НЕВСКОE ПРОЕКТНО – КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
NEVSKOYE DESIGN BUREAU

22.01.2014
В ежеквартальном отчете ОАО «Невское ПКБ» за 9 месяцев 2013 года содержатся краткие сведения о следующей существенной сделке: – поставке документации для установки и ввода в эксплуатацию оборудования авиационно-технических средств корабля (АТСК) в помещениях корабля проекта 71. Стороны сделки выступили как заказчик – ОАО «ЦТСС» и поставщик – ОАО «Невское ПКБ».

НЕВСКОЕ ПКБ И «КОРАБЛЬ АВИАЦИОННОГО ПРИКРЫТИЯ»

22.04.2014

Российские специалисты начали разработку электромагнитной авиационной пусковой установки (электромагнитной катапульты) для авианосцев, сообщил генеральный директор ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро» Сергей Власов.
«Сегодня в России есть организация – название ее называть пока рано, – которая занимается созданием электромагнитной катапульты. Соответствующие разработки уже начаты», – сказал Власов, передает ИТАР-ТАСС. Пока неизвестно, сколько времени уйдет на проведение соответствующих разработок в нашей стране, отметил гендиректор «Невского ПКБ». «Проблема в том, что американцы над этим работали более 10 лет. Они свою первую электромагнитную катапульту только в 2016 году будут устанавливать на новый авианосец «Джеральд Форд» (CVN-78)», – добавил Власов.
По данным из открытых источников, надежность паровой катапульты пока чуть ли не на два порядка выше, чем у электромагнитной. Число критических отказов на определенное количество пусков у этого нового механизма пока очень велико, подчеркнул он.
Паровой же катапультой в России сейчас никто не занимается. «Дело в том, что для нее однозначно нужна атомная энергетическая установка. Как пишут американские коллеги, электромагнитная катапульта легче, компактнее, плавнее разгоняет самолет, ее можно регулировать под разную массу летательного аппарата», – сказал Власов. Взгляд

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАНОСЕЦ ВМФ РОССИИ

23.04.2014
Стоимость перспективного российского авианосца может составлять от 100 до 300 млрд руб., на его создание уйдет примерно 10 лет. Об этом в интервью корр.ИТАР-ТАСС сообщил генеральный директор ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро» (»Невское ПКБ») Сергей Власов.
«Сегодня на российский перспективный авианосец технического задания нет. Стоимость таких кораблей, напомню, варьируется от 100 до 300 млрд руб. От начала создания проекта до подъема флага уйдет примерно 10 лет. Авианосцы включены в программу кораблестроения до 2050 г., но они по срокам стоят там дальше, чем хотелось бы. Наш проектный отдел ведет подготовительную работу, и если предположить, что завтра нам поступит задание начать работы, мы начнем их незамедлительно», – сказал Власов.
По его словам, в проект нового корабля можно теоретически включить «все, что угодно». У авианосца есть конкретные задачи, которые он должен выполнять, а все остальное лишь утяжеляет и перегружает проект.
«Например, глубоководные аппараты авианосцу совершенно не нужны, это функция судна сопровождения. Однако наш флот всегда желал сделать проекты всеобъемлющими. Яркий тому пример – «Адмирал Кузнецов», на котором установлены все виды оружия. Мнение «Невского ПКБ» на сей счет однозначно – у авианосца должны быть средства ПВО. Вместе с тем, он никогда не будет ходить в море один, защищать его – задача сопровождающих кораблей», – считает Власов.
Он добавил, что у нового авианосца может быть любая силовая установка: атомная, дизельная, газотурбинная, любое водоизмещение – от 50 до 80 тыс т.
«Сегодня все поставщики уникального оборудования, которое необходимо только авианосцам, в России есть. Аэрофинишеры, удерживающие устройства, электроприборы и светотехника, радиосвязь и электроника, навигационные системы – все это можно сделать. Какое-то оборудование придется закупать за рубежом. Но чем дольше откладывать начало работ, тем будет сложнее. Может быть потеряна необходимая российская кооперация», – подчеркнул гендиректор «Невского ПКБ». АРМС-ТАСС

