ОТ ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-29М К МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМУ САМОЛЕТУ МИГ-35
FROM THE MIG-29M TO THE MULTIFUNCTIONAL MIG-35



МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29М («9-15»)

Многоцелевой истребитель МиГ-29М предназначен для завоевания превосходства в воздухе, поражения наземных и морских целей с применением высокоточного управляемого оружия, а также подавления средств ПВО противника в любое время суток, при любых погодных условиях без поддержки самолетов других типов.
Эффективность МиГ-29М в воздушном бою существенно выше, чем у МиГ-29, за счет улучшения характеристик маневренности, применения систем обнаружения и целеуказания с более высокими характеристиками и увеличения точек подвески ракет «воздух — воздух» до восьми. Бомбовая нагрузка увеличена до 4500 кг. Новая РЛС имеет режим картографирования земной поверхности, что дает возможность поражать наземные цели с большой точностью как телевизионными и лазерными ракетами, так и бомбами.
Работы по глубокой модернизации самолета МиГ-29, которая получила обозначение изделие «9-15» или МиГ-29М, были начаты в КБ ММЗ «Зенит» (ОКБ им. А.И.Микояна) в 1982 году. Основными задачами работы было обеспечение: универсальности применения самолета с дальнейшим ростом возможностей поражения как воздушных, так и наземных целей с широким применением высокоточного оружия; увеличения дальности полета за счет роста внутреннего запаса топлива и возможности дозаправки в полете; улучшения условий работы летчика; внедрения оборудования нового поколения.
На истребителе МиГ-29М было решено реализовать концепцию продольной неустойчивости, обеспечивающую дальнейшее улучшение маневренности и дальности полета, что можно было достичь лишь за счет оснащения самолета электродистанционной системой управления.
По программе создания самолета МиГ-29М для проведения упреждающих испытаний по отработке новых систем было переоборудовано два серийных самолета «9-12». Первый полет самолета МиГ-29 с бортовым номером «970» состоялся 24 декабря 1984 года.
Постройка первого опытного самолета МиГ-29М («9-15-1»), но с сохранением электромеханической авионики, без установки системы управления вооружением, с двигателями РД-33 была завершена опытным производством ОКБ в начале 1986 года. 26 апреля летчик-испытатель В.Е.Меницкий выполнил на опытном истребителе первый полет.
Опытный самолет МиГ-29М «9-15-5» (борт «155») был показан руководству страны на аэродроме Мачулищи в Белоруссии. За рубежами России МиГ-29М впервые был представлен в сентябре 1992 года на выставке в Фарнборо.

Всего для проведения летно-конструкторских и государственных испытаний в 1987-91 годах была построена установочная серия из пяти самолетов МиГ-29М, постройка шестой опытной машины была прекращена в 1993 году. Два планера МиГ-29 построили для проведения статических и ресурсных испытаний, что было связано с использованием сварки при изготовлении элементов планера самолета.
Летно-конструкторские испытания и первый этап госиспытаний истребителя МиГ-29М завершились в 1991 году. ВВС выдали предварительное заключение о запуске машины в серию. По настоянию командования ВВС на Московском авиационно-промышленном объединении («Знамя Труда») очень быстро была осуществлена подготовка серийного производства. Однако в 1991 году было принято решение снять заказы, прекратить закупки самолетов типа МиГ-29, сосредоточив все усилия на программе тяжелого истребителя Су-27. К 1993 году были свернуты и продолжавшиеся госиспытания МиГ-29М.
В дальнейшем интерес российских ВВС к легкому истребителю, имеющему значительно меньшую стоимость жизненного цикла и более высокий экспортный потенциал, чем тяжелые истребители, возобновился. Это обусловило продолжение летных испытаний по программе МиГ-29М, которые были завершены в полном объеме в 19
96 году. Однако в конце 1990-х годов работы по программе МиГ-29М вновь были заморожены, но задел, полученный при создании этого самолета, был использован при создании модернизированного истребителя МиГ-29СМТ.

КОНСТРУКЦИЯ МИГ-29М

При сохранении в целом преемственности по планеру в конструкцию МиГ-29М внесен ряд усовершенствований. Основой фюзеляжа МиГ-29М являются три топливных бака, имеющих форму вытянутой чечевицы. Большие верхние и нижние поверхности образованы прессованными панелями с продольными ребрами жесткости. Из штамповок изготовлены торцы и узкие стенки баков и еще около 150 различных детаbrлей. Все они были между собой сварены и образуют замкнутое герметичное пространство баков.
Конструкция кабины и топливных баков выполнена из алюминиево-литиевого сплава 01420, что позволило сделать их сварными и примерно на четверть уменьшить вес конструкции. Инициатива создания сварных элементов планера самолета принадлежала заместителю генерального конструктора М.Р.Вальденбергу, главному инженеру КБ В.М.Платонову и главному металлургу В.А.Варганову.
Изменение формы корневых крыльевых наплывов с острой передней кромкой обеспечивает более энергичное формирование вихревой системы на больших углах атаки, что улучшает управляемость на малых скоростях.
Горизонтальное оперение увеличенной площади выполнено с вихреобазующим «зубом», повышающим эффективность стабилизатора на больших углах отклонения и на больших углах атаки. Стабилизатор — цельноповоротный дифференциально отклоняемый.
Проведена модернизация ряда систем и агрегатов. Усилено шасси, используются тормоза повышенной энергоемкости. В парашютной тормозной системе используются два парашюта площадью по 13 м2. Тормозной щиток с увеличенной на 1 м2 площадью расположен сверху корпуса. Кабрирующий момент от выпуска щитка парируется системой дистанционного управления.
На самолете установлены двигатели РД-33К с цифровой электронной системой регулирования на всех режимах работы, которая обеспечивает и управление клиньями воздухозаборников, регулирующими поступление воздуха в двигатели по режимам полета.
Изменена конструкция воздухозаборников с ликвидацией верхнего входа, увеличением размеров для роста количества пропускаемого воздуха, установкой подъемных сеток в каналах для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатель на взлете и посадке.
В итоге перекомпоновки фюзеляжа и воздухозаборников запас внутреннего топлива в МиГ-29М увеличен примерно на 1500 л по сравнению с МиГ-29. Введена система дозаправка топливом в полете.
В конструкции МиГ-29М применены композиционные материалы из углепластика, из которых выполнены кили, капоты и каналы воздухозаборников двигателя, тормозные щитки. На самолете МиГ-29М впервые намечалось широкое использование радиопоглощающих материалов, что должно было существенно снизить радиолокационную заметность самолета.
В продольном канале используется аналоговая дистанционная система управления с четырехкратным резервированием по электропитанию. Максимальный угол атаки при маневрировании увеличен до 35°. Ограничитель предельного угла атаки освобождает летчика от необходимости контролировать его при маневре. В путевом и креновом каналах трехкратное резервирование, при этом один из контуров управления – механическая проводка, обеспечивающая отклонение элеронов и руля на половину полного хода.
Неустойчивость самолета в продольном отношении и применение СДУ уменьшают потери на балансировку в крейсерском полете и позволяют увеличить дальность полета без подвесных топливных баков у земли до 900 км, на высоте 1500 м – до 2200 км. Скороподъемность на высоте 1000 м – 310 м/с.
Положение летчика в кабине стало более приподнятым, что улучшило обзор «вперед-вниз». Используется новый индикатор на лобовом стекле, который стал основным пилотажным прибором. Обычные пилотажные навигационные приборы заменены на малогабаритные, высвобождено место для двух электронных многофункциональных индикаторов, на которые выводится информация, необходимая летчику во время выполнения задания, включая карту местности. Внедрены вычислители с новым математическим обеспечением, новые средства связи, госопознавания и радиопротиводействия.
Все оперативные органы управления оружием расположены на рычаге управления двигателем и ручке управления самолетом. Количество точек подвески увеличено до 9, что дает возможность подвески до 4,5 т бомб или до 8 ракет типа РВВ-АЕ.
БРЛС Н010 «Жук» с программируемым сигнальным процессором обеспечивает как увеличение дальности обнаружения воздушных целей, так и обнаружение надводных и малоразмерных наземных целей, картографирование местности, облет и обход препятствий. Система позволяет одновременно сопровождать до 10 целей и осуществлять обстрел 4 целей.
Новая оптико-локационная станция, обеспечивающая рост дальности и всеракурсность обнаружения воздушных целей, возможность подсветки цели лазерным лучом, обнаружение лазерного пятна на наземной цели при внешнем целеуказании, а также применение полуактивных ракет «воздух-поверхность» с лазерным наведением.
Телевизионный канал позволяет обеспечить распознавание воздушных и наземных целей на дальностях больших, чем визуальное. Имеется режим телевизионного корреляционного слежения за наземной целью. Нашлемная система целеуказания модифицирована, в основном с целью снижения массы аппаратуры.
СПО («Береза») используется не только для предупреждения летчика, но и при управлении противорадиолокационными головками ракет Х-25МП и Х-31П. Для радиоэлектронной борьбы установлена станция активных помех «Гардения». До 120 помеховых патронов размещено в устройствах отстрела, находящихся под обшивкой на верхней поверхности фюзеляжа. Боезапас пушки уменьшен до 100 снарядов. Обеспечивается высокая точность прицеливания – на поражение воздушной цели требуется 5 – 7 снарядов.
Радиус действия самолета МиГ-29М при оснащении его тремя ПТБ составляет: при ведении воздушного боя (5 разворотов на 3600, вооружение 2 х РСД+2 х РМД) – 1250 км; при дозвуковом перехвате (М=0,85, вооружение 4 х РСД) – 1440 км; при атаке наземных целей ракетами «воздух-поверхность» (вооружение 2 х УР «В-П» + 2 х РМД) – 1190 км. Боевой потенциал по сравнению с МиГ-29 вырос в 1,5 раза в задачах «воздух-воздух», и в 3,4 раза – «воздух-поверхность».
Кроме штатного варианта самолета орорабатывался вариант МиГ-29М с двигателями, обладающими тягой до 10000 кг (отработка двигателя была выполнена на стенде). Работа признана нецелесообразной по причине значительных затрат на доводку конструкции планера самолета.

МИГ-29МЭ – МИГ-33

Специально для поставок на экспорт разработан вариант МиГ-29МЭ («9-15Э»). Экспортный вариант истребителя МиГ-29М (МиГ-33) впервые был продемонстрирован на авиасалоне «Фарнборо-94». По желанию заказчика, вместо или помимо российского оборудования может быть поставлена западная авионика, а также контейнеры с тепловизионной прицельной аппаратурой. Россия в конце 1995 года согласилась поставить Индии 30 самолетов МиГ-29 (МиГ-29М – в экспортном варианте МиГ-33).

ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29М И МИГ-29М2


В настоящее время корпорация РСК «МиГ» предлагает потенциальным заказчикам новейшую ветвь развития семейства МиГ-29 – унифицированные истребители МиГ-29М и МиГ-29М2 и МиГ-29К и МиГ-29КУБ – самолеты поколения «4» и «4+».
МиГ-29М может с высокой точностью обнаруживать, опознавать и уничтожать воздушные, хорошо защищенные наземные и морские цели днем и ночью, в любых погодных условиях, при сильном радиоэлектронном противодействии противника, действуя в одиночку или в составе авиагруппы.
Самолеты наземного базирования МиГ-29М и МиГ-29М2 отличаются от версий корабельного базирования конструкцией шасси, отсутствием тормозного гака и наличием тормозного парашюта. Консоли крыла могут быть, в зависимости от пожеланий заказчика, складывающимися (как на корабельных версиях) или фиксированными. Степень унификации конструкции самолетов достигает 90%, что удешевляется производство и положительно влияет на рыночную стоимость самолета; упрощает системы эксплуатации, обслуживания, снабжения запасными частями, подготовки летчиков и инженерно-технического персонала; унифицирует парк самолетов заказчика.
МиГ-29М и МиГ-29М2 оснащаются 4-канальной цифровой электродистанционной системой управления, современным бортовым пилотажно-навигационным оборудованием и системой управления вооружением с новой БРЛС «Жук-МЭ», имеющей режим картографирования местности. В кабине пилота устанавливаются большие цветные жидкокристаллические многофункциональные дисплеи. Увеличение объема внутренних и подвесных топливных баков и система дозаправки в воздухе позволяют значительно увеличить радиус боевого применения.
По желанию заказчика МиГ-29М может быть адаптирован для применения образцов управляемого и неуправляемого вооружения иностранного производства.
На самолетах МиГ-29М, как и некоторых других модификациях самолета МиГ-29, предполагается устанавливать двигатели РД-33МК или РД-33 с ОВТ. Интеграция в контур управления самолетом двигателей с всеракурсным отклоняемым реактивным соплом позволяет обеспечить сверхманевренность с большими угловыми скоростями и резкими торможениями. Самолет в воздухе может занимать практически любое угловое положение, не предсказуемое для атакующего противника.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29М2 – МИГ-29MRCA (MULTI ROLE COMBAT AIRCRAFT)

Двухместный многофункциональный истребитель МиГ-29М2 может с высокой точностью обнаруживать, опознавать и уничтожать воздушные, хорошо защищенные наземные и морские цели днем и ночью, в любых погодных условиях, при сильном радиоэлектронном противодействии противника, действуя в одиночку или в составе авиагруппы. Распределение обязанностей между летчиками на двухместных истребителях МиГ-29М2 позволяет повысить эффективность боевого применения самолетов при поражении наземных и надводных целей, а также при ведении воздушного боя.
МиГ-29М2 – двухместный боевой самолет создан на базе МиГ-29М с установкой модернизированной системы дистанционного управления. Второй член экипажа обеспечивает более эффективное использование самолета с длиннофокусной электронно-оптической аппаратурой и при организации групповых действий по воздушным целям в условиях отсутствия полной информации о воздушной обстановке на наземном командном пункте. Модификация в основном предназначена на удовлетворение желаний зарубежных заказчиков.
По желанию заказчика, самолет МиГ-29M2 может быть адаптирован для применения образцов управляемого и неуправляемого вооружения иностранного производства.
Самолет с увеличенной дальностью полета создан с учетом лучших решений, отработанных при создании самолетов МиГ-29М и МиГ-29К для Индии, с которыми он унифицирован в значительной степени.
На МиГ-29M2 установлена РЛС «Жук-М», которая прошла испытания на самолете МиГ-29М. В перспективе на самолетах МиГ-29М2 предполагается устанавливать двигатели семейства РД-33 с ОВТ. Интеграция в контур управления самолетом двигателей с всеракурсным отклоняемым реактивным соплом позволяет обеспечить сверхманевренность с большими угловыми скоростями и резкими торможениями.
Двухместный многофункциональный истребитель МиГ-29M2 как МиГ-29MRCA (Multi Role Combat Aircraft) – впервые был представлен на международном салоне МАКС-2001.
Созданный для ВВС Малайзии МиГ-29MRCA вызвал заинтересованность и в ряде других стран. Для участия в тендере, объявленном в марте 2005 года, на поставку 126 истребителей Министерство обороны Индии пригласило РСК «МиГ» с самолетом МиГ-29М2, фирму Dassault с истребителем Mirage-2000-5, фирму Lockheed-Martin с истребителем F-16 blok 60 и фирму SAAB с истребителем JAS-39 Gripen. Условиями тендера предполагается, что небольшую партию самолетов поставит фирма-победитель, остальные самолеты будут собраны индийскими предприятиями по лицензии.
РСК «МиГ» представила на тендер фактически новый многоцелевой самолет МиГ-29М2, во многом унифицированный с корабельным истребителем МиГ-29К, разработанным для индийского ВМФ. Новизна разработки МиГ-29М2 в его перспективном варианте позволяет говорить о создании нового самолета, которому будет присвоен индекс МиГ-35.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОБРАЗЕЦ МНОГОЦЕЛЕВОГО МАНЕВРЕННОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-29М ОВТ

МиГ-29М ОВТ – демонстрационный образец многоцелевого маневренного истребителя, оборудованного силовой установкой с отклоняемым вектором тяги. Интеграция в контур управления самолетом двигателей с всеракурсным отклоняемым реактивным соплом позволяет обеспечить сверхманевренность с большими угловыми скоростями и резкими торможениями. Самолет в воздухе может занимать практически любое угловое положение, не предсказуемое для атакующего противника.
Опытный самолет МиГ-29М ОВТ с двигателями РД-33-10М был создан путем модификации опытного истребителя МиГ-29М (бортовой номер «156») и впервые был представлен, но только на стоянке, в 2001 году на авиакосмическом салоне МАКС-2001 в Жуковском. Как заявляют разработчики, МиГ-29ОВТ является первой машиной МиГ-29М, оснащенной двигателем РД-33 с отклоняемым вектором тяги для испытаний и демонстрации силовой установки. По словам заместителя генерального директора – генерального конструктора РСК «МиГ» В.Барковского, МиГ-29ОВТ является первым в мире двухдвигательным самолетом действительно всеракурсным соплом, которое может отклонятся по всем осям. На других самолетах Су-30МКИ и F-22 с управляемым вектором тяги сопло отклоняется только в одной плоскости.
На самолете установлена новая индикационно-вычислительная аппаратура разработки ФГУП «Санкт-Петербургское ОКБ «Электроавтоматика», включающая БЦВМ-90-606; два многофункциональных жидкокристаллических цветных индикатора размером 6 х 8»; многофункциональный пульт управления; аппаратуру спутниковой навигации А-737, изготовленную ОАО «Московский радиозавод «Темп». Самолет дооборудован радиотехнической системой ближней навигации VIM-95, ВНД-94, с обеспечивающим режимом VOR, ILS (Instrumental Landing System), ДМЕ. На МиГ-29ОВТ увеличено количество точек подвески вооружения за счет введения АПУ для ракет Р-73 на законцовках крыла.
К середине 2005 года «заводом им. В.Я.Климова» и ММП им. Чернышева было изготовлено 5 двигателей с ОВТ, два из которых были установлены на самолете для проведения летных испытаний, один – проходил стендовые испытания, два – находились в резерве. По оценкам разработчиков опытно-конструкторские работы могут занять около 3 лет.
На МАКС-2003 самолет МиГ-29ОВТ, совершивший первый полет с двигателями с отклоняемым вектором тяги в июне 2003 года, предполагалось показать в полете с демонстрацией новых возможностей, но впервые демонстрация возможностей самолета в воздухе состоялась в рамках празднования 100-летия А.И.Микояна – 5 августа 2005 года. Перед открытием салона МАКС-2005 состоялся и показ самолета МиГ-29ОВТ журналистам. На МАКС-2005 МиГ-29ОВТ был показан на стоянке и в полете (летчик П.Власов), а в следующем году с большим успехом демонстрировался на выставке ILA-2006 в Берлине.

МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ МИГ-35

МиГ-35 – развитие самолета МиГ-29М, использован задел, полученный в ходе выполнения программы МФИ. Применены двигатели с осесимметричным поворотным соплом для управления вектором тяги. БРЛС «Жук-Ф» (НПО «Фазотрон») 10 узлов внешней подвески топлива на 1500 кг больше, чем на МиГ-29М. Первый полет ожидался в 1997 году.
В настоящее время РСК «МиГ» имеет технологии, которые позволяют продлить рабочий ресурс самолета до 30 лет и иметь налет 6000 часов. Реализация технологий по продлению срока эксплуатации истребителей 4-го поколения в настоящее время чрезвычайно актуальна для России. Несмотря на то, что сегодня предпринимаются определенные шаги в направлении «раскрутки» программы истребителя 5-го поколения, ставка делается на продление срока службы истребителей поколения «4» и «4+».
Сегодня МиГ-35 создается под требования Индии, которая проводит тендер на 126 легких истребителей. В нем также принимают участие западные производители с предложениями по F/A-18 Super Hornet, F-16 Falcon и Mirage 2000-5. На нем устанавливается радиолокатор с активной фазированной антенной решеткой «Жук-МАЭ» и двигатель РД-133 с КЛИВТ.

А.В.Карпенко, С.М.Ганин, ВТС «БАСТИОН», 2013

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-35
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-35 ДЛЯ ВВС ИНДИИ
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29М (МИГ-29М2)
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29М ОВТ НА МАКС-2003
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29М2 НА МАКС-2003 И МАКС-2005

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT