МАЛОГАБАРИТНАЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БОРТОВАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ММБРЛС (МФ2)
COMPACT MULTIFUNCTION AIRBORNE RADAR MMBRLS (MF2)

13.04.2016

Научный центр специальных радиоэлектронных систем и менеджмента (НЦ СРСиМ) Московского авиационного института (МАИ) (национального исследовательского университета) в октябре 2016 года завершит опытно-конструкторские работы по созданию малогабаритной многофункциональной бортовой радиолокационной станции (ММБРЛС), сообщил «АвиаПорту» директор, главный конструктор научного центра Анатолий Канащенков.
«ОКР завершаются разработкой комплекта документации, постройкой опытного образца ММБРЛС, а также проведением комплекса стендовых и межведомственных испытаний. В июне текущего года завершается первый этап в разработке МБРЛС – разработка эскизно-технического проекта и комплекта документации», – уточнил собеседник.
Он сообщил, что ММБРЛС разрабатывается по заданию Министерства образования и науки РФ. Головным предприятием по госконтракту является ФГУП «Усть-Уральское ПО «Октябрь», а НЦ СРСиМ является соисполнителем и головным предприятием по разработке ММБРЛС по договору с радиозаводом.
АвиаПорт.ru


МАЛОГАБАРИТНАЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БОРТОВАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ ММБРЛС (МФ2)


Станция разработана на базе центра специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ, при участии ОАО «Корпорации «Фазотрон-НИИР» и предназначена для решения задач разведки и наблюдения в любое время суток и любую погоду, обеспечивая при этом высокое и сверхвысокое разрешение.
Малогабаритная бортовая радиолокационная станция (БРЛС) МФ2 разработки Научного центра специальных радиоэлектронных систем и менеджмента (НЦ СРСиМ) Московского авиационного института (МАИ) (национального исследовательского университета) будет устанавливаться на одном из перспективных отечественных беспилотных летательных аппаратов (БЛА).
Станция МФ2 предназначена для решения задач разведки и наблюдения в любое время суток и любую погоду, обеспечивая при этом высокое и сверхвысокое разрешение (до 0,5 м — в сантиметровом и 0,25 м — в миллиметровом диапазонах волн).
НЦ СРСиМ МАИ стал победителем конкурса на разработку малогабаритной БРЛС для перспективного БЛА, разработчик которого пока не оглашается. НЦ СРСиМ МАИ в настоящее время выполняет контракт на адаптацию БРЛС МФ2 для установки на перспективном БЛА. Ожидается, что масса разрабатываемого БЛА самолётного типа, на котором планируется установить БРЛС МФ2, составит не менее 300-500 кг. Головным предприятием в проводимых работах по созданию комплекса с БЛА является разработчик беспилотника.
МБРЛС МФ-2 полностью цифровая, ее программно-аппаратный комплекс на основе высокопроизводительной вычислительной системы обеспечивает не только многочисленные функции, но даже имеет избыточность функциональных возможностей, что позволяет решать возникающие в процессе ее эксплуатации новые задачи. Подобное построение дает возможность впервые для БРЛС подобного класса решить такие сложные задачи, как распознавания объектов за счет получения их детальных радиолокационных изображений с линейным разрешением от 0,25 до 0,5 м (например, ЛЭП) и обнаружение движущихся малоразмерных и малоскоростных объектов с радиальной скоростью от 0,5 до 1,0 м/с (например, идущего человека).
С помощью МБРЛС МФ-2, установленной на борту вертолета, самолета или беспилотника можно получать информацию о состоянии:
• поверхности земли, засеянных полей, атмосферы, акватории, лесных массивов;
• транспортных коммуникаций (железных дорог, шоссе и автострад, судоходных рек);
• сырьевых и энергетических коммуникаций (нефте- и газопроводов, ЛЭП, лесосплава);
• процессов, связанных со стихийными бедствиями и промышленными авариями, катастрофами, нарушениями природоохранных законов и их экологических последствиях;
• процессов строительства заводов, аэродромов и других объектов. Накопленная при полете информация может сниматься по его окончании, а при необходимости – сбрасываться в режиме реального времени, что позволит принимать оперативные решения.
Масса малогабаритной двухдиапазонной БРЛС составит не более 55-60 кг и она будет обладать дальностью действия в зависимости от задачи — от 0,2 до 28 км в Ка-диапазоне и до 160 км в Х-диапазоне.
Имеется возможность поставки БРЛС в однодиапазонном варианте. При этом месса с модулем Ка-диапазона составит около 23 кг, а с модулем Х-диапазона — не более 35 кг.
МБРЛС-МФ2 можно использовать на вертолетах, а также на средних и больших беспилотных летательных аппаратах. Комплекс может быть предложен для оснащения вертолетов Ка-52, Ми-28Н, Ка-62, Ка-27/28 и других, отметил собеседник агентства.
Наземные стендовые испытания были успешно завершены в декабре 2012 г.
Представленный на проходившей 17-19 апреля 2012 апреля международной выставке «Высокие технологии XXI века» («ВТ ХХI-2012») опытный образец модуля переднего обзора МБРЛС МФ-2 вызвал большой интерес посетителей, специалистов авиастроения, военных, а также руководителей государственных и частныхпредприятий.

Источники: www.sdelanounas.ru, www.mai.ru, www.slaviza.ru и др.