АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Х-555

AVIATION MEDIUM-RANGE MISSILES KH-555

В МКБ «Радуга» с конца 1980 годов создавалось новое поколение авиационных крылатых ракет большой дальности, тогда предусматривалось создать такие ракеты и не только в ядерном оснащении. Информация о стратегической ракете Х-СД с неядерным оснащением впервые представлена в 1992 году на Мосаэрошоу-92. Ракета Х-СД создавалась на базе авиационной стратегической крылатой ракеты Х-55, он должна была оснащена оптико-электронной системой коррекции курса в сочетании с инерциальной системой навигации, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Ракету Х-СД, в отличии от Х-55, предполагалось оснастить кассетной или проникающей боевыми частями.
На той же базе – стратегической ракете Х-55 – создавался и другой вариант малогабаритной ракеты большой дальности в неядерном оснащении – крылатая ракета Х-65, предназначенная для поражения надводных кораблей с ЭПР более 300 кв. метров9, создана на базе планера, узлов и агрегатов стратегической крылатой ракеты Х-55 и отличается от нее системой управления с активной РЛГСН. В ходе проектирования изменена носовая часть корпуса ракеты, сечение которой стало треугольным. Ракета Х-65СЭ в экспортном варианте была продемонстрирована на первом Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) в Москве в 1993 году.
В дальнейшем работы по ракета типа Х-СД продолжились под обозначением Х-555.
В 1999 году было принято решение о развертывании производства ракет Х-555, создаваемой на базе ракеты Х-55СМ. При полном сохранении механических, электрических, информационных связей стратегических крылатых ракет Х-55СМ путем замены боевой части и доработки аппаратного отсека для установки высокоточной оптической системы коррекции и наведения создается новый класс высокоточного оружия.
Ракета Х-555 оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной) , массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты, с конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.
Предусматривалась возможность снаряжения Х-555 несколькими типами боеголовок – фугасной проникающей (для поражения укрытий и защищенных целей) или кассетной с осколочными, фугасными или кумулятивными поражающими элементами – для удара по площадным и протяженным целям. Переход на неядерную «голову» породил некоторые проблемы: ядерный заряд был довольно компактен и весил немного, тогда как обычная боеголовка такой массы оказалась слишком слабой и требовала усиления. Сохранение приемлемой массы всего изделия достигло за счет уменьшения запаса топлива и понижения до 2000 км дальности пуска.

Еще на аэродроме базирования, с помощью специального комплекса планирования полетных заданий авиационных средств поражения большой дальности, в память центральной вычислительной машины (ЦВМ) бортового автопилота ракеты вводится программа с полетным заданием. В ЦВМ автокорреляционной системы вводится набор эталонных цифровых топографических карт рельефа местности по маршруту следования КР. С помощью этого же комплекса автоматически программируется автопилот самолета-носителя. Задача пилотов и штурмана бомбардировщика сводится только к контролю автопилота, который самостоятельно осуществляет вывод самолета в расчетную точку пуска КР.
После пуска ракета полностью автономна. КР снижается на маршевую высоту полета. Управление полета осуществляется по заложенной в ЦВМ автопилота ракеты программе, контролируемой инерциональной навигационной системой с коррекцией от автономной корреляционной системой следования рельефу местности «Спрут». В автокорелляционную систему «Спрут» входят: высокоточный частотный радиовысотомер, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса, бортовая система управления «БСУ-55» с соответствующим программным обеспечением. С помощью радиовысотомера, в расчетных точках коррекции, вычисляется высота рельефа над уровнем моря, которая сравнивается с заложенными в память ЦВМ «БСУ-55» эталонными данными цифровых топографических карт рельефа местности по пути следования ракеты. После определения координат, «БСУ-55» выдает автопилоту навигационные данные, необходимые для коррекции полета и возвращения ракеты на запрограммированную траекторию.

В 2003 г. НПЦ «Технокомплекс» совместно с ОКБ им. А.Н. Туполева, ГосМКБ «Радуга», НИИАС, ОКБ «Марс» и ЦНИИАГ провели большой объем работ по доводке и испытательным пускам Х-555. В конце 2004 г. в СМИ появилась информация, что новая ракета поступила на вооружение ВВС РФ.
Завершающие пуски государственных испытаний Х-555 начатых в 2004 г., выполнены 16.08.2005 г. по полигону Пембой (Воркута) с самолетов Ту-160 «Павел Таран», «Александр Голованов» и «Александр Молодчий». 16 августа Президент России В.Путин совершил полет Москва (Чкаловский) – Оленегорск на Ту-160 «Павел Таран» с пусками КРБД Х-555 по полигону Пембой (Воркута). В ходе полета В.Путин некоторое время сам держал штурвал. Одновременно в учениях принимали участие самолеты «Александр Голованов» и «Александр Молодчий».
В России успешно прошла испытания высокоточная крылатая ракета большой дальности, заявил 26 мая 2005 года замначальника управления вооружения Вооруженных сил России генерал-лейтенант Александр Рахманов. «Недавно состоялась демонстрация нашей высокоточной авиационной ракеты. С двух тысяч километров, как говорят в авиации, попали прямо в окно», – сказал Рахманов.

Заместитель руководителя Роспрома Игорь Гаривадский, одновременно являющийся председателем совета директоров ГосМКБ «Радуга» – разработчика Х-555, – отметил 26 мая 2005 года в ходе круглого стола «Инновационный фактор в стратегии модернизации и развития оборонно-промышленного комплекса» в Российской академии наук, организованного РАН совместно с Лигой оборонных предприятий и ФГУП «Рособоронэкспорт», что новая ракета фактически не имеет с Х-55 – своей предшественницей – ничего общего, кроме внешнего вида. Ранее сообщалось, что Х-555 оснащена новыми оптическими и спутниковыми системами наведения, имеет малую эффективную поверхность рассеяния, изменяемый профиль полета. Дальность полета Х-555 приближается к 5 тыс. км, что позволяет самолетам Ту-160 и Ту-95МС наносить удары по точечным стационарным целям на любом возможном ТВД, не входя в соприкосновение с системой ПВО противника.

Х-555 могут положить предел американской «монополии» на применение неядерных КР большой дальности. Недаром за пуском четырех таких ракет в августе 2005 года лично наблюдал президент В.В. Путин с борта бомбардировщика Ту-160.

17 ноября 2015 года Воздушно-космические силы России впервые применили самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 стратегической авиации, которые нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по объектам террористов «Исламского государства» в Сирии. Боевое применение авиационных крылатых ракет большой дальности Х-555 и Х-101 стало поворотной точкой в военной антитеррористической операции.


В общей сложности в ходе воздушной операции в Сирии на 20 ноября 2015 года стратегическая и оперативно-тактическая авиация совершила 522 самолёто-вылета, осуществлён пуск 101 крылатой ракеты воздушного и морского базирования, сброшено 1400 тонн бомб различного назначения. Всего поражено 826 объектов противника.
В целом в ходе воздушной операции удары крылатыми ракетами наносились из акваторий Средиземного и Каспийского морей на расстояние до 1500 километров, авиация применялась с аэродромов на территории России и Сирии.


На кадрах из Сирии видны крупные искореженные и обгоревшие останки частей корпуса и двигателя ракет, похоже недалеко от цели происходит отделение боевой части, которая далее поражает цель, а в это время ракетная часть с догорающими остатками топлива падает на землю.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние на вооружении с 2004 года
Дальность стрельбы, км 2000 – 2500
Скорость полета, м/с:
- крейсерская 190-200
- максимальная 260-270
Высота полета, м:
- минимальная 30-70
- максимальная 6000
Точность попадания (КВО), м 12-20 (5 – 10)
Тип боевой части кассетная или проникающая
Вес боевой части, кг 400
Система управления инерциальная с оптико-электронной коррекцией по рельефу местности и телевизионной системой наведения на конечном участке (предусмотрена спутниковая коррекция)
Органы управления аэродинамич. рули
Тип старта сброс с самолета-носителя
Эффективная отражающая поверхность, м2 0,01
Длина ракеты, м 6,04
Макс. диам. корпуса, м 0,514
Размах крыла, м ок. 3,0
Стартовый вес, т 1,6
Тип двигателя ТРДД
Система подготовки к пуску «Сигма»
Пусковая установка:
- тип роторная типа МКУ-6-5У
- число ракет 6
- вес пустой ПУ, кг 1550
- число узлов крепления ракеты 2
Самолеты-носители Ту-95МС (14 ракет), Ту-160 (12 ракет), Ту-22М3 (6-8 ракет)

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 20.11.2015

Источники:
Missile Forecast – Forecast International/ DMS, 1996
Lotnictwo Wojskowe Rosji, Tom III, P.Butowski – Warszawa: Lampart, 1997
Jane’s Defense Weekly №19 – 1995
Flight, 1995
“Авиация и космонавтика” выпуск №16(№5 – 1996)
Дайджест ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова №17 – 1997
С.Мороз «Туполев Ту-95″, Киев: «Архив-Пресс», 1999
Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
«Весомые ответы на военные вызовы» – «Независимое военное обозрение» №16-1999
И.Кедров «Оружие нации» вернулось на родину» – НВО №44, 1999
«Россия еще сыграет в «Блэк Джек» – «Известия» №234 от 14 декабря 1999 года
А.Волкова, С.Григорьев «Стратегические станут многоцелевыми» – НВО №22, 2000
ВПК №20 (87) 08 – 14 июня 2005 года
http://www.newsru.com/russia/26may2005/x555.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Х-55
http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-air/raketa-x-101/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-702.html
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2929/
http://www.e-reading.by
http://imp-navigator.livejournal.com

АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»