ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МГК-355 «ПОЛИНОМ»
SONAR MGK-355 «POLINOM»

Наиболее мощным ГАК, предназначенным для крупных кораблей, стал ГАК «Полином».
В 1967 году была начата разработка ГАК «Платина» (главный конструктор Л.Д.Климовицкий) для НК – охотников за ПЛ – и ГАК «Полином» (главный конструктор В.Г.Соловьев, затем Д.Д.Миронов) для кораблей 1 и 2 ранга. В каждом из них слились две линии развития ГАК для НК: мощные гидролокаторы с подкильной антенной, ведущие родословную от ГАС «Титан» и «Орион», и гидролокаторы типа «Шелонь» с опускаемой антенной, только вместо опускаемой в новых ГАК была применена более мобильная буксируемая антенна.

ГАК освещения подводной обстановки МГК-355 «Полином» предназначен для обнаружение подводных лодок (ПЛ), атакующих торпед, надводных кораблей (НК), обеспечения звукоподводной связи с подводными лодками в режимах гидролокации и шумопеленгования с применением подкильной и буксируемой антенн, а также выработки данных противолодочному оружию и средствам противоторпедной защиты.
Комплекс обеспечивает автоматическое сопровождение целей, определение координат и параметров движения целей, гидроакустическую связь с ПЛ и НК и их опознавание, контроль помех при работе, а так же автоматизированную классификацию целей с разделением на классы: ПЛ, НК, торпеда, ложная цель и автоматический непрерывный контроль функционирования. ГАК имеет максимально возможную энергетическую дальность обнаружения подводных лодок в подводном положении при нормальных гидрологических условиях 40-50 км, а торпед и якорных мин до 5 км на глубине до 300 метров.

Системотехническая проблема «НК-ГАК» во многих своих аспектах аналогична проблеме «ПЛ-ГАК», однако существуют и специфические особенности. В процессе совместной работы разработчиков ГАК «Платина» и «Полином» с проектантами из Северного ПКБ, Невского ПКБ и других проектных бюро все обозначенные проблемы неизменно находили свое положительное решение.
Гидроакустические комплексы «Полином» был создан у 1979 г. Общее количество приборов – 152 Масса приборов – 72 000 кг.
С завершением этих разработок было создано поколение ГАК, которые отвечали всем требованиям своего времени. Указанные ГАК вышли, наконец, на уровень своих зарубежных аналогов.

ГАС «Полином» вооружались: тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», тяжёлые атомные ракетные крейсеры типа крейсера проекта 1144 «Орлан» и большие противолодочные корабли проекта 1155.
На ракетных крейсерах проекта 1144 главным средством целеуказания служит ГАК МГК-355 «Полином» протиолодочного комплекса «Метель». ГАК МГК-355 «Полином» или РЛК МР-800 «Флаг» обнаруживали подводные (торпеды, мины, подводные лодки) или надводные цели и выдавали целеуказание. ГАК МГК-355 «Полином» или РЛС МР-145 «Лев» брали цели на сопровождение, обеспечивая центральную, автоматическую наводку и стрельбу ТА, РБУ-6000 и РБУ-1000.
Габаритный излучатель ГАК МГК-355 «Полином» размещался в 1-м отсеке корабля проекта 1144, отделение БГАС МГК-355 «Полином» и систем для его постановки и подъема в 17-м, ахтерпик и лацпорт БГАС МГК-355 «Полином» в 18-м.
Гидроакустический комплекс дальнего действия МГК-355 «Полином» и два противолодочных вертолета нового крейсера превосходили поисковые возможности БПК проекта 1134Б в 2,5 раза. Буксируемая ГАС может эффективно обнаруживать подводные цели на высоких (до 25 узлов) скоростях.
Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» строились серией из четырёх крейсеров на Балтийском заводе с 1973 по 1996 годы: «Киров», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий». Разработчик проекта – Северное ПКБ, главный конструктор проекта кораблей — Б. И. Купенский.
ГАК «Полином» так же устанавливался на тяжелых авианесущих крейсерах проектов 11433, 11434 и 11435.
Авианесущий крейсер пр. 11433 разработан Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева. 26 декабря 1978 г. ТАКР «Новороссийск» спущен на воду и поставлен на достройку. Введён в строй 14.08.1982 г.; 15.08.1982 г. торжественно поднял Военно-морской флаг и перешёл в Севастополь; вошёл в состав КТОФ 24.11.1982 г.
В середине 1994 г. корабль полностью разоружили и передали в ОРВИ на долговременное хранение. В конце 1995 г. его продали частной фирме и в январе 1996 г. отбуксировали в Южную Корею для разборки на металл. Однако корабль был сохранен и в 1997 г. продан правительству КНР. В настоящее время находится на отстое в одном из портов КНР.
Тяжелый авианесущий крейсер пр.11434 разработан Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева. Корабль являлся развитием пр. 11433. «Адмирал Горшков » был включен в боевой состав Северного флота только в 1987 году. Летом 1999 г. ТАВКР Адмирал Флота Советского Союза Горшков отбуксировали в Северодвинск на СМП для проведения среднего ремонта и модернизации. 05.10.2000 г. во время визита Президента России В.В. Путина в Индию были подписаны предварительные документы о продаже авианосца после его модернизации правительству Индии.
Тяжелые авианесущие крейсера пр. 11435 и пр. 11436 разрабатывались Невским ПКБ под руководством В.Ф. Аникиева и П.А. Соколова, а затем Л.В. Белова. Корабли являлись первыми «настоящими» отечественными авианосцами. Строительство ТАВКР пр.11435 (з/н 105) осуществлялось ПО Черноморский судостроительный завод в Николаеве согласно договору с Минсудпромом №4455-А/166 от 3 марта 1981 г. Правительственная комиссия подписала приёмный акт. 20 января 1991 г. ТАВКР был зачислен в состав Северного флота, а 29 января на нём в торжественной обстановке подняли Военно-морской флаг. Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным настоящим авианосцем когда-либо стоявшем на вооружении российского военно-морского флота.
Разработка в 1974 году эскизного проекта 1155 на базе проекта 1135 (главный конструктор Н.П.Соболев) показала, что данное водоизмещение корабля может быть получено лишь при размещении на нем ГАС того же класса, что и на сторожевом корабле проекта 1135.
Разработка в 1974 г. эскизного проекта показала, что в заданное водоизмещение можно уложиться лишь при установке на корабль ГАС того же типа, что и на СКР проекта 1135. Однако технические характеристики ГАС МГ-332 («Титан») с БУ МГ-325 («Вега») не удовлетворяли требованиям времени и назначению корабля. Поэтому при утверждении эскизного проекта в мае 1975 г. было принято решение о вооружении корабля новым ГАК «Полином», несмотря на увеличение главных размерений и водоизмещения корабля, поскольку новый комплекс давал реальное повышение противолодочных возможностей корабля.
Стремление создать многоцелевой корабль класса эсминец в пр. 956 натолкнулось на невозможность разместить в заданном водоизмещении (ок. 8000 т) и сильные средства ПВО и противокорабельные ракеты «Москит», и комплекс средств ПЛО (в первую очередь мощный низкочастотный ГАК «Полином»). В итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения. Поэтому в дополнение к ЭМ пр. 956 и были созданы БПК пр. 1155. Планировалось, что в составе соединений и групп будут совместно действовать ЭМ пр. 956 и БПК пр. 1155.
ГАК «Полином», оснащенный антеннами в носовом бульбовом обтекателе и буксируемом носителе, обеспечивал обнаружение подводных лодок (ПЛ) в дальней зоне акустической освещенности и выдачу целеуказания противолодочному комплексу «Метель». Форма носового обтекателя антенного поста ГАК была близка к капле большого удлинения, что стало отличительной особенностью корпуса корабля проекта 1155. Установка в обтекателе еще одной гидроакустической антенны для обнаружения торпед вызвала удлинение этой «капли» до 30 м и ее диаметр составил 5 м.
На вооружении БПК проекта 1155 находится следующее гидроакустическое вооружение: ГАК МГК-355 «Полином» ; ГАС МГ-7 «Браслет» – 2 комплекта; ГАС «Алтын» ; ГАС МИ-110 КМ .
Постройка кораблей по проекту 1155 велась на двух заводах:
• з-д им. А.А. Жданова («Северная верфь»), Ленинград, (4 ед.);
• з-д «Янтарь», г. Калининград (8 ед.).

В процессе модернизации БПК проекта 1155 ГАК «Полином» подвергся модернизации. Более 75 млн рублей выделило Министерство обороны на ремонт и модернизацию гидроакустических систем противолодочных кораблей в 2016 году. Обновлению подлежат поисковые средства на БПК «Североморск», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантеелеев», а также малых противолодочниках Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов.

На большом противолодочном корабле «Североморск» Северного флота модернизации подлежал гидроакустический комплекс дальнего действия МГК-355 «Полином», сообщалось в техническом задании на проведение работ. Этот комплекс включает в себя подкильную и буксируемую антенны, способные обнаруживать подводные лодки на дистанции до 40-50 км при скорости хода корабля до 25 узлов.
Целью проведения работ на «Североморске» называется «улучшение эксплуатационных характеристик изделия МГК-355, повышение надежности, технологичности и расширение возможностей изделия по освещению подводной обстановки». В то же время на БПК «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев» Тихоокеанского флота обслуживание комплекса направлено только на поддержание технической готовности.
По ценам 2017 года выполнение работ по восстановлению стеклопластиковой части обтекателя ГАК МГК-355 «Полином» на БПК «Маршал Шапошников» обошлось в 10 000 000 руб.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная дальность обнаружения ПЛ, км 40 – 50
Дальность обнаружения торпед и якорных мин, км до 5
Глубина обнаружения торпед и якорных мин, м до 300
Размеры носового обтекателя антенны, м 30 х 5
Общее количество приборов, шт. 152
Масса приборов, т 72

Источники:
Ю.Корякин, С.Смирнов «Российская гидроакустическая техника ЦНИИ «Морфизприбор»». Военный Парад май – июнь 2003
Павлов А. С. Атомные крейсера типа Киров. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997
https://present5.com/principy-postroeniya-aktivnyx-gidroakusticheskix-kompleksov-i-sistem-tema/
Ю. В. Апальков КОРАБЛИ ВМФ СССР Том II. Ударные корабли. Часть I. Авианесущие и ракетно-артиллерийские корабли 1 и 2 рангов. Галея Принт. 1997
http://and-kin2008.narod.ru/pr1144.html
http://www.oceanpribor.ru/text/1.htm
https://www.korabel.ru
http://www.moremhod.info
https://ru.wikipedia.org
https://navy-korabel.livejournal.com
https://flotprom.ru
http://war-russia.info

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1155 «ФРЕГАТ»
АТОМНЫЕ РАКЕТНЫЕ КРЕЙСЕРА ПРОЕКТА 11442 «ОРЛАН»
ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1144 «ОРЛАН»
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 11434
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «НОВОРОССИЙСК» ПРОЕКТА 11433
ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ МГ-342 «ОРИОН»
ЦНИИ «МОРФИЗПРИБОР»
ОКЕАНПРИБОР КОНЦЕРН