ВЫСТУПЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНШТАБА ВС РФ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА СЕРГЕЯ МАКАРОВА НА КОНФЕРЕНЦИИ MCIS-2016

THE SPEECH OF THE HEAD OF THE MILITARY ACADEMY OF THE GENERAL STAFF OF ARMED FORCES COLONEL-GENERAL SERGEI MAKAROV AT THE CONFERENCE MCIS-2016

ВЫСТУПЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНШТАБА ВС РФ ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКА СЕРГЕЯ МАКАРОВА НА ТЕМУ «АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ В ЕВРОПЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ЛОКАЛИЗАЦИИ»

Уважаемые участники конференции!
В ходе конференции неоднократно уже звучала мысль о том, что после распада биполярного миропорядка между государствами, в результате различных процессов, обострились противоречия и возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. Именно поэтому сегодня, как никогда, необходимо помнить один из самых главных уроков Второй мировой войны – против общих угроз нужно действовать сообща, объединяя усилия.
Необходимо отметить, что вопросы об организации европейской системы безопасности были выдвинуты Советским Союзом еще в ходе Второй мировой войны. В дальнейшем в ходе Ялтинской (4 –11 февраля 1945 г.) и Потсдамской (17 июля – 2 августа 1945 г.) конференций был создан Ялтинско-Потсдамский мировой порядок, главной особенностью которого было формирование биполярного мироустройства. Основной идеей этого мироустройства была ответственность мировых держав за судьбы мира.
Именно об этом в своей речи на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН говорил Президент России Владимир Владимирович Путин, напомнивший об ответственности мировых держав за свои действия.
Нельзя не сказать и о том, что уже более сорока лет большинство государств Европы в своих отношениях руководствуются десятью принципами, которые были задекларированы 1 августа 1975 г. в Хельсинки высшими руководителями в заключительном Акте совещания.
В документе, кроме того, были зафиксированы меры по укреплению доверия и некоторые аспекты безопасности и разоружения; определен порядок сотрудничества в области экономики, науки и техники и другие вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству. Позитивная в целом роль создания «общеевропейского дома» способствовала преодолению неопределенности взаимоотношений в Европе, но, к сожалению, полной реализации не получила.
В дальнейшем события, произошедшие в конце ХХ начале ХХI веков показали, что существующая система безопасности находится в глубоком кризисе. Причин этому много, но основные проблемы – это «двойные стандарты» при решении региональных конфликтов, а также невозможность организаций и союзов (групп) государств воздействовать на рецидивы внешнеполитической деятельности США. Здесь необходимо всячески повышать роль ООН, как единственной международной организации способной сегодня решать данные проблемы.
Следует заметить, что для Российской Федерации наибольшее значение имеет ситуация в сфере безопасности и на европейском, и на азиатском континентах.
Вооруженный конфликт на Ближнем и Среднем Востоке обострило миграционную и террористическую проблему в Европе, а расширение НАТО на восток и рост террористической угрозы вдоль наших границ, обострили проблемы обеспечения безопасности России. Свидетельством тому размещение систем ПРО и группировок войск в Восточной Европе, несмотря на официальные заявления военно-политического руководства НАТО. К сожалению, не улучшают международные отношения и введенные против России экономические санкции, а также участившиеся попытки фальсификации истории. В целом, развернутая в последние годы истерия в Европе ничего не имеет общего с реальностью.
Необходимо сказать, что риторика некоторых европейских политических лидеров в отношении России уже получила в СМИ название «холодная война 2.0». И это не лучшая из их характеристик.
Сегодня неуместно говорить о безопасности Европы и отдельно о безопасности России, как будто мы находимся на разных полюсах. Мы географически находимся на одном континенте (для тех, кто забыл!), а финансово и экономически мы вообще в «одной лодке». Между нами давно не существует идеологических барьеров, но существуют общие угрозы и опасности. Следовательно, можно констатировать, что только совместные усилия всех государств Европы по обеспечению безопасности позволят сформировать новую взаимовыгодную и удобную для всех систему безопасности. Однако создание такой системы безопасности несомненно потребует участия мировых держав, и, прежде всего, США и Китая, но без преувеличения лидерства США в Европе и мире.
Сегодня для многих ясно, что понятие «европейская безопасность» приобретает комплексный характер: возрастает значимость антитеррористической деятельности, экономической, продовольственной, экологической, информационной, демографической и, в особенности, энергетической безопасности, а также безопасности, формируемой угрозой применения «мягкой силы». На наш, взгляд, в этих условиях взаимодействие России с другими государствами Европы по вопросам обеспечения безопасности на континенте должно происходить, как в рамках многосторонних форматов, так и по линии двусторонних отношений. Именно поэтому альтернативу «силовым» геополитическим моделям может составить лишь концепция безопасности, основанная на конструктивном и взаимоуважительном сотрудничестве государственных и негосударственных участников международных отношений.
В Европе должна быть сформирована действенная правовая основа для сотрудничества всех государств, в таких вопросах, как противодействие наркотрафику, терроризму, киберпреступности, обеспечение биобезопасности, коллективное предупреждение и реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и гуманитарные кризисы, природоохранное сотрудничество и экологические вызовы, включая изменение глобального климата. К сожалению, в Европе все больше размываются духовные и моральные основы и ценности, которыми Европа вчера еще гордилась. И это не только права и свободы человека, но это и ценность самой жизни.
Мы считаем, основной причиной этому является то, что взгляды на безопасность очень сильно у нас различаются. У ЕС – безопасность Европы в рамках Евросоюза, у США – это лишь еще одна зона влияния, у России – это государственные приоритеты и сохранение своих зон влияния.
Поэтому, формируемые сегодня механизмы обеспечения безопасности, такие как Европейская политика безопасности и обороны, необходимо направить на сплочение и расширение возможностей, участвующих в этих объединеньях стран, а через это на повышение уровня международной безопасности в целом. Снижение данной активности по взаимодействию стран Европы лишь актуализировали новые угрозы.
Нельзя не отметить, что Европа впервые за всю свою историю не является центром системы международных отношений в глобальном масштабе. Прекращение системного противостояния между Западом и Востоком, выход на мировую политическую и экономическую арену новых стран, перемещение центра тяжести мировой экономики в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона отодвигают Европу в относительно спокойную гавань международной жизни. Как следствие, состояние евроатлантической безопасности и ее архитектура не вполне удовлетворяют интересам государств.
Отдельную проблему для устойчивости европейской архитектуры безопасности представляет эволюция стратегических приоритетов России и Соединенных Штатов Америки. Оставаясь важнейшими игроками в сфере международной безопасности, Россия и США все больше внимания обращают на перспективы и формы своего сотрудничества.
Выходом из сложившейся ситуации может быть решительный перевод значительной части уже существующих общеевропейских обязательств, закрепленных в таких документах, как Хартия для новой Европы (1990 г.), хельсинкский документ (1992 г.), Хартия европейской безопасности (1999 г.),
Основополагающий акт Россия – НАТО (1997 г.), и ряде других актов, из политической в юридическую плоскость.
Удивительно, но все до единого принципа, декларированные, например, в Хельсинских договоренностях 1975 года, сегодня актуальны как никогда ранее. Таким образом, ничего не надо выдумывать, а только соблюдать всеми государствами уже имеющееся на честной и открытой основе, при наличии единой шкалы ценностей и единых понятий.
На наш взгляд, конечно, возможен путь разработки нового всеобъемлющего Договора о (коллективной) европейской безопасности, когда к участию будут приглашены все государства и основные международные организации (ЕС, НАТО, СНГ, ОДКБ), действующие на евроатлантическом пространстве. Но создание и подписание нового договора – процесс длительный. Поэтому, не лучше ли исполнять уже существующие договоренности, в которых возможно расширение круга актуальных задач обеспечения безопасности. Результаты нужны уже сегодня, завтра может быть поздно.
В заключении хотелось бы спросить: что кто лучше знает цену миру? Солдат. Именно он несет на своих плечах всю тяжесть войны.
Мы в двадцатом веке в войнах и конфликтах потеряла столько людей, что по подсчетам ученых-демографов к настоящему времени по народонаселению Россия могла сравниться с Китаем. Каждая европейская страна, каждая страна в мире должна задать себе вопрос: «хотят ли они войны, хотят ли русские войны?». Россия давно всем ответила на этот вопрос «НЕТ» жизнями миллионов своих павших солдат, жизнью невинно убиенных детей, женщин, стариков. Мы должны думать и нести ответственность за свое будущее и будущее мира.
МО РФ

V МОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