ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ «ЛУНА-3″

OPTICAL LANDING SYSTEM «LUNA-3″

Когда в Советском Союзе приступили к созданию современных авианосцев с реактивной авиацией способной взлетать с катапульты или трамплина и садится на аэрофинишер пришлось создавать полноценную систему авиационного вооружения, включающую и необходимые средства привода и посадки корабельных летательных аппаратов. Первые такие работы были начаты в 1970-е года, тогда Невское ПКБ разрабатывало тяжелые авианесущие крейсера (ТАВКР), а фактически настоящие авианосцы проекта 1160 и 1153. Затем последовал проект 114342, который в последствии получил обозначение «проект 11435″. Этот корабль был построен и стал первым отечественным авианосцем с реактивными самолетами горизонтального взлета и посадки.
С началом проектирования, а затем и строительства ТАВКР проекта 11435 с истребителями МиГ-29К и Су-27К с горизонтальной схемой посадки и взлёта встал вопрос о разработке оптических систем посадки (ОСП) на палубу. Подобного отечественного опыта по работам над такими система на тот момент не было, ученым и конструкторам пришлось изучать зарубежный опыт, в основном американский. Разработка отечественной ОСП в рамках НИОКР «Луна» была поручена СКБТ световых и светосигнальных приборов (Москва, с 1992 года – Компания « Аэросвет») научно – производственного объединения «Электролуч».
Блок световых индикаторов опытного образца ОСП «Луна» был построен на плоских цилиндрических линзах Френеля, формировавших плоские (в горизонтальной плоскости) системы лучей. ОСП состояла из зелёных горизонтальных огней, имитирующих горизонт и трёх указательных, расположенных вертикально: жёлтого, зелёного (в центре) и красного. На расстоянии в 1 км ширина лучей не превышает 50 см, что характеризует точность удержания ЛА на расчётной глиссаде.
В состав ОСП входит и ряд зелёных горизонтальных огней, соответствующий горизонту, который служит дополнительным источником информации о положении на глиссаде. К числу основных характеристик системы, определяющих качество посадки, относятся оптические параметры лучей и стабильность их расположения относительно корабельной системы координат. Последнее определяется системой стабилизации координат линзового блока – угла наклона в плоскости горизонта и угла поворота относительно оси крена. Для этого служат приводы по тангажу и крену, отвечающие за привязку глиссады к линии горизонта. Их задача состоит в обеспечении постоянства параметров формируемой оптической глиссады, независимой от бортовой и килевой качки корабля.

Начало испытаниям опытного образца первой отечественной системы «Луна» было положено на исследовательском комплексе палубной авиации НИТКА в Крыму.
30 августа 1984 года летчик-испытатель В. Пугачев совершил первую посадку на НИТКУ с использованием аэрофинишера и системы «Луна-3М», а вслед за ним в тот же день Н.Садовников. До 1988 года были проведены сотни взлетов, выполненные в разных метеоусловиях. Главной проблемой для лётчиков-испытателей было освоение полётов по корабельной глиссаде с пилотированием по оптической системе посадки (ОСП) «Луна-3″.
Во время захода на посадку требовалось войти в огни «светофора» и удержаться в зелёном цвете до самой посадки. Но вся проблема была именно в этом: как это сделать? Смещение самолёта вверх или вниз в пределах угла зрения каждого огня контролировать было нечем. Смена цветности огней происходила для лётчика неожиданно. Были полёты и на лаборатории Су-27УБ с заходами до приземления на блок и уходом на второй круг. Вот тут-то и проявилась неспособность ОСП «вести» лётчика до конца, до удара колёсами о палубу. Первые же полёты показали, что добиться требуемой точности по трём указательным огням ОСП просто невозможно.
По результатам полигонных испытаний и по просьбе участвовавших лётчиков-испытателей в систему фонарей были введены смешанные переходные режимы: жёлто-зелёного и красно-зелёного – это облегчало восприятие перехода цветовых лучей.
В процессе испытаний на полигоне НИТКА опытный образец был модернизирован и получил очередной номер «Луна-3», после чего поступил в штатную эксплуатацию на борту ТАВКР «Адмирал Кузнецов» проекта 11435. В кормовой части корпуса на выносной площадке левого борта в районе мидель-шпангоута смонтирована стабилизированная оптическая система посадки «Луна-3», огни которой наблюдаются днем примерно за три километра.

Оптическая система посадки «Луна-3» позволяет пилоту визуально судить о положении самолета, идущего на посадку, относительно теоретической линии глиссады. ОСП представляет собой систему специальных фонарей с очень малым углом раствора луча. ОСП состоит из зелёных горизонтальных огней, имитирующих горизонт и трёх указательных, расположенных вертикально: жёлтого, зелёного (в центре) и красного. В условиях моря они просматривались лётчиком уверенно с дальности 1,5-2 км.
Кроме тяжелых авианесущих крейсеров проектов 11435 и 11436 в кормовой части последнего авианосца Советского Союза ТАВКР «Ульяновск» проекта 11437 размещалась также оптическая система посадки «Луна». Но этот корабль так и не был достроен, его разобрали на стапеле.
Но история отечественных ОСП на этом не заончилась, уже намного позже, в начале 2000-х годов московская компания «Аэросвет» (образована на базе Специального конструкторского бюро световых и светосигнальных приборов 15 декабря 1992 года) для индийского авианосца «Викрамадитья» проекта 11430 (бывший советский ТАВКР «Адмирал Горшков» проекта 11434) по договору № 15/05И от 01.06.2005 года поставила индийской стороне систему светосигнального оборудования «Луна-3СТ» для формирования визуальной информации о положении летательного аппарата на заключительном этапе захода для посадки на палубу авианосца.
Для компании «Аэросвет» участие, как в данном проекте, так и в других проектах для инозаказчиков является показателем доверия, признанием мастерства, высокого уровня конструкторской мысли и профессиональной подготовки сотрудников. По договору для проекта № 11430 были созданы, прошли предварительные испытания и получили признательную оценку:
Кроме того, по заказу индийской стороны по договору № 36 КДМ – 09/Р – 712926 от 30.03.2010 года компания произвела оптическую систему посадки «Луна – 3СТ » для наземного испытательного комплекса, предназначенного для обучения и тренировки пилотов военно-морской авиации Индии.
Вся поставленная продукция компании по проекту 11430 сопровождается гарантийным обслуживанием в течении 2 – х лет и сервисным обслуживанием в течении 20 лет.

Дальнейшая модернизация ОСП типа «Луна-3» проводилась конструкторами ЦНИИ «Электроприбор» из Санкт-Петербурга, была направлена на повышение информативности в двустороннем обмене между РВП и пилотом о параметрах глиссады и положении ЛА на ней.
Как отмечает разработчик, система «Луна-3Э» предназначена для выдачи летчику непрерывной визуальной информации о положении самолета относительно заданной глиссады снижения на заключительном этапе захода на посадку на авианосец.
При разработке ОСП «Луна-3Э» ставилась задача снабдить пилота оперативной информацией о текущем положении точки приземления и плоскости палубы относительно оси центрального зелёного огня, минимизирующей ошибки при посадке. Кроме того, плановая настройка лучей ОСП «Луна-3» сводилась к рутинным ручным операциям при отсутствии объективного доку- ментального контроля. В новой ОСП, получившей обозначение «Луна-3Э», эти недостатки удалось устранить путём установки комплекса средств автоматического контроля параметров лучей базового блока.
В состав этих средств вошли два уголковых отражателя типа «Катафот», установленные на палубе корабля, отражённый поток света от которых попадает на фотоприёмник, связанный с блоком обработки и накопления информации.
При этом центры уголковых отражателей расположены на линии, параллельной плоскости палубы и пересекающей ось центрального огня. Это позволило расширить функциональные возможности ОСП «Луна-3», что способствует формированию более стабильных световых зон, облегчающих пи- лоту удержание ЛА на расчётной глиссаде. Одновременно пилот стал получать информацию о положении палубы, гака и шасси относительно оси центрального огня.

Опытно-промышленный образец ОСП «Луна-3Э» был показан ЦНИИ «Электроприбор» в 2013 г. на Международном военно-морском салоне МВМС-2013 в Санкт-Петербурге. В том же году эта разработка прошла полигонные испытания в новом центре подготовки пилотов палубной авиации (НИТКА) в г. Ейске новая система посадки на палубу была испытана лётчиком-испытателем ГЛИЦ им. Чкалова полковником О. Мутовиным на новейшем палубном истребителе МиГ-29КР.

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 06.08.2016

Источники: Е.Шелков, В.Друшляков «Взлетно-посадочные системы авианосцев». «Авиапанорама» №1-2016, В.Н.Кондауров. «Взлетная полоса длиною в жизнь», razgromflota.ru, » Взлет и посадка КЛА на ТАКР Взлет и посадки КЛА на ТАКР обеспечиваются за счет: Взлет и посадки КЛА на ТАКР обеспечиваются за счет: Специальной конструкции. – презентация», www.popmech.ru, www.elektropribor.spb.ru, www.authorstream.com, www.aerosvet.su и др.

ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСАДКИ «ЛУНА-3Э» НА МВМС-2013
ТЯЖЕЛЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «УЛЬЯНОВСК» ПРОЕКТА 11437
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435
АВИАНОСЕЦ R33 VIKRAMADITYA ПРОЕКТА 11430 (ИНДИЯ)
КОНЦЕРН «ЦНИИ «ЭЛЕКТРОПРИБОР»