ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «НЕУСТРАШИМЫЙ» ПРОЕКТА 41
DESTROYER «NEUSTRASHIMUI» PROJECT 41

Тактико-техническое задание на разработку нового эсминца было утверждено 14 июня 1947 года. Разработка поручалась ленинградскому ЦКБ-53 (ныне Северное проектно-конструкторское бюро). Главным конструктором был назначен Никитин В. А., а группу наблюдения от ВМФ СССР возглавлял инженер-капитан 2-го ранга Янчевский М. А. Эскизное проектирование длилось год. 19 августа 1948 года его результаты были утверждены постановлением Совета Министров СССР. 28 августа 1949 года был утверждён технический проект.
Назначение: Охранение кораблей и судов на переходе морем. Нанесение торпедных и артиллерийских ударов по кораблям и транспортам противника в составе соединений. Подавление противодесантной обороны противника при высадке десантов. Постановка активных и оборонительных минных заграждений.
Особенности проекта
Качественно новый этап отечественного надводного кораблестроения:
• гладкопалубный корпус;
• минимальное количество надстроек и отсутствие иллюминаторов в корпусе (требования ПАЗ);
• двухвальная экономичная ГЭУ эшелонного типа с повышенными параметрами пара (до 64 кг/см2);
• ЭЭС, впервые на эсминцах, выполнена на трехфазном переменном токе 220В И 50 Гц.

Rорпус ЭМ «Неустрашимый» впервые в истории отечественного надводногокораблестроения был выполнен гладкопалубным, с небольшой седловатостью в средней части[4]. Кромеодной носовой надстройки, котельных кожухов на верхней палубе и оружия, других надстроек не было. Вкорпусе почти отсутствовали иллюминаторы, в результате чего «Неустрашимый» в максимально возможнойстепени отвечал требованиям противоатомной защиты.
Одной из особенностью проекта 41, в дальнейшем использованной в других проектах, является главнаяэнергетическая установка (ГЭУ). Двухвальная ГЭУ размещалась в двух независимых автономных отсеках. Вкаждом отсеке, образующем эшелон, размещался один из главных турбозубчатых аг¬регатов (ГТЗА) типа ТВ-8проектной мощностью 33 000 л. с. и два главных котла со всеми обслуживающими механизмами.Автоматизированные котлы КВ-41 имели форсированное дутье непосредственно в топку, вырабатывали парповышенных параметров с давлением до 64 кг/см².
Такая ГЭУ была приспособлена к пуску без предварительного прогрева, имела лучшую манёвренность,пониженное число оборотов гребного вала, уменьшенный вес и габариты. Кроме того, на экономическихходах расход топлива оказался на 20 % ниже, чем у ЭМ проекта 30-бис.
Начиная с проекта 41, электроэнергетическая система впервые на советских эсминцах была выполнена натрехфазном переменном токе 220 В в 50 Гц.

В качестве артиллерии главного калибра на корабле были установлены две двухорудийные 130-мм стабилизированные универсальные палубно-башенные артустановки СМ-2-1. Каждая башня располагала собственным радиолокационным дальномером «Штаг-Б». Башни имели местное и дистанционное управление. Орудия длиной 58 калибров монтировались на общем станке и раздельного вертикального наведения не допускали. Конечно по сравнению с полностью закрытыми башнями пр.30-бис это был шаг назад. Причина этого заключалась в увлечении общей стабилизацией башен универсальной артиллерии и невозможности в приемлемых габаритах обеспечить это для полностью закрытых башен. Подобная стабилизация оказалась бесперспективной и развития не получила. Данные для стрельбы орудий вырабатывала РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500 и дальномером ЗДМС-4, данные обрабатывались системой ПУС «Зенит-41». Зенитная артиллерия включала четыре стабилизированных спаренных 45-мм автомата СМ-16 и два счетверенных 25-мм автомата 4М-120. Автоматы СМ-16 управлялись либо с местного поста, либо от приборов МЗА, получавших данные от РЛС «Фут-Б». Автоматы 4М-120 управлялись только вручную. Торпедное вооружение было представлено двумя пятитрубными 533-мм аппаратами, и в целом оно было полностью идентичным таковому, устанавливавшемуся на легких крейсерах пр.68-бис. На минных рельсах на верхней палубе могли размещаться до 48 морских мин КБ или же 48 минных защитников ГМЗ. Кроме того, имелось шесть бомбометов БМБ-2 (по три на борт). Радиотехническое вооружение общего назначения включало РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н», надводных целей «Риф» и ГАС «Пегас».

Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1947 г.
Эскизный проект: 1948 г.
Технический проект: 1949 г.
Рабочий проект: 1950 г.
Начало сдачи головного заказа: 1951 г.

Официальная закладка корабля состоялась 5 июля 1950 года на ленинградском кораблестроительном заводе № 190 НКСП (Народного Комиссариата Судостроительной Промышленности) им. А. А. Жданова (ныне ПО «Северная верфь»). Эсминец получил наименование «Неустрашимый». В декабре того же года началось строительство установочной серии эсминцев этого проекта и на других судостроительных заводах. Сборка корпуса осуществлялась из крупных объёмных, полуобъёмных и плоских секций. 29 января 1951 года «Неустрашимый» был спущен га воду. 26 января 1952 года – вышел на заводские ходовые испытания.
К времени ввода в строй эсминца проекта 41 руководство Минсудпрома охладело к этому проекту. Появились претензии к его слишком большому водоизмещению, что стало считаться неприемлимым при крупносерийном строительстве. Было предложено снизить водоизмещение на 30%. Решением Политбюро в апреле 1951 г. решено было ограничиться строительством только одного корабля и перейти на уменьшенный ва¬риант с сохранением того же вооружения. При этом согласились на уменьшение дальности плавания на 30% и автономности до десяти суток.
Было решено считать пр. 41 «Неустрашимый» опытным кораблем, разработать эсминец меньшего водоизмещения.
Единственный корабль этого проекта – «Неустрашимый» – вошёл в состав 4-го ВМФ 26 июля 1955 г. В том же году после реорганизации флотов, 24 января был переведён в состав Балтфлота. 25 января 1974 г. эсминец был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, а впоследствии сдан на слом.
Следующим эсминцем в СССР стал корабль проекта 56, который проектировало тоже ЦКБ-53 и он практически сохранил основное вооружение ЭМ «Неустрашимый».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
• Стандартное: 3 010 т.
• Полное: 3 830 т.
Длина наибольшая: 128 м
Ширина наибольшая: 12,6 м
Осадка при полном водоизмещении: 4,1 м
Энергетическая установка:
Главная энергетическая установка котлотурбинная, суммарной мощностью 66 000 л.с. 2 ГТЗА ТВ-8 (2 х 33 000 л.с.), 4 главных котла КВ-41
Скорость полного хода: 36 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 14,2 уз
Дальность плавания: 3 500 миль
Автономность по запасам провизии: 20 суток
Комплектация: 305 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское: 2 – 130 мм спаренные палубнобашенные установки СМ-2-1
c радиолокационными дальномерами «Штаг-Б»;
2 – 45 мм счетверенные зенитные установки СМ-20-ЗИФ;
2 – 20 мм счетверенные зенитные установки.
Торпедное: 2 – ПТА 533 мм.
Радиотехническое: Радиолокационные средства управления стрельбой зенитной артиллерии «Фут-Б»;
РЛС «Якорь-М» со стабилизированным постом наводки СПН-500;
РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н»;
РЛС обнаружения надводных целей «Риф»;
ГЛС «Пегас».

Источники: www.severnoe.com, Литинский Д. Ю. Снова проект 41 «Суперэсмицы Советского флота» : Специальный выпуск альманаха «Тайфун», archive.is, cmboat.ru и др.

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «НЕУСТРАШИМЫЙ» ПРОЕКТА 41 НА ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ. ИЮЛЬ 1972
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 56
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 30БИС
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО