ЛЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.М. ГРОМОВА

FLIGHT RESEARCH INSTITUTE NAMED AFTER M. M. GROMOV

03.05.2016

По официальной информации, в ЛИИ им. М.М.Громова на базе транспортного самолета Ил-76 создается летающая лаборатория для проведения экспериментов с отделяемым от самолета-носителя гиперзвуковым летательным аппаратом. По словам генерального директора ЛИИ Павла Власова, «гиперзвуковая летающая лаборатория ГЛЛ-АП разрабатывается с целью создания экспериментальной базы для проведения летных исследований демонстрационного высокоскоростного, прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с экспериментальным гиперзвуковым летательным аппаратом (ЭГЛА)». Демонстратор гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) создается специалистами Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова. По утверждению разработчиков, двигатель-демонстратор обеспечит крейсерский полет ЭГА в диапазоне скоростей от М=5 до М =7. Экспериментальный гиперзвуковой аппарат, на котором установят ГПВРД, создается специалистами ЛИИ и ЦАГИ.
В летающую лабораторию (ЛЛ) переоборудуют самолет Ил-76МД (бортовой № 76454), который прошел капитальный ремонт в 2015 г. на 123-м авиационном ремонтном заводе в городе Старая Русса (Новгородская область).
На самолете Ил-76МД ЛЛ намечено демонтировать один двигатель Д-30КП (внутренний на левой консоли крыла), а вместо двигателя на специальном пилоте будет подвешиваться экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат (ЭГЛА). Во время испытательного полета ЭГЛА отделиться от машины Ил-76ЛЛ и уйдет в самостоятельный полет.
http://zhukvesti.ru

ГИПЕРЗВУКОВАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ГЛЛ-АП
ГИПЕРЗВУКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ


ЛЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.М. ГРОМОВА


Открытое акционерное общество «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 №2102-р, приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.04.2011 № 143 и распоряжению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области от 29.12.2011 № 947 (в редакции распоряжений от 10.04.2012 № 230 и от 24.04.2012 № 259) и является его правопреемником.
Межрайонной инспекцией ИФНС России №1 по Московской области 25 апреля 2012 года осуществлена регистрация открытого акционерного общества «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» (ОГРН 1125040002823) и постановка на учет в налоговом органе (ИНН/КПП 5040114973/504001001).
Генеральным директором ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» назначен Власов Павел Николаевич, который вступил в должность 25 апреля 2012 года.
Государственный научный центр Российской Федерации «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова» («ЛИИ им.М.М.Громова») – головная организация авиационной отрасли по летным исследованиям и испытаниям летательных аппаратов (ЛА) на всех этапах их жизненного цикла:
• опережающие летные исследования на летающих лабораториях (ЛЛ) и моделях по отработке концепций создания перспективной АТ;
• опережающие летные испытания на ЛЛ опытных образцов силовых установок, комплексов и систем бортового оборудования;
• проведение совместно с ОКБ отрасли сложных видов летных и наземных испытаний, в т.ч. сертификационных, опытных ЛА(сваливание и штопор, флаттер, стойкость к воздействию мощных электромагнитных полей и т.д.);
• комплексная оценка ЛА, силовых установок и оборудования при летных и наземных испытаниях;
• развитие технологий (методов и технических средств) летных исследований и испытаний;
• исследования по проблемам обеспечения безопасности полета, надежности и эксплуатационной технологичности ЛА;
• аэродромно-техническое обеспечение летных испытаний всех типов опытной и модернизируемой АТ;
• подготовка и повышение квалификации летчиков-испытателей и штурманов-испытателей, инженерно-технического состава летно-испытательных подразделений отрасли.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Летные исследования и испытания самолетов и вертолетов
• Аэродинамика, устойчивость и управляемость, взлетно-посадочные характеристики (ВПХ), системы штурвального управления самолетов
• Летные прочностные испытания самолетов
• Летные исследования и испытания вертолетов
• Средства аварийного покидания летательных аппаратов
• Развитие норм годности и сертификация воздушных судов
2. Исследования аэротермодинамики, динамики полета и систем управления БЛА
3. Обеспечение летных испытаний опытных образцов авиационных комплексов (АК)
• Создание трассовых испытательных комплексов (ТИК) для обеспечения летных испытаний опытных образцов авиационных комплексов (АК)
• Создание методического обеспечения ЛИ и ЛЭ авиационных комплексов (АК)
4. Силовые установки
• Технологии проведения летных исследований
— Летные испытания силовых установок с ГТД на летающих лабораториях
— Исследование характеристик авиационных двигателей
— Исследование газодинамической устойчивости авиационных двигателей
— Исследования динамического нагружения авиационных двигателей
— Исследования топливных систем
— Исследования средств пожарной защиты
— Исследования систем защиты силовой установки от попадания посторонних предметов
— Исследование влияния эмиссии авиационных двигателей на окружающую среду
— Исследования загрязнения атмосферы
• Экспериментальная база
— Летающие лаборатории
— Наземные стенды
5. Системы жизнеобеспечения
• Исследования воздействие внешних факторов на бортовое оборудование
• Исследования систем защиты летательного аппарата от обледенения
• Исследования кислородного оборудования и защитного снаряжения
• Исследования чистоты воздуха в кабинах летательного аппарата
6. Исследования, испытания и сертификация пилотажно-навигационного и бортового оборудования
• Технология летных испытаний ПНО и БО с применением комплекса бортовых траекторных измерений (КБТИ-М)
• Наземная стендовая вычислительная база
• Летающие лаборатории и опытные ЛА
• Программно-математическое обеспечение обработки и анализа
• Исследование на стендах, летающих лабораториях, опытных ЛА
• Нормативно – техническая документация
• Применение технологий испытаний ПНО и БО на опытных ЛА с использованием КБТИ при сертификационных и Государственных испытаниях
7. Исследования и испытания систем радиосвязи и антенно-фидерных устройств
8. Исследования и защита летательных аппаратов от молнии и статического электричества
9. Исследования электромагнитной совместимости и стойкости к полям высокой интенсивности (HIRF)
10. Исследования и испытания средств дистанционного зондирования Земли
11. Летные испытания ЛА с применением пункта управления летным экспериментом (ПУЛЭ)
• Пункт управления летным экспериментом
• Технология управления лётным экспериментом
• Применение технологий для практических задач
12. Анализ и оценка высокочастотных динамических процессов
• Система обработки и анализа высокочастотных динамических процессов ТЕМП ЛВС
• Технология обработки и анализа высокочастотных динамических процессов по материалам летных испытаний
• Применение технологий для практических задач
13. Летные исследования и испытания систем и задач системы организации воздушного движения (ОрВД), построенной на технологиях перспективной аэронавигационной системы (CNS/ATM)
• Наземная стендовая и аэродромная база
• Технологии летных исследований и испытаний систем и задач ОрВД, построенной на технологиях CNS/ATM
• Применение технологий для практических задач
14. Исследования и испытания эксплуатационно-технических характеристик летательных аппаратов и систем
15. Участие в создании и сопровождении эксплуатации летательных аппаратов
16. Эргономика и физиологические исследования

ИСТОРИЯ
Летно-исследовательский институт (ЛИИ) начал свою деятельность 8 марта 1941 г. в соответствии с исполнением Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 июня 1940 г. на базе ряда подразделений Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), а также вновь созданного аэродрома «Раменское».
Первым начальником Института был назначен Герой Советского Союза, заслуженный летчик СССР, профессор Михаил Михайлович Громов, его заместителем по летной части стал Герой Советского Союза А.Б. Юмашев, а по науке – профессор А.В. Чесалов.
Основные научные направления возглавили: М.А. Тайц, B.C. Ведров, Б.Н. Егоров, Г.С. Калачев, Н.С. Строев, Л. Л. Тартаков, С.И. Турецкий, А.С. Новицкий, Д.И. Антонов и другие. Начало летной деятельности института формировалось под влиянием таких известных летчиков-испытателей как Ю.К. Станкевич, А.Н. Гринчик, Н.С. Рыбко, Г.М. Шиянов, М.Л. Галлай, С.Н. Анохин, В.Л. Расторгуев, В.П. Федоров.
ЛИИ был создан как комплексный научно-исследовательский институт, деятельность которого включала бы исследования летательных аппаратов, силовых установок, самолетного и спецоборудования различного назначения и их взаимодействия.
Великая Отечественная война, начавшаяся вскоре после создания Института, значительно изменила запланированный характер и направления его работ. В трудных условиях военного времени ЛИИ проводил поручаемые коллективу испытания и исследования с первоочередной целью поддержания на заданном уровне требуемых летно-технических и эксплуатационных характеристик и свойств боевых самолетов конструкторских бюро (ОКБ) А. С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Петлякова, Н.Н. Поликарпова, С.В. Ильюшина. Наиболее опытные специалисты Института активно привлекались к испытаниям опытных и модифицируемых самолетов, помогали головным серийным заводам во внедрении в производство и эксплуатацию новых улучшенных или модифицированных образцов самолетов, двигателей и оборудования. Значительная часть подразделений ЛИИ в начале войны была эвакуирована в Казань и Новосибирск, где было проведено много нужных и важных работ, испытаний и исследований.
Государство достойно оценило вклад работников ЛИИ во время войны в обеспечение боевой мощи отечественной авиации. В 1945 году Институт был награжден орденом «Красное Знамя». Многие специалисты также были отмечены различными орденами и медалями СССР.
После войны ЛИИ активно работал по заданиям, связанными с испытаниями и освоением последних образцов создаваемого дальнего стратегического бомбардировщика Ту-4 с поршневыми двигателями. Первый полет на первом экземпляре Ту-4 был доверен летчику-испытателю ЛИИ Н.С. Рыбко и бортинженеру В.А. Антонову. В испытаниях впоследствии принимали участие также многие инженеры и специалисты ЛИИ.
Летные испытания первых отечественных реактивных истребителей, созданных в 40-х – 50-х годах в ОКБ А.И. Микояна, С.А. Лавочкина и А.С. Яковлева и позже – в ОКБ П.О. Сухого, на аэродроме Института проводились подразделениями летно-испытательных станций ОКБ совместно или в тесном взаимодействии с ведущими учеными, инженерами и летчиками Института. Так первый испытательный полет на первом экземпляре реактивного самолета И-300 Ф-1 (МиГ-9), созданного в ОКБ А.И. Микояна, был выполнен летчиком-испытателем ЛИИ – А.Н. Гринчиком, два последующих экземпляра также были испытаны летчиками Института Г.М. Шияновым и М.Л. Галлаем.
Важнейшие работы проводились специалистами ЛИИ в области создания отечественной реактивной авиации, освоения околозвуковых и сверхзвуковых скоростей. В решение этих задач особый вклад внесли: И.В. Остославский, Н.С. Строев, Г.С. Калачев, В.В. Уткин, А.Д. Миронов, И.М. Пашковский, М.И. Герасимов, В.В. Косточкин, Н.И. Тихонов, М.Д. Романов, М.С. Егоров, Н.Т. Коробан, A.M. Знаменская, другие.
В 50-х и 60-х годах в ЛИИ совместно с ОКБ С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева, В. М. Мясищева успешно проводились летные испытания и доводка тяжелых самолетов Ил-28, Ту-14, затем Ту-16, ТУ-95, М-4, которые в дальнейшем были быстро приняты на вооружение.