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАНОСЕЦ ВМФ РОССИИ

29.05.2014
Согласно отчету Невского ПКБ за первый квартал 2014 года приведенного на bmpd.livejournal.com в настоящее время ьбро выполняются работы по техническому сопровождению, корректировке рабочей документации, выпуску эксплуатационной, разработке и поставке отчетных чертежей (в шести проекциях), перевыпуске РКД в экспортном варианте по подписанным договорам с ОАО «ПО «Севмаш» по переоборудованию ТАВКР «Адмирал Горшков» для Республики Индии. В обеспечение Гособоронзаказа ведутся работы по разработке РКД проекта 11711 по договору с ОАО «ПСЗ « Янтарь»; РКД и ЭД проекта «Нитка-2» по договору с ОАО «МКБ «Компас».
По Генеральному контракту между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Республикой Индией ведется поставка документации для обеспечения выполнения работ по созданию НИК (Наземного испытательного комплекса с взлетно-посадочным оборудованием).

12.07.2017

Невское проектно-конструкторское бюро в минувшем году направило всего 20,44 млн рублей на разработку авианосца и универсального десантного корабля для ВМФ России. Об этом сообщается в годовом отчете предприятия, опубликованном в среду, 5 июля.В документе в частности говорится, что деньги направили «с перспективой дальнейшего использования в 2017 году… с последующим переведением в нематериальные активы с получением патентов».
Кроме того, отмечается в отчете НПКБ, указанные проработки «имеют не финансовый, а более важный интерес – продвижение продукции на внутренний и внешние рынки».
Если исследования окажутся востребованными, срок окупаемости инвестиции составит два года по каждому направлению. По предварительным расчетам НПКБ, «точка безубыточности по авианесущему направлению составит 1300 млн рублей, а по направлению УДК – ориентировочно 700 млн».
В отчете говорится также, что «предпроектные проработки нового облика военных кораблей имеют очень хорошую перспективу с высоким экономическим эффектом в дальнейшем». При этом инвестрасходы из средств федерального бюджета в 2016 году не предусматривались, зато объем работ «превысил фактический объем 2015 года», – сообщается в документе.
Информация о создании перспективных десантных кораблям практически дословно повторяет данные, опубликованные в отчете за 2015 год.
В отчете за 2016 год в частности говорится: «Разработан типоряд десантных кораблей (УДК, ДВКД) на основе проектного модуля водоизмещением 10000-35000 тонн. Из типоряда для дальнейшей проработки выбраны варианты ДВКД водоизмещением около 15000 тонн и УДК около 30000 тонн».
http://flotprom.ru


НЕВСКОE ПРОЕКТНО – КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


Невское ПКБ – старейшее в Российской Федерации проектно-конструкторское бюро надводного кораблестроения, отметившее в январе 2021 г. свой 90-летний юбилей.
Организованное в 1931 году, проектно-конструкторское бюро является головным проектантом тяжелых авианесущих крейсеров, больших десантных кораблей и наземных испытательных учебно-тренировочных комплексов корабельной авиации.
В настоящее время в бюро работает около четырехсот высококвалифицированных конструкторов. Проектирование ведётся с помощью корпоративной интегрированной системы, включающей в себя системы компьютерного 3D моделирования и управления проектированием, использующей развитую инфраструктуру автоматизированных рабочих мест.
За девяносто лет существования бюро по его проектам на 16 заводах в десяти городах СССР было построено свыше трехсот кораблей и судов различных типов и назначений, в том числе тяжелые авианесущие крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», «Киев», противолодочные крейсера-вертолетоносцы (ПКР) «Москва», легкие артиллерийские крейсера «Киров», «Чапаев», «Свердлов», большие десантные корабли (БДК) «Саратов», «Иван Рогов», «Иван Грен», лидеры эсминцев «Ленинград», эсминцы «Гневный» и «Сторожевой», сторожевые корабли (СКР) «Ураган», базовые тральщики (БТЩ) «Трал», суда морского космического флота «Сибирь», «Чукотка», «Чажма» и «Космонавт Владимир Комаров», опытовое судно «Диксон».

АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ
АО «Невское ПКБ» единственное из Российских КБ специализируется на проектировании боевых кораблей ВМФ большого водоизмещения с базированием на них групп корабельных летательных аппаратов.
За последние годы в бюро велись проектные проработки перспективного авианосца нового поколения, в частности, специалистами АО «Невское ПКБ» были рассмотрены три варианта: авианосец с АЭУ полным водоизмещением свыше 80000 т, авианосец с ГТЭУ, полным водоизмещением до 40000 т и авианосец с ГТЭУ, полным водоизмещением до 60000 т.
ТАВКР «Адмирал Кузнецов» стал первым российским авианосцем, несущим самолеты классической схемы – со взлетом с трамплина и посадкой на аэрофинишеры.
В 1985-1991 годах по проектам Невского проектно-конструкторского бюро велось строительство более совершенных ТАВКР «Варяг» и атомного ТАВКР «Ульяновск». (На «Ульяновске» предполагалось использование самолетов не только с трамплинным, но и с катапультным стартом, в частности, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения). В создании крупных авианесущих кораблей, к концу 1980-х годов Невское ПКБ, вместе с Черноморским судостроительным заводом, где они строились, вышло на второе место в мире, после кампании «Ньюпорт Ньюс», которая с 1961 г. является монополистом в строительстве авианосцев для ВМС США.
ДЕСАНТНЫЕ КОРАБЛИ
АО «Невское ПКБ» является также единственным в России проектантом десантных кораблей большого водоизмещения.
В конце 1980-х годов НПКБ разработало технический проект большого десантного корабля-вертолетоносца (БДКВ), который должен был представлять дальнейшее развитие БДК «Иван Рогов» в направлениях увеличения десантовместимости, повышения темпа и надежности высадки морских десантов, а также придания кораблям этого типа противолодочных возможностей. По показателям десантовместимости БДКВ пр.11780 находился практически на одном уровне с построенными и проектируемыми десантными кораблями ВМС США того времени, а по провозоспособности десантно-высадочных средств и боевым возможностям огневых средств самообороны – превосходили эти корабли.
В настоящее время конструкторское бюро работает над развитием серии проектов больших десантных кораблей нового поколения «Иван Грен» (проект 11711).
Эти большие десантные корабли нового поколения предназначены для решения задач как в военное, так и в мирное время – от содействия сухопутным войскам в проведении операций на приморских флангах до перевозок различных грузов в контейнерах международного класса. Корабли могут транспортировать современную боевую технику – основные боевые танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, автотранспорт. При их проектировании были учтены требования и условия для перевозки перспективного вооружения морской пехоты и береговых войск.
На основе проекта 11711 Невским ПКБ разработан проект большого десантного корабля 11711Э, предназначенный для экспорта в интересах инозаказчика.
До настоящего времени в составе российского ВМФ служат большие десантные корабли «Саратов», спроектированные Невским ПКБ в 1960-х годах.
В настоящее время конструкторское бюро в инициативном порядке ведет разработку перспективных проектов универсальных десантных кораблей водоизмещением до 30 тысяч тонн, десантных вертолетоносных кораблей-доков водоизмещением до 25 тысяч тонн, больших десантных кораблей водоизмещением до 16 тысяч тонн, а также десантных кораблей водоизмещением до 8 тысяч тонн.
ГРАЖДАНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ
В настоящее время АО «Невское ПКБ» осуществляет проектирование широкого спектра гражданских судов различного назначания:
• – Научно-экспедиционные судна;
• – Танкеры-химовозы;
• – Сухогрузы.
Кроме указанных, по проектам Невского ПКБ строились морские танкеры снабжения, океанографические суда, пассажирские суда.
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
С 1992 г. АО «Невское ПКБ» принимает активное участие в международных проектах по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.
По межправительственным соглашениям в 1995 г. был разработан эскизный проект авианосца для ВМС Китая; в 2013 году – лёгкий авианосец «Викрамадитья», переоборудованный по проекту Невского ПКБ из ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» для ВМС Индии; в 2007 году конструкторское бюро определено генеральным исполнителем по оказанию технической помощи ВМС Индии в проектировании корабля авиационного прикрытия; в 2014 году в ГОА построен и сдан заказчику наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс с взлетно-посадочным оборудованием для индийской палубной авиации.
За создание проектов авианосца «Викрамадитья» и наземного испытательного комплекса АО «Невское ПКБ» трижды (в 2014, 2015, 2019 гг.) становилось лауреатом Национальной премии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ «Золотая идея».
НАГРАДЫ
Заслуги коллектива в создании и освоении новой техники отмечены награждением бюро:
• – Орденом Ленина (1977);
• – Орденом Октябрьской Революции (1984);
• – Памятным Военно-морским флагом (1982);
• – Ленинской премией (1977);
• – Девятью Сталинскими (Государственными) премиями (1942-1981);
• – Пятью национальными премиями «Золотая идея» ФСВТС России:
o 2014 год – Виглин А.О. в номинации «За личный вклад, инициативу и усердие в решении задач военно-технического сотрудничества»;
o 2015 год – Власов С.С., Павлющик И.В., Плоткин Э.И., Варламов И.А. в номинации «За успехи в области производства продукции военного назначения, внедрение передовых технологий и инновационных решений»;
o 2017 год – Колоштивин А.Е. в номинации «За личный вклад, инициативу и усердие в решении задач военно-технического сотрудничества»;
o 2019 год – Загородный К.П., Колоштивин А.Е., Соловьёв В.С. в номинации «Лучшее предприятие-соисполнитель»;
o 2020 год – Орлов С.В., Раздолгин А.А., Плоткин Э.И., Топориков А.Ю., Терезников М.С. в номинации «За вклад в пропаганду военно-технического сотрудничества, рекламную и информационную поддержку экспорта продукции военного назначения».
Многие работники Невского ПКБ награждены государственными и ведомственными наградами.

ИСТОРИЯ
Бюро было организовано 18 января 1931 г. приказом Центрального правления Всесоюзного объединения судостроительной промышленности «Союзверфь», как самостоятельное хозрасчетное предприятие, входящее в состав этого объединения и подчиненное непосредственно его правлению. Задачей нового предприятия стало централизованное выполнение проектно-конструкторских работ по военному кораблестроению в целях ускорения возрождения и дальнейшего развития Морских сил РККА, как тогда назывался наш Военно-Морской Флот.
До этого, разработка проектов военных кораблей выполнялась, как это было до революции 1917 г., специалистами Морского технического комитета (НТКМ). Технические бюро заводов-строителей, в обеспечение строительства кораблей на своих предприятиях, выпускали по проектам НТКМ рабочую конструкторскую документацию (РКД).
Сегодня АО «Невское ПКБ» – ведущее конструкторское бюро судостроительной промышленности России, головное предприятие по проектированию и обеспечению документацией строительства, ремонта, переоборудования и модернизации самых крупных и сложных боевых надводных кораблей океанской зоны, корабельных авиационно-технических средств и высадочных устройств десантных кораблей.
До начала Великой Отечественной войны по проектам бюро, построили более ста кораблей и судов, что позволило не только значительно обновить и пополнить состав Балтийского и Черноморского флотов, но и заложить основы создания двух новых – Северного и Тихоокеанского.
В 1946-1950 г.г. – на базе НПКБ (в то время, ЦКБ-17), создали новые самостоятельные конструкторские коллективы: ЦКБ-53 (ныне – Северное ПКБ), СКБК и ЦКБ-16 (в 1974 г. вошло в состав СПМБМ «Малахит»). С 1950 г. бюро было ориентировано на создание легких артиллерийских крейсеров, а с прекращением их строительства – выполняло работы по проектированию кораблей и судов океанского ракетно-ядерного флота, в том числе – для отработки новых образцов вооружения и ракетно-космической техники.
С 1958 г. коллектив бюро приступил к проектированию и обеспечению строительства принципиально новых кораблей – противолодочных крейсеров (ПКР) и экспедиционных океанографических кораблей (ЭОК), с 1963 г. – больших десантных кораблей (БДК), с 1964 г. – плавучих ракетно-технических баз (ПРТБ), с 1968 г. – тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР). Всего в 1931-1990 г.г. по 45-ти проектам бюро на 16-ти заводах в 10-ти городах страны построено около 300 кораблей и судов различных классов, типов и назначений (ПКР типа «Москва», БДК типов «Саратов» и «Иван Рогов», ЭОК типов «Сибирь» и «Чажма», ПКИК «Космонавт В. Комаров», ТАКР типа «Киев», ТАВКР «Адмирал Кузнецов» и др.).
Со второй половины 1970-х годов бюро заняло передовые позиции в надводном судостроении в области применения ЭВМ при проектировании и разработке РКД при строительстве кораблей и судов. Внедрено и освоено современное компьютерное обеспечение производственного процесса на основе сети программно-аппаратного комплекса с использованием новейших сетевых технологий обработки информации, организованной в корпоративную информационную систему.
1992 г. Невское ПКБ принимает активное участие в международных проектах по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами. По межправительственному соглашению разработан эскизный проект авианосца для ВМС Китая; по заключенному контракту, выполнены проектно-конструкторские работы в обеспечение ремонта и переоборудования на ФГУП «ПО «Севмаш» ТАВКР «Адмирал Горшков» в авианосец ВМС Индии. Бюро определено также генеральным исполнителем по оказанию технической помощи ВМС Индии в проектировании авианосца проекта 71 и взлетно-посадочного оборудования наземного испытательного комплекса.
НПКБ разрабатывает рабочую конструкторскую, эксплуатационную и приемосдаточную документацию для обеспечения строительства БДК нового поколения «Иван Грен» на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».
Ныне АО «Невское ПКБ» работает в условиях стабильного производства и финансовой устойчивости, достаточно полного портфеля заказов на ближайшую перспективу, обладая высококвалифицированным персоналом, осваивая новые информационные технологии проектирования кораблей, выпуска РКД и управления предприятием, разрабатывая и осуществляя проекты возрождения и дальнейшего развития отечественного судостроения.

