НОВОЖИЛОВ ГЕНРИХ ВАСИЛЬЕВИЧ

NOVOZHILOV HEINRICH VASILIEVICH

Новожилов Генрих Васильевич – советский авиаконструктор, академик АН СССР (1984), дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1981).
Новожилов Генрих Васильевич родился 27 октября 1925 года в г. Москве. До войны окончил 8 классов средней школы.
Трудовой путь начал в 1943 году лаборантом кафедры физики в МАИ.
1943-1948 годы студент МАИ.
С 1 июля 1948 года с преддипломной практики начал работать в ОКБ С.В. Ильюшина в должности инженера-конструктора. В отделе фюзеляжа прошел путь до конструктора I категории. Принимал участие в работах по самолетам Ил-14, Ил-40, Ил-46, Ил-54. Был ведущим инженером по специальности при постройке и летных испытаниях реактивного бомбардировщика Ил-54.
1956-1958 годы секретарь парткома предприятия.

С сентября 1958 года заместитель главного конструктора по Ил-18 и ответственный за самолеты «Ил», находящиеся в эксплуатации.

Участвует в разработке модификаций Ил-18 для ВВС – противолодочного самолета Ил-38, Ил-20 «Стрела» и других.

В 1964 году Приказом министра назначен главным конструктором II категории и первым заместителем генерального конструктора. С этого времени под руководством С.В. Ильюшина начинает работать в Бюро эскизного проектирования.

Отвечает за проведение летных испытаний, запуск в серийное производство и эксплуатацию дальнемагистрального реактивного самолета Ил-62.

В сентябре 1967 года начались полеты с пассажирами, и самолет Ил-62 надолго становится флагманом «Аэрофлота».

В июле 1970 года по представлению Сергея Владимировича Ильюшина (в связи с его болезнью и уходом на пенсию по личному заявлению) Распоряжением Совета Министров СССР Новожилова Г.В. назначают генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия.

Следует отметить работу по созданию военно-транспортного самолета Ил-76 – первого самолета его конструкции. Опытный Ил-76 взлетел с Центрального аэродрома г. Москвы 25 марта 1971 г. Принят на вооружение в 1976 году.

Ил-76 – первый реактивный военно-транспортный самолет, способный использовать грунтовые и бетонные полосы, стал основным в составе ВТА ВВС, выполняет все виды десантно-транспортных операций . В гражданской авиации осуществляет коммерческие перевозки и специальные задания при чрезвычайных ситуациях. На базе Ил-76 создано много модификаций – керосинозаправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости, летающий госпиталь «Скальпель», противопожарный и др.

В 1980 году на трассы «Аэрофлота» вышел первый российский пассажирский широкофюзеляжный самолет Ил-86. При создании этого самолета Новожиловым Г.В. были разработаны и воплощены в конструкцию новые принципы обеспечения безопасности полета. Достигнута высокая технологичность и эффективность в эксплуатации. 130 технических нововведений, защищенных патентами, свидетельство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных совместно с ЦАГИ и внедренных Новожиловым Г.В. в самолет Ил-86, послужили дальнейшему развитию российской авиационной науки.

Год 1993 – генеральным конструктором Новожиловым Г.В. была завершена работа по созданию самолета нового поколения – дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90.

14 июля 1993 года рейсом Москва-Нью-Йорк начались пассажирские перевозки. Сегодня налет самолетов подходит к 70 тысячам летных часов.

В самое трудное время с 1990 по 1999 год по решению Президентов России и США проводит работу по дальнемагистральному самолету Ил-96М/Т с американскими двигателями и американской авионикой, создает первый совместный российско-американский самолет, получивший Сертификат типа FAA США в 1999 году, не уступавший лучшим аналогичным самолетам мира.

Ил-103 – легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования в авиашколах, при патрулировании и оказании скорой медицинской помощи. Первый полет май 1994 года. Имеет два Сертификата: Сертификат тип МАК СНГ получен в декабре 1996 года, FAA USA – декабрь 1998 года.

Работа по программам самолетов Ил-96М/Т и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском регистре, проведенная впервые, стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России.

Ил-114 – турбовинтовой пассажирский 64-местный самолет нового поколения для региональных трасс, с низким уровнем расхода топлива. Первый полет – март 1990 года. Сертификат типа МАК СНГ получен в апреле 1997 года. В серийное производство запущен на ТАПОиЧ (Ташкент) успешно много лет эксплуатируется компанией «Узбекистон Хаво Йуллари» Узбекистан.

В каждой из вышеперечисленных программ создания новых самолетов Генрих Васильевич Новожилов проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции самолетов, обеспечивающих высокий уровень безопасности полета, большой ресурс, производственную и эксплуатационную технологичность. Он внес большой вклад в развитие мирового самолетостроения.

В 1979 году избран членом-корреспондентом, а в 1984 году академиком Российской академии наук.

Генрих Васильевич Новожилов выполнял большую общественную работу – неоднократный депутат Моссовета, Верховного Совета, Народный депутат СССР. Он дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и премии Правительства РФ, удостоен звания «Заслуженный конструктор РФ», награжден тремя орденами Ленина, орденами «Октябрьской революции», «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», «Дружбы народов», «За заслуги перед Отечеством II и III степени», орденами Польши, Чехословакии, Республики Узбекистан, многими медалями, в том числе Золотой медалью имени А.Н. Туполева за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники.

Новожилов Г.В. ветеран Великой Отечественной войны и Труда, награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Ветеран Труда».

С января 2006 года – главный советник генерального директора по науке. С 27 декабря 2015 года – почетный генеральный конструктор ОАО «Ил».

Ежедневно в 9:00 начинает свой рабочий день.

В его личном списке научных разработок 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами, научные работы по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях, высокой технологичности в производстве и новые принципы технического обслуживания в эксплуатации.

Под его руководством были спроектированы, построены, прошли летные испытания и запущены в серийное производство самолеты марки «Ил» нового поколения, имеющие важное значение в развитии народного хозяйства страны и укреплении ее обороноспособности.

Вклад Генриха Васильевича Новожилова – генерального конструктора, ученого и организатора в развитие отечественной авиации, получил широкое признание Российских и зарубежных специалистов.

АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА