САМОЛЕТ РАЗВЕДЧИК-БОМБАРДИРОВЩИК
МИГ-25РБ. ФОТОРЕПОРТАЖ, 2 ИЮНЯ 2012 ГОДА
AIRCRAFT RECONNAISSANCE-BOMBER
MIG-25RB. PHOTO REPORT, 2 JUNE 2012

САМОЛЕТ РАЗВЕДЧИК-БОМБАРДИРОВЩИК МИГ-25РБ. ФОТОРЕПОРТАЖ, 2 ИЮНЯ 2012 ГОДА

Фотографии А.В.Карпенко

2 июня 2012 г. в Пушкине под Санкт-Петербургом отмечается 70-лет 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО – основе 1-го Командования ВВС и ПВО. По решению главнокомандующего ВВС России, 1 июня 2012 года на аэродром Пушкин прибыли пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи», на самолетах Су-27 и МиГ-29. Прославленные пилотажные группы 2 июня 2012 года выступят с показательной программой в честь 70-летия 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО.
Оперативное объединение было создано в Ленинграде в 1942 году, затем переформировано и сейчас базируется в Воронеже. Тем не менее, отмечать круглую дату решили в Северной столице. Торжества пройдут в субботу, в этот день военный аэродром будет открыт для всех.

РАЗВЕДЧИК-БОМБАРДИРОВЩИК МИГ-25РБ (ИЗДЕЛИЕ 02Б)

МиГ-25РБ предназначен для ведения фотографической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот, а также нанесения бомбовых ударов (в том числе и бомбами с ядерной боевой частью) по стационарным целям.
Высотная разведка, с одной стороны, обеспечивала: большие площади территории, обследуемые за один вылет; большую величину радиогоризонта, что важно при ведении радиоразведки и передаче информации в диапазоне см- и УК волн; лучшие измерительные характеристики, уменьшение зон затенения целей рельефом местности. С другой стороны, при высотах полета более 20 км, особенно при сверхзвуковой скорости, обеспечивалась большая оперативность, дальность полета и выживаемость от средств ПВО.
В 1969 г. на основе опыта боевого применения авиации на Ближнем Востоке было принято решение о расширении функций самолета МиГ-25Р путем оснащения его бомбардировочным вооружением: низкая уязвимость и наличие высокоточной навигационной системы позволили МиГ-25 с высокой точностью поражать наземные объекты бомбами с больших высот и на высокой скорости. Большая скорость самолета уменьшала время реакции при действиях по целям, выявленным в ходе разведывательных полетов. Бомбовое вооружение массой до 5000 кг размещалось под крылом и фюзеляжем.
Производство второй серийной модификации МиГ-25РБ с бомбардировочным вооружением было начато в 1970. Все ранее выпущенные самолеты МиГ-25Р были переоборудованы в эту модификацию.
С 1971 по 1980 г. серийно строился разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБК, специализированный для радиотехнической разведки при помощи комплекта аппаратуры «Куб-ЗМ» (при этом с самолета сняли АФА). На самолете также устанавливалась станция постановки помех (СПС-141, СПС-142, или СПС-143).
Одновременно с МиГ-25РБК было начато серийное производство МиГ-25РБС с РЛС бокового обзора «Сабля» (проектирование этого самолета началось в 1965 г., а серийный выпуск завершился в 1977 г.). Самолеты МиГ-25РБ, РБК и РБС приняты на вооружение Постановлением СМ СССР в 1972 г.
В 1978 г. начался выпуск самолетов МиГ-25РБВ, являющихся модификацией МиГ-25РБ, с новой станцией радиотехнической разведки СПС-9 «Вираж». В дальнейшем в вариант РБВ на авиаремонтных предприятиях ВВС были доработаны и самолеты МиГ-25РБ.
В 1978 г. начат выпуск варианта самолета МиГ-25РБТ со станцией радиотехнической разведки «Тангаж», заменившей станцию «Вираж».
В 1981 г. на части МиГ-25РБС была установлена новая РЛС бокового обзора «Шомпол», в результате чего появилась модификация МиГ-25РБШ.
В том же году самолеты МиГ-25РБК были доработаны в вариант МиГ-25РБФ с новой станцией радиотехнической разведки и другим усовершенствованным БРЭО.
Параллельно с созданием разведчиков и разведчиков-бомбардировщиков типа МиГ-25 велись работы и над специализированной машиной, предназначенной для борьбы со средствами ПВО противника.
В 1972 г. началось создание противорадиолокационного самолета МиГ-25БМ с ПРНК «Ягуар». Машина имела удлиненную на 0,72 м носовую часть фюзеляжа. В комплекс вооружения этой машины были включены ракеты Х-58У, а также свободнопадающие бомбы. Самолеты МиГ-25БМ имели две мощных станции радиопомех для 3-х и 2-х см диапазона длин волн, что повышало их выживаемость от ЗРК типа «Найк-Геркулес» и истребителей противника. Летные испытания МиГ-25БМ начались в 1976, а серийный выпуск осуществлялся в 1982-85 гг. (в г.Горьком было построено несколько десятков самолетов этого типа). Для поставок на экспорт, начавшихся в 1979 г., был создан вариант самолета МиГ-25Р, на котором применение бомбардировочного вооружения не предусматривалось.
Несколько самолетов МиГ-25РБ и МиГ-25Р в рамках программы «Высота» были оснащены оборудованием для взятия высотных проб воздуха на радиоактивность. В дальнейшем на них было установлено более совершенное оборудование.
С 1972 г. в небольших количествах выпускался учебно-тренировочный вариант самолета МиГ-25РБ – МиГ-25РУ.
В конце 80-х гг. была предпринята попытка оснастить самолеты типа МиГ-25РБ системой дозаправки в воздухе. Неубираемой штангой топливоприемника были оснащены два опытных самолета МиГ-25РБВ и МиГ-25РБШ, получившие новое обозначение – МиГ-25РБВДЗ и МиГ-25РБШДЗ. Однако в дальнейшем, после резкого снижения финансирования оборонных заказов, эти работы были прекращены.
Серийное производство модификаций разведчиков-бомбардировщиков МиГ-25РБ продолжалось до 1982 г., всего было выпущено более 220 самолетов различных модификаций, часть из которых поступала на экспорт.
МиГ-25РБ послужил основой для создания целой серии специализированных самолетов:
• МиГ-25РБК — разведчик-бомбардировщик с автоматической станцией детальной радиотехнической разведки “Куб”;
• МиГ-25РБС — разведчик-бомбардировщик с РЛС бокового обзора “Сабля” (1977 г.);
• МиГ-25РБВ — разведчик-бомбардировщик с новой станцией общей радиотехнической разведки “Вираж” (1978 г.);
• МиГ-25РБН — самолет для ведения ночной разведки;
• МиГ-25РБТ — модификация со станцией радиотехнической разведки “Тангаж”;
• МиГ-25РБШ — модификация со станцией детальной радиотехнической разведки “Шомпол”;
• МиГ-25БМ — модификация для борьбы с РЛС противника;
• МиГ-25РУ — учебно-боевой вариант самолета МиГ-25РБ.
• МиГ-25РР — самолет радиационной разведки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Масса, кг
• пустого самолета 19070
• нормальная взлетная 35670
• максимальная взлетная 41200
• топлива 14980
Размах крыла, м 13,42
Длина самолета, м 21,55
Высота самолета, м 6,50
Площадь крыла,м2 61,40
Тип двигателя 2 ТРДФ Р-15Б-300
Тяга, кН
• нефорсированная 2 х 73,5
• форсированная 2 х 109,8
Максимальная скорость, км/ч
• на высоте 3000 (М=2,83)
• у земли 1200
Перегоночная дальность, км 2400
Практическая дальность, км 1865
Максимальная скороподъемность, м/мин 28800
Практический потолок, м 23000
Макс. эксплуатационная перегрузка 5
Экипаж, чел 1

ВООРУЖЕНИЕ:
Боевая нагрузка – 5000 кг на 4 подвесках
до 10 ФАБ-500

САМОЛЕТ РАЗВЕДЧИК-БОМБАРДИРОВЩИК МИГ-25РБ
70-ЛЕТ 6-Й ЛЕНИНГРАДСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ АРМИИ ВВС И ПВО
САМОЛЕТЫ-РАЗВЕДЧИКИ (ФОТОГРАФИИ)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ (ФОТОГРАФИИ)
АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ (ФОТОГРАФИИ)