КОМПЛЕКС ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ (БЛА) «ЛУЧ»
COMPLEX AERIAL SURVEILLANCE WITH UNMANNED AERIAL VEHICLE (UAV) «LUCH»

Комплекс воздушного наблюдения с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) «Луч» создан и произведен в АО «КБ «Луч» в инициативном порядке за счет собственных средств предприятия.
Первоначально работы по беспилотному комплексу с БЛА «Луч», созданном на базе легкого двухместного самолета «Сигма-5″, шли достаточно успешно. Разработка нового БЛА для РФ проводилась в сотрудничестве с передовыми авиационными НИУ страны. С ЦАГИ поступили положительные заключения по управляемости, прочности и аэродинамике, СибНИА предоставил положительные результаты по продолжительности полета, а ЦИАМ – по силовой установке.
БЛА «Луч» предназначен для воздушного наблюдения в любых погодных условиях, днем и ночью земной (водной) поверхности в интересах нефтегазовых, энергетических и природоохранительных предприятий.

БЛА выполнен по двухбалочной схеме с толкающим воздушным винтом, оснащен поршневым четырехтактным двигателем Rotax-914UL(F) DCDI с турбонаддувом, работающим на автомобильном бензине. В качестве топлива используется бензин Аи-95.
Взлет и посадка производятся по-самолетному на трехстоечное колесное шасси с убирающейся в полете носовой опорой.

Для перевозки и хранения самолета БЛА консоли крыла выполнены складывающимися. Процедура складывания выполняется вручную одним человеком за время около двух минут. Конструкция узла складывания защищена патентом РФ.
Перевозка БЛА возможна автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Конструкция самолета выполнена преимущественно из отечественных, недорогих, традиционных для применения в авиационной промышленности неметаллических материалов.
Планер БЛА выполнен по модульной схеме, предполагающей возможность быстрой замены любой части.
Конструкция шасси позволяет производить взлет и посадку БЛА на неподготовленные грунтовые площадки.
Компоновка силовой установки на самолете позволяет производить внеаэродромную эксплуатацию БЛА.


Аппаратные средства комплекса:
• Оптико-электронная аппаратура с инфракрасным и цветным телевизионными каналами на гиростабилизированной платформе
• Радиолокационная станция бокового обзора с синтезированной апертурой Х-диапазона (сменный модуль РСА)
• Информационно-командная радиолиния
• Бортовой регистратор информации
БЛА «Луч» способен вести разведку с передачей информации в реальном масштабе времени в радиусе 250 км, с использованием ретранслятора – 350 км. Применение бортового регистратора информации увеличивает радиус разведки до 500 км. При полетах в радиусе 250-500 км данные записываются на флеш-носитель, но по возвращению в зону приема до 250 км возможна передача записанного с носителя на наземный пункт управления.
В качестве целевых нагрузок могут использоваться все виды разведывательной аппаратуры модульной конструкции и ударное оружие. Управление и обмен данными осуществляются по защищенной цифровой радиолинии, разработанной КБ «Луч». Система управления предусматривает возможность ведения групповых действий несколькими аппаратами.
Первый экземпляр беспилотного летательного аппарата «Луч» среднего радиуса действия демонстрировался на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в составе экспозиции ОАО «Концерн «Вега», полностью оснащенный всем бортовым оборудованием и специальной целевой нагрузкой массой до 150 кг.
Однако в 2012 году комплекс с БЛА «Луч» участвовал в конкурсе министерства обороны на лучший проект беспилотного комплекса средней дальности, и этот конкурс выиграла компания «Транзас», что фактически прекратило финансирование дальнейших работ по комплексу с БЛА «Луч».

Начавшаяся постройка второго экземпляра беспилотника «Луч» была приостановлена, причем на достаточно высоком уровне готовности. К настоящему времени всего изготовлено два образца БЛА, один образец укомплектован бортовой радиоаппаратурой и целевой нагрузкой ГОЭС-630. Оптико-электронная система производства ОАО «ПО «Уральский оптико-механический завод». Срок службы БЛА «Луч» по расчетам составляет 20 лет.
В 2013 году продолжались полеты пилотируемого самолета «Сигма-5″, послужившему прообразом беспилотника «Луч», общий налет на июнь 2013 года составил примерно 50 часов.
Разработка комплекса беспилотной воздушной разведки и наблюдения с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) «Луч» перешла в статус научно-технического задела.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Взлетная масса БЛА, кг 660 – 800
Полезная нагрузка, кг до 100
Размах крыла, м 8,7
Длина, м 5,85
Высота, м 2,40
Навигация GPS/Glonass
Двигатель поршневой четырехтактный Rotax-914UL(F) DCDI с турбонаддувом
Максимальная скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 126-160
Радиус действия, км 250-500
Диапазон высот полёта, м 100-6000 (7000)
Максимальная продолжительность полёта, ч 12 -18
Дальность связи с наземным пунктом приёма, км:
- в пределах прямой радиовидимости/ретранслятор 250/350
Старт/посадка по-самолётному
Разбег/пробег, м не более 150/150

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 07.04.2016

Источники: kb-lutch.ru, www.vega.su, АвиаПорт.ru, www.airwar.ru, zonwar.ru, avia.pro и др.

КОМПЛЕКС ВОЗДУШНОГО НАБЛЮДЕНИЯ С БЕСПИЛОТНЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ (БЛА) «ЛУЧ» НА ФОРУМЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ-2012
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ АППАРАТ МАЛОГО КЛАССА «КОРСАР»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЛУЧ»