около 500 продолжают обслуживать отечественные и зарубежные местные авиалинии. Это первый отечественный самолет, сертифицированный по Нормам летной годности FAR-25.
Успех Як-40 вдохновил ОКБ на разработку Як-42. Ближнемагистральный пассажирский самолет Як-42 создавался по отечественным и зарубежным требованиям к самолетам такого класса. Повышенный комфорт для пассажиров, низкий расход топлива, низкий уровень шума, повышенная безопасность полета – вот что было модно в это время.
Дорога этого самолета в жизнь была не очень легкой, но ОКБ удалось в конечном итоге доказать правильность своих решений: Як-42 эксплуатируется на многих авиалиниях и во многих странах.

РЕАКТИВНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ 1946 – 1958 ГГ.
Наступление реактивных двигателей, охватившее мировую авиацию после Второй Мировой войны, отразилось на всех ОКБ. В этот период появился первый российский реактивный самолет Як-15, за которым последовала целая серия ярких представителей реактивной авиационной техники, носящих эмблему «ЯК»:Як-17, Як-23, Як-25, Як-25РВ, Як-27.

СВЕРХЗВУКОВЫЕ САМОЛЕТЫ.
Серьезное наступление на сверхзвуковые скорости связано с созданием двухместных двухдвигательных сверхзвуковых боевых самолетов Як-28.
Первым самолетом этого семейства стал Як-28Б – бомбардировщик для прицельного бомбометания с малых и средних высот при отсутствии визуальной видимости цели.
В дальнейшем появились варианты:
• Як-28Л, Як-28И — бомбардировщики, отличающиеся системами управления вооружением;
• разведчики Як-28Р, Як-28РР и Як-28БИ – разведчик с боковым обзором;
• постановщик помех Як-28ПП;
• учебный самолет Як-28У;
• всепогодный перехватчик Як-28П мог развивать скорость до 1900 км/ч и имел дальность 2150 км; на одном из опытных самолетов Як-28ПМ с форсированными двигателями была достигнута скорость 2400 км/ч.
Самолеты семейства Як-28 находились на вооружении более 25 лет.

ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ.
В ОКБ А.С.Яковлева никогда не забывали, что, кроме военной, существует еще очень полезная человеку мирная авиация.
Первый опыт создания пассажирских самолётов ОКБ приобрело, создавая Як-8 и Як-16.
Одним из наиболее популярных массовых мирных самолетов был Як-12. Построено в общей сложности более 4500 экземпляров этого самолета и его модификаций.

ДЕСАНТНЫЕ ПЛАНЕРЫ И ВЕРТОЛЕТЫ.
Наличие вертолетной тематики в авиационном конструкторском бюро выглядит необычно, и, тем не менее, ОКБ А.С. Яковлева испробовало свои силы и в этой области. Вертолет Як-24 имел широкую известность. А создание грузового планера Як-14 выглядело оригинально на фоне реактивной гонки.

РЕКОРДЫ И ПЕРЕЛЕТЫ

По сравнению с самолетами других ОКБ, на самолетах «Як» установлено не так уж много мировых рекордов – 86. Но преобладающая часть их достигнута до того, как в результате многократного расширения номенклатуры рекордов, регистрируемых ФАИ, произошла девальвация понятия «рекорд».
Наша страна вступила в ФАИ в 1935 г., до этого все мировые рекорды, установленные советскими летчиками, были неофициальными, что не снижает их значимости.
Среди мировых рекордов, установленных на самолетах ОКБ им. А. С. Яковлева, особенно выделяются следующие достижения:
• первые советские мировые рекорды.
Их установил Юлиан Пионтковский 19 июля 1927 г. в перелете Севастополь – Москва на первом самолете А. С. Яковлева АИР-1;
• первые советские официальные мировые рекорды для легких самолетов, общий и женский.
Установлены соответственно 19 октября 1936 г. в перелете Ейск – Черкассы и4 июля 1937 г. в Тушине. Рекорды под № 5, 6, 14, 16, 17 – «дипломированные», т. е. отмечены специальными дипломами ФАИ как особо сложные. Рекорды с № 6 по №19 в свое время не были превышены. Их аннулировали в связи с введением новой классификации самолетов;
• послевоенные мировые рекорды, установленные 6 и 16 сентября 1949 г.
Рекорд от 16 сентября, как особо сложный, отмечен медалью Луи Блерио. Та же награда дана и за рекорд от 26 июля 1977 г., когда впервые на советском легком поршневом самолете была получена рекордная скорость по прямой;
• рекорды скорости на Як-11
Установленные Н. М. Головановым и Я. Д. Форостенко, продержались почти четверть века – с 1951 по 1975 г.;
• рекорды с грузом
Установленные 17 декабря 1955 г. на самом большом и грузоподъемном вертолете в мире Як-24. Это было первое свидетельство успехов нашей страны в развитии больших вертолетов;
• рекорды высоты и скорости на первых отечественных реактивных самолетах учебного и спортивного назначения Як-30 и Як-32, знаменовавшие успешный старт этого нового для нашей страны класса самолетов;
• рекорды высоты с грузом, установленные в 1955 г. на специализированных высотных самолетах РВ, показавшие высокий уровень этого вида техники на фоне высотных полетов американского самолета Локхид U-2;
• рекорды на первом в мире сверхзвуковом самолете вертикального и короткого взлета и посадки Як-141.
Широта тематики ОКБ им. А.С. Яковлева позволяла устанавливать рекорды на многих типах машин. Это учебные и спортивные самолеты как поршневые, так и реактивные; легкие гидросамолеты; вертолет; реактивные пассажирские самолеты; сверхзвуковой боевой самолет – всего 19 типов летательных аппаратов.

ОАО «ОКБ имени А.С. Яковлева»
Россия, 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, 68
okb@yak.ru
• Отдел внешних связей и маркетинга:
тел. +7 (499) 158-34-32, факс +7 (495) 787-28-44
• Отдел информационного обеспечения:
тел. +7 (495) 961-12-52, факс +7 (495) 961-12-52, электронная почтаonti@yak.ru
-
• Бюро документооборота
тел. +7 (499) 158-36-67, факс +7 (499) 151-57-71, электронная почтаokb@yak.ru
• Отдел ценных бумаг :
тел. +7 (499) 151-15-63, факс +7 (499) 151-15-63
http://www.yak.ru

БЛИЖНЕ- СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ МС-21
УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ ЯК-130
УЧЕБНЫЙ САМОЛЕТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЯК-152
ЯК-41М СТОЯЛ НА ПОРОГЕ ГРЯДУЩИХ ОКЕАНСКИХ ПОХОДОВ
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ ЯК-141 (ПЛАНШЕТ)
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ-ЛАБОРАТОРИЯ ЯК-42Д
ВЕРТОЛЕТ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА ЯК-24К
БАРРАЖИРУЮЩИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК ЯК-25

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT