САМОЛЕТ РАЗВЕДЧИК-БОМБАРДИРОВЩИК МИГ-25РБ
AIRCRAFT RECONNAISSANCE-BOMBER MIG-25RB

18.09.2012
Минобороны модернизирует старейшие самолеты-разведчики МиГ-25, производство которых было прекращено еще в 1976 году, как рассказал «Известиям» источник в военном ведомстве, на машины будет установлен новый навигационный комплекс, цифровая систему фото-, видео-съемки и радиотехнической разведки, Минобороны рассчитывает эксплуатировать такие «МиГи» до 2020 года.

06.02.2014
Азербайджан намерен модернизировать свой парк самолетов МиГ-25, пишет defence24.pl со ссылкой на сообщение агентство АПА. Работы будут проведены на государственном авиаремонтном заводе. Агентство АПА утверждает, что конструкция МиГ-25 имеет большой потенциал для модернизации.
Государственный авиаремонтный завод Азербайджана провел несколько различных программ по модернизации МиГ-25. Последняя была связана с модернизацией самолетов ВВС Алжира.
ВВС Азербайджана располагают 10 модернизированными МиГ-25, в т.ч. 6 МиГ-25П и 4 МиГ-25РБ. По данным ООН, в 1993 году Баку приобрел в Казахстане 8 самолетов.


САМОЛЕТ РАЗВЕДЧИК-БОМБАРДИРОВЩИК МИГ-25РБ

Одноместный всевысотный самолет оперативной разведки – бомбардировщик МиГ-25РБ (изд.02Б) создан по приказу МАП от 29 января 1970 г. на базе разведчика МиГ-25Р и предназначен для ведения воздушной фото- и радиотехнической разведки и нанесения ударов по площадным наземным целям.
С целью достижения необходимой точности бомбометания в навигационную систему «Пеленг» решили ввести возможность коррекции от РСБН, Кроме того, в бортовую вычислительную машину заложили алгоритм расчета момента выдачи предупреждающего и исполнительного сигнала на сброс. На самолёт МиГ-25Р установили систему управления сбросом бомб, специальные термостойкие бомбодержатели, рассчитали нагрев и режимы безопасного отделения бомб.
Опытный экземпляр разведчика-бомбардировщика был создан в феврале 1970 г. на базе самолета Е-155Р4, получившего название Е-155Р4Б. Его государственные испытания завершились в декабре 1970 г. Самолет оснащался pазведобоpyдованием подобным ваpиантy МиГ-25Р. Кpоме этого pазpаботан дpyгой ваpиант обоpyдования: с использованием 2 АФА А-72 для детальной pазведки с yзкой полосой съемки. Hа самолетах «РБ» yстановлены станция pадиотехнической pазведки СПС-4А или Б (изд. 30А и Б), работающие в pазных частотных диапазонах. Эти станции назывались «Виpаж». Специальное обоpyдование состояло из станции активных pадиопомех СПС-141 «Сиpень» (изд. 141).
Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1972 г. самолет МиГ-25РБ был принят на вооружение ВВС Советского Союза.
Одновременно с решением о создании МиГ-25Р было принято решение о разработке варианта самолёта с аппаратурой детальной радиотехнической разведки «Куб-3», получившего наименование МиГ-25РБК. Эта аппаратура позволяла определять координаты излучающих средств, большое количество параметров излучения и оперативно передавать данные на наземный пункт, а также распечатывать на борту для последующего анализа. Вес оборудования для детальной радиотехнической разведки измерялся сотнями килограммов, а его размеры были таковы, что пришлось основательно переделывать нос самолета. Опытный экземпляр (переделан из МиГ-25Р №0305, бортовой номер «305») был построен летом 1970 г, успешно прошел Государственные испытания в 1971-73 гг и был запущен в серийное производство, которое продолжалось в Горьком до 1980 г.
На серийных машинах устанавливалась усовершенствованная аппаратура «Куб-3М», в состав оборудования входила также помеховая станция СПС-143 «Сирень». Вооружение было таким же, как на варианте МиГ-25РБ. Машины последних серий отличались новым контейнером тормозного парашюта, увеличенной поверхностью верхних панелей воздухозаборника, установкой новой станции предупреждения СПО-15 «Береза», а также наличием другого более совершенного оборудования.
В 1963 г. Московский НИИ приборостроения выступил с предложением о создании специально для Е-155Р радиолокатора бокового обзора, способного приблизить качество радиолокационного изображения местности к фотографическому путем внедрения принципа синтезирования размеров антенны за счет движения самолёта. Способ позволял обнаруживать самолёты на аэродромах, железнодорожные составы, распознавать корабли, оценивать состояние таких объектов, как мосты. Опытно-конструкторские работы по установке такой РЛС на МиГ-25 велись, начиная с 1965 г, почти семь лет. Опытный экземпляр МиГ-25Р №0304 с РЛС «Сабля Е» был построен летом 1970 г и прошел Государственные испытания в 1972-73 гг. Эта модификация, получившая обозначение МиГ-25РБС («С» — от названия станции), в 1973 г. была запущена в серийное производство. Самолёты отличались большими панелями из радиопрозрачного материала по бокам носовой части фюзеляжа и уменьшенными размерами носового конуса. Аппаратура включала помеховую станцию СПС-142 «Сирень». Фотооборудование не устанавливалось. Бомбардировочное вооружение не отличалось от установленного на МиГ-25РБ.

Принятие МиГ-25РБ, -РБК и -РБС на вооружение состоялось Постановлениями Совета Министров СССР от 13 апреля и 18 декабря 1972 г. Серийное производство МиГ-25РБС завершилось в 1977 г, а вообще выпуск разведывательно-бомбардировочных модификаций МиГ-25 продолжался до 1982 г. Всего было выпущено более 220 самолётов в различных вариантах.
Летом 1970 г на базе МиГ-25Р №20303 (бортовой номер «303») построили опытный экземпляр разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБВ, оснащенный более эффективной станцией общей радиотехнической разведки СРС-9 «Вираж-1». В 1971-72 гг самолёт прошел Государственные испытания и строился серийно до 1979 г. Подобно исходному варианту новый самолёт оснащался сменным фотооборудованием. На МиГ-25РБВ поздних выпусков вместо помеховой станции СПС-141 «Сирень» ставили СПС-151 «Лютик». Разведчики МиГ-25РБ, -РБВ, оборудованные для фоторазведки ночью и в сумерках, обозначались МиГ-25РБН.
Восемь самолетов МиГ-25РБВ были оборудованы аппаратурой «Высота» с контейнером радиационной разведки для взятия проб воздуха на большой высоте и последующего анализа на радиоактивность. Самолеты назвали МиГ-25РР. При их использовании достигалась максимальная высотность, а сокращение времени пребывания в зоне повышенной радиоактивности уменьшало уровень облучения пилота. В 1970-80-х гг МиГ-25РР совершали полеты вдоль границы с Китаем для наблюдения за испытаниями там ядерного оружия.
В 1979 г прошел Государственные испытания опытный экземпляр разведчика-бомбардировщика с более легкой и надежной, по сравнению со станцией «Вираж»» станцией общей радиотехнической разведки «Тангаж». При этом расширился диапазон частот и типов разведуемых РЛС, появилась возможность определения их координат при наземной обработке разведданных на цифровых вычислительных машинах. Горьковский авиазавод выпускал модификацию МиГ-25РБТ с 1980 по 1982 годы. На МиГ-25РБТ устанавливалась новая система госопознавания «Пароль» и станция предупреждения об облучении СПО-15 «Береза».
С 1981 г на части ранее выпущенных ударных разведчиков МиГ-25РБС вместо РЛС бокового обзора «Сабля», показавшей себя очень ненадежной в эксплуатации, установили станцию нового поколения «Шомпол» аналогичного назначения. Доработанные самолёты получили обозначение МиГ-25РБШ. По сравнению со станцией «Сабля» разрешающая способность новой РЛС была повышена в два-три раза. Кроме того, расширился диапазон рабочих высот самолета. Нижний предел составил 300 м, верхний — до 23 км, тогда как «Сабля» могла работать на высотах не ниже 17 км. Тогда же подверглись доработке и самолеты МиГ-25РБК. Аппаратуру «Куб-3М» заменили на более современную станцию детальной радиотехнической разведки «Шар-25». Последняя обладала большим быстродействием и могла работать в условиях сложного радиотехнического поля.
Серийное производство разведчиков-бомбардировщиков продолжалось до 1982 г., всего было выпущено более 220 самолетов различных модификаций, часть из которых поступала на экспорт.
В зависимости от состава бортовой аппаратуры они выпускались в вариантах: МиГ-25РБК, МиГ-25РБС и МиГ-25РБВ. В дальнейшем они были переоборудованы в модификации с более совершенной аппаратурой: МиГ-25РБФ, МиГ-25РБШ и МиГ-25РБТ. Доработанные под систему дозаправки самолеты получили названия МиГ-25РБВДЗ и МиГ-25РБШДЗ.
Hесколько десятков этих самолетов позже пеpедано стpанам, дpyжественным СССР. Алжиp закyпил более 30 шт., Иpак – 8, Ливия – 5, Сиpия – 8, Индия – 6 и 3 Болгаpия. Последняя, из сообpажения малой пpигодности для себя и тpyдностей с покyпкой некотоpых запчастей, сменила их на ваpиант истpебителя-бомбаpдиpовщика МиГ-23БH. МиГ-25РБ, закyпленные Иpаком, были использованы для yдаpов по нефтяным теpминалам Иpана с больших высот и скоpостей полета.
На базе МиГ-25РБ была создана и выпускалась малой серией малоизвестная модификация самолета – разведчик погоды МиГ-25МР. Он предназначался для метеорологических наблюдений и отличался от разведчика спецоборудованием и отсутствием фотоапаратов и станций СРС-4.

МОДИФИКАЦИИ:
МиГ-25РБК – разведчик-бомбардировщик с автоматической станцией детальной радиотехнической разведки “Куб”;
МиГ-25РБС – разведчик-бомбардировщик с РЛС бокового обзора “Сабля” (1977 г.);
МиГ-25РБВ – разведчик-бомбардировщик с новой станцией общей радиотехнической разведки “Вираж” (1978 г.);
МиГ-25РБН – самолет для ведения ночной разведки;
МиГ-25РБТ – модификация со станцией радиотехнической разведки “Тангаж”;
МиГ-25РБШ – модификация со станцией детальной радиотехнической разведки “Шомпол”;
МиГ-25БМ – модификация для борьбы с РЛС противника;
МиГ-25РУ – учебно-боевой вариант самолета МиГ-25РБ.
МиГ-25РР- самолет радиационной разведки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 19070
нормальная взлетная 35670
максимальная взлетная 41200
топлива 14980
Размах крыла, м 13,42
Длина самолета, м 21,55
Высота самолета, м 6,50
Площадь крыла, м2 61,40
Тип двигателя 2 ТРДФ Р-15Б-300
Тяга, кН
максимальная 2 х 73,5
на форсаже 2 х 109,8
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 3000 (М=2,83)
у земли 1200
Перегоночная дальность, км 2400
Практическая дальность, км 1865
Максимальная скороподъемность, м/мин 28800
Практический потолок, м 23000
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ:

Боевая нагрузка – 5000 кг
на 4 подвесках до 10 ФАБ-500

Источники: www.migavia.ru, www.dogswar.ru, www.airwar.ru, История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999 и др.

САМОЛЕТ РАЗВЕДЧИК-БОМБАРДИРОВЩИК МИГ-25РБ. ФОТОРЕПОРТАЖ, 2 ИЮНЯ 2012 ГОДА
70-ЛЕТ 6-Й ЛЕНИНГРАДСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ АРМИИ ВВС И ПВО
САМОЛЕТ – РАЗВЕДЧИК МИГ-25Р
ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-25П (МИГ-25ПД)
ИСТРЕБИТЕЛЬ – ПЕРЕХВАТЧИК Е-150 (Е-152, Е-152М)
РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ «МИГ»