МИНСКИЙ ЗАВОД КОЛЁСНЫХ ТЯГАЧЕЙ (VOLAT). ИСТОРИЯ
MINSK PLANT OF WHEELED TRACTORS (VOLAT). HISTORY

Более 60 лет Volat (ОАО «Минский завод колёсных тягачей») создаёт для своих клиентов уникальные транспортные решения для перевозки тяжёлых грузов.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
• Выпуск самосвалов для транспортировки сыпучих грузов по дорогам всех категорий
• Выпуск шасси под монтаж кранового оборудования
• Изготовление автомобилей и тягачей для газовой и нефтеперерабатывающей промышленности
• Изготовление шасси под монтаж технологического оборудования
• Изготовление специальных шасси для деревообрабатывающей промышленности
• Производство прицепной техники различного назначения

ИСТОРИЯ
ОАО «МЗКТ» ведет отсчет своей истории с 23 июля 1954 года. В этот день приказом директора Минского автозавода № 15сс во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1954 года № 1258-563cc и приказов Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 21сс и №25сс на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) по тяжелым колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним с опытной базой.
1 сентября 1954 года был организован цех опытного производства (ЦОП). В 1956 году в ЦОПе был собран первый опытный образец артиллерийского тягача МАЗ-535.
В 1959 году были сданы в эксплуатацию новые производственные площади, на которых разместился механосборочный цех №3 (МСЦ-3), созданный на базе ЦОПа, для изготовления деталей и узлов, а также сборки тягачей. 29 марта 1959 года был собран первый серийный тягач МАЗ-537 опытной партии машин.
В 1960 году сборка тягачей на площадях МСЦ-3 была выделена в самостоятельный цех сборки и испытания автомобилей (ЦСИА-2), который в 1962 году был переведен на новые производственные площади.
21 июля 1959 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Минскому автозаводу поручалась разработка конструкции, проведение опытно-конструкторских работ и постановка на производство многоосных автомобильных шасси для размещения агрегатов первого в стране ракетного комплекса оперативно-тактического назначения «Темп-С». В 1962 году было начато производство нового четырехколесного шасси высокой проходимости МАЗ-543.
В связи с необходимостью высвобождения производственных мощностей для изготовления новых шасси МАЗ-543 чертежно-техническая документация, разработанная СКБ-1, была передана на КЗКТ (г.Курган) изготавливаемых серийно тягачей МАЗ-535 в 1961 году и МАЗ-537 в 1964 году, а также прошедшего Государственные испытания тягача МАЗ-538 в 1964 году, на МоАЗ (г.Могилев) – семейства тягачей МАЗ-529 в 1959 году и на ЯМЗ (г.Ярославль) – двигателя V-12 в 1959 году.
В 1970 году в связи с развитием работ по созданию наземного оборудования для ракетных комплексов был утвержден проект реконструкции спецпроизводства, по которому в 1971 – 1979 годах были построены и сданы в эксплуатацию механосборочный корпус №2 (МСК-2) площадью 108 тыс. кв.м, сдаточный корпус площадью 18,5 тыс кв.м, корпус испытания тормозов площадью 4 тыс. кв.м и административно-бытовые корпуса №1 (АБК-1) и №2 (АБК-2). В МСК-2 были размещены цехи: механосборочные №3, №4, №6, рамно-прессовый №2, термический №3, ЦСИА-2 и ремонтный, в АБК-1 и АБК-2 – службы цехов и служба управления спецпроизводством. Все цехи производства были оснащены универсальным и высокопроизводительным специальным оборудованием, в том числе станками с числовым программным управлением, необходимой технологической оснасткой, стендами для испытания узлов и контрольно-измерительными инструментами и приборами.
10 апреля 1975 года специальное производство приказом директора завода №183 было выделено в хозрасчетное на самостоятельном балансе производство специальных колесных тягачей (ПСКТ).

В разные годы директорами ПСКТ были Паршин С.П. (1975 – 1978гг.), Исаевич Г.А. (1978 – 1980гг.), Гросс В.И. (1980 – 1985 гг.), Савчиц П.Г. (1985 – 1986гг.), Волков В.А. (1986 – 1991гг.).
До конца 80-х годов основной продукцией ПСКТ были шасси и тягачи, выпускаемые для нужд Министерства обороны СССР, которые стали транспортной базой тяжелых комплексов вооружений, в том числе и ракетных комплексов оперативно-тактического назначения «Темп-С», «Эльбрус», комплексов противовоздушной обороны «С-300″, ракетных систем залпового огня «Смерч», комплексов береговой обороны «Берег», «Рубеж», ракетных стратегических «Темп 2С», «Пионер», «Тополь», транспортной базой для командно-штатных пунктов, размещения и транспортировки радиолокационных средств и другого оборудования.
Время серийного выпуска шасси МАЗ-543 совпало с бурным развитием Западно-Сибирского и Прикаспийского нефтегазовых комплексов. Технические характеристики машин, их повышенная грузоподъемность и высокая проходимость вызвали большой интерес у транспортников и строителей нефтегазопроводов, у которых эти машины нашли широкое применение. На базе шасси МАЗ-543 были созданы и выпускались автомобили для народного хозяйства, в том числе бортовые тягачи и прицепы для перевозки гусеничной техники и других грузов, самосвалы, трубовозы и плетевозы, шасси для монтажа оборудования пожарных машин. Во второй половине 80-х годов были разработаны и выпускались автопоезда для перевозки крупных неделимых грузов грузоподъемностью 75 и 100 тонн.

За разработку и освоение производства автомобильной техники для ракетных комплексов главный конструктор СКБ-1 Шапошник Б.Л. был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1973г.), лауреата Ленинской (1976г.) и Государственной премий СССР (1968г.). В 1968, 1977, 1978, 1984 и 1989 годах еще 20 работников спецпроизводства были удостоены звания лауреата Государственной премии СССР, причем трое из них были удостоены этого звания дважды. Многие рабочие, инженерно-технические работники и служащие специального производства были отмечены правительственными наградами.
В связи с возросшей номенклатурой выпускаемой техники и увеличением объемов ее производства в 1978 году был разработан проект расширения и реконструкции ПСКТ во исполнение которого в 1979 – 1986 годах были построены и введены в эксплуатацию механосборочный корпус №3 (МСК-3) площадью 44,5 тыс. кв.м. и административно-бытовой корпус АБК-3. В МСК-3 были размещены МСЦ-7 и МСЦ-4, организован цех гибких производственных систем, в котором были смонтированы и сданы в эксплуатацию 39 обрабатывающих центров, управляемых ЭВМ.
В 1982 году Советом Министров СССР было принято решение о создании транспортера большой грузоподъемности по теме «Целина» и строительстве конструкторско-экспериментальной базы (КЭБ) спецпроизводства. В 1985 году были построены и сданы в эксплуатацию первая очередь КЭБ – производственные площади 13,2 тыс. кв.м., на которых разместился экспериментальный цех №2 и инженерно-бытовой корпус площадью 8 тыс. кв.м, в котором разместилось УГК-2. В 1984 – 1987 годах были разработаны и изготовлены опытные образцы уникальных транспортеров по комплексу «Целина» и шасси для самоходных агрегатов комплексов «Cкорость» и «Курьер».

7 февраля 1991 года приказом генерального директора ПО «БелавтоМАЗ» № 143 образован и выведен из состава МАЗа Минский завод колесных тягачей в составе подразделений ПСКТ, УГК-2, ЭЦ-2 и ОГН. Директором завода назначен Волков В.А.
В 1993 году на площадях сданной в эксплуатацию во второй очереди КЭБ разместились исследовательский центр (ИЦ) и цех запасных частей (ЦЗЧ).
В 1992 году в связи с прекращением заказов для нужд Министерства обороны на заводе была разработана и принята программа конверсии, направленная на создание и освоение производства новых специализированных автомобилей, автопоездов и шасси широкого назначения для различных отраслей народного хозяйства как Республики Беларусь, так и стран СНГ.
Используя накопленный опыт создания колесных шасси и тягачей, модельный ряд которых характеризуется количеством управляемых осей от 1 до 12, грузоподъемностью от 12 до 220 тонн и двигателями мощностью от 121 до 1104 кВт (165 до 1500л.с.), были разработаны и поставлены на производство новое поколение автомобильной техники с колесной формулой 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, 10х10, 12х12 для нужд народного хозяйства: дорожные и внедорожные бортовые автомобили, автомобили-самосвалы, специализированные автомобили, автопоезда различного назначения и прицепная техника к ним, а также специализированные колесные шасси под монтаж самого разнообразного оборудования для предприятий и транспортных организаций строительного, машиностроительного и нефтегазового комплексов.
С целью расширения экспортных поставок по желанию заказчика на все автомобили могут устанавливаться силовые установки, трансмиссии, коробки передач и другие комплектующие изделия ведущих мировых производителей.
Новое поколение автомобильной техники, выпускаемой заводом, получило товарный знак «Волат».
Успешным оказался дебют МЗКТ на международном рынке. В 1997 – 2000гг. были выиграны в конкуренции с известными мировыми производителями два тендера на поставку автопоездов для транспортировки тяжелой гусеничной техники в ОАЭ и Турецкую Республику.
Такие результаты были достигнуты благодаря тому, что завод располагает мощным инженерно-техническим потенциалом и современной производственной базой. Свыше 30% работников завода имеют инженерно-техническое образование. Производственные цехи оснащены современным технологическим оборудованием, в том числе станками с числовым программным управлением. Организован цех гибких производственных систем для обработки корпусных деталей на обрабатывающих центрах. Испытательный центр завода имеет необходимое оборудование для проведения всех видов лабораторно-дорожных и стендовых испытаний разрабатываемой и изготавливаемой автомобильной техники, аттестован Органом по сертификации.
В 2001 году международным органом по сертификации и Комитетом по сертификации и стандартизации Республики Беларусь МЗКТ были выданы «Сертификаты соответствия», удостоверяющие, что разработанная и внедренная на заводе система менеджмента разработки, производства, реализации и сервисного обслуживания автотранспортных средств и прицепной техники общего и специального назначения, а также составных частей к ним соответствует требованиям ЕН ИСО 2001 и СТБ РБ ИС 9001.
Открытое акционерное общество Минский завод колесных тягачей (ОАО «МЗКТ») является государственным предприятием и находится в подчинении Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь.

С 2011 года генеральным директором является Вовк В.М.
Предметом деятельности ОАО «МЗКТ» является производство и реализация автомобильной и прицепной техники.
В настоящее время номенклатура изготавливаемой техники включает:
автомобили-самосвалы с колесной формулой 6х6, 8х4, 8х8 дорожного и внедорожного типа грузоподъемностью до 27 тонн;
седельные и балластные тягачи, автопоезда грузоподъемностью 40 – 100 тонн;
специальные автомобильные шасси под монтаж кранового и другого подъемного оборудования грузоподъемностью до 100 тонн;
шасси с колесной формулой 6х6, 8х8,10х10 и 12х12 под монтаж специального оборудования для сервиса, капитального ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин;
шасси дорожного и внедорожного габарита с колесной формулой 4х4, 6х4, 8х8, 12х12 под монтаж специального оборудования;
прицепы и полуприцепы грузоподъемностью от 15 тонн до 100 тонн;
запасные части к выпускаемой технике.
Завод обеспечивает гарантийное и послегарантийное обслуживание, а также поставку запасных частей к выпускаемой продукции в течение всего срока эксплуатации и способен разрабатывать и изготавливать автомобильную технику по требованиям самого взыскательного Заказчика.
В структуре предприятия имеются 9 цехов основной деятельности, экспериментальный, ремонтно-механический, автотранспортный цех, испытательный центр, 13 функциональных управлений, 15 отделов, военизированная охрана.
Завод располагает общежитием на 275 человек, имеет базу отдыха «Березка», рассчитанную на заезд 350 человек в смену, оздоровительный лагерь «Смена» на 192 человека в один заезд.

Источники: www.mzkt.by

МИНСКИЙ ЗАВОД КОЛЁСНЫХ ТЯГАЧЕЙ

МОБИЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ЯРС»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОПОЛЬ-М»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОПОЛЬ»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П159 «КУРЬЕР» С МБР 15Ж59
ПОДВИЖНЫЙ ГРУНТОВЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ «ПИОНЕР»