199106, Россия, г.Санкт-Петербург, Галерный проезд д.3
+7(812)635-05-66
+7(812)635-07-40
info@npkb.ru
http://www.npkb.ru

Источники: www.npkb.ru, www.nddb.spb.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВИАНЕСУЩИХ КОРАБЛЕЙ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАНОСЕЦ ВМФ РОССИИ
ПРОЕКТ ПЕРСПЕКТИВНОГО АВИАНОСЦА «ЛАМАНТИН»
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ КОРАБЛЬ (АВИАНОСЕЦ) «ВАРАН»
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНО-ГОСПИТАЛЬНОЕ СУДНО
ТЯЖЕЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «УЛЬЯНОВСК» ПРОЕКТА 11437
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «ВАРЯГ» ПРОЕКТА 11436
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435
АВИАНОСЕЦ VIKRANT ПРОЕКТА 71 ПРОГРАММА AIR DEFENCE SHIP (ADS) (ИНДИЯ)
АВИАНОСЕЦ R33 VIKRAMADITYA ПРОЕКТА 11430 (ИНДИЯ)
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 11434
ТЯЖЁЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1153
МНОГОЦЕЛЕВОЙ АТОМНЫЙ АВИАНОСЕЦ ПРОЕКТА 1160 «ОРЁЛ»
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «НОВОРОССИЙСК» ПРОЕКТА 11433
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ТИПА «КИЕВ» ПРОЕКТ 1143 «КРЕЧЕТ»
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «МОСКВА» ПРОЕКТА 1123 ШИФР «КОНДОР»
БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «ИВАН ГРЕН» ПРОЕКТА 11711
БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1171 «ТАПИР»
ОБЪЕДИНЁННАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ (ОСК)
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ, ЛЮДИ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