Большинство самолетов и вертолетов последующих поколений были испытаны или доведены с участием летчиков-испытателей Института. Это Герои Советского Союза, заслуженные летчики-испытатели С.Н. Анохин, Амет-хан-Султан, Ф.И. Бурцев, В.П. Васин, И.П. Волк, Ю.А. Гарнаев, А.Н. Грацианский, О.В. Гудков, Э.П. Княгиничев. В.И. Лойчиков, Г.М. Шиянов, А.А. Щербаков и других, а также Герои России – А.Д. Грищенко, П.И.Казьмин, А.Н. Квочур, А.В. Крутов, Л.Д. Лобас и другие.
Многие летчики-испытатели ОКБ и заводов, ставшие затем выдающимися специалистами своего дела, прошли обучение в школе летчиков-спытателей, созданной в ЛИИ в 1947 г., и затем приобретали практический опыт особо сложных испытаний, работая в ЛИИ.
К числу научных направлений, в развитие которых коллективы подразделений Института внесли наибольший вклад, могут быть отнесены:
• исследования особенностей устойчивости, управляемости самолетов всех категорий, в том числе при сваливании в штопор на больших углах атаки;
• исследования аэродинамики вертолетов;
• исследования нагружения конструкции и вибрации самолетов и вертолетов;
• исследования проблем гиперзвукового полета, включая аэротермодинамику, динамику полета, теплозащиту, системы управления;
• исследования и отработка самолетов корабельного базирования;
• исследования н доводка двигателей и силовых установок самолетов и вертолетов;
• исследования, совершенствование, а в некоторых случаях и разработка оборудования различных систем воздушных судов:
o пилотажно-навигационное; жизнеобеспечения, в том числе аварийного покидания;
o топливного, включая системы заправки топливом в полете; связи и специальных комплексов, других.
Важное место в работе Института занимали исследования ряда проблем, связанных с взаимодействием воздушных судов с окружающим пространством:
• звуковой удар; шум на местности;
• спутный вихревой след;
• радиолокационная заметность;
• влияние состояния взлетно-посадочной полосы на соответствующие характеристики самолета.
Существенный вклад специалисты ЛИИ внесли в развитие технологии летных полигонных испытаний беспилотной авиационной техники в том числе – в создание полигонов, методов и средств полигонных испытаний и траекторных и телеметрических измерений, создание самолетных командно-измерительных пунктов (СКИП), проведение испытаний комплексов вооружения.
Специалисты ЛИИ с самых ранних этапов приняли активное участие в создании, становлении и развитии системы сертификации гражданских воздушных судов, в том числе – в создании отечественных норм летной годности и авиационных правил, в проведении испытаний первого сертифицируемого самолета Як-40, а затем и лайнеров Як-42, Ил-86, последующих гражданских самолетов.
Значительную роль в развитии авиационной отрасли сыграли опережающие работы Института по совершенствованию методов летных испытаний и разработке мер по повышению их эффективности. В ЛИИ создано множество специальных бортовых средств измерений, регистрации и обработки результатов летных испытаний. Большинство из них послужили прототипами для серийного производства, стали базовыми для создания модификаций.
Важное место в работах ЛИИ заняли летные исследования в космическом пространстве, которые стали проводиться в ЛИИ совместно с ОКБ С.П. Королева еще за несколько лет до полета первого спутника. Для этого использовались пуски «в зенит» баллистических ракет, на которых в качестве головных частей устанавливались экспериментальные гиперзвуковые модели. Эти модели выводились на высоты 100, 200 и 500 км и возвращались в атмосферу с различными скоростями. Начиная с 1958 г., был выполнен совместно с ОКБ Королева, заводом «Звезда» и рядом других предприятий, большой объем исследований и испытаний систем жизнеобеспечения и спасения космонавтов для космических кораблей типа «Восток», «Восход» и «Союз».
К первым полетам в космос первая группа космонавтов в составе Ю.А. Гагарина, Г.С Титова, В.Ф. Быковского, А.Г. Николаева, П.Р. Поповича, В.М. Комарова тренировалась в лабораториях Института на тренажере, созданном специалистами ЛИИ.
В этих же целях в 1965 г. в Институте для исследования проблем невесомости, связанных с пребыванием человека на борту космического корабля, а также для подготовки будущих космонавтов и физиологических исследований на собаках была создана специализированная летающая лаборатория на базе самолета Ту-104. По уникальным методикам был проведен большой объем исследовательских и тренировочных полетов, получен бесценный материал для авиационно-космической медицины.
При создании трехместных пилотируемых кораблей «Восход» ЛИИ осуществлял методическое сопровождение и частичное руководство комплексом работ в области отработки систем спасения и «мягкой» посадки, а также определения особенностей конструкции корабля и методики для обеспечения выхода человека в открытый космос.
Большой опыт и научные материалы, накопленные Институтом в предыдущие годы при проведении аэрофизических исследований на крупномасштабных гиперзвуковых моделях, были успешно использованы в процессе создания космического корабля многоразового действия «Буран».
За весь период существования института его ведущие специалисты как высококвалифицированные эксперты постоянно привлекались к расследованию сложных авиационных происшествий или катастроф. Особое место в работе коллектива ЛИИ занимали также вопросы создания и отработки первых в стране аварийных самописцев – «черных ящиков», а в дальнейшем и разработка соответствующей аппаратуры и методов автоматической обработки записей, анализа результатов эксперимента. Важнейшей функцией Института является всеобъемлющее инженерно-техническое обеспечение летно-испытательной работы базирующихся на аэродроме Летно-испытательных подразделений ОКБ Генеральных конструкторов А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, П.О. Сухого, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, В.М. Мясищева и других предприятий. Испытательный аэродром ЛИИ располагает самой протяженной в Европе взлетно-посадочной полосой, имеет специально оборудованную многофункциональными радиотехническими средствами зону испытательных полетов, а также универсальную систему управления полетами и контроля положения воздушных судов в пространстве (УВД).
ЛИИ располагает также и мощной конструкторско-производственной базой, обеспечивающей создание летающих лабораторий, моделей, тренажеров, моделирующих стендов, а также комплексов контрольно-измерительной и контрольно-записывающей аппаратуры, приборов и датчиков измерений.
Для обеспечения контроля готовности опытных воздушных судов к первому полету, а также к испытаниям на особо сложных режимах при Институте действует отраслевой Методический совет.
Подготовка кадров инженеров-испытателей и исследователей осуществляется специальными кафедрами в Московском авиационном институте и Московском физико-техническом институте. Для подготовки специалистов высшей квалификации в ЛИИ около 40 лет работает аспирантура. Более 50 лет при ЛИИ функционирует школа летчиков-испытателей, которую закончили большинство летчиков и штурманов-испытателей России и стран СНГ.
За прошедшие десятилетия сотни специалистов ЛИИ за плодотворный труд были награждены высокими правительственными наградами.
В год 40-Летия Института (1981г.), коллектив был удостоен ордена Октябрьской революции за большие достижения в развитии отечественной авиационной и космической техники.
Научную школу ЛИИ создавали 35 докторов наук, более 300 кандидатов наук. Около 40 работников ЛИИ стали лауреатами Государственной и Ленинской премий. Более 90 летчиков получили звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР и РФ», 23 штурмана – «Заслуженный штурман-испытатель СССР и РФ», 23 летчика и штурмана получили в ЛИИ высокое звание Героя Советского Союза и Героя России. В разные годы работали и прошли «школу» ЛИИ 54 летчика-испытателя и штурмана-испытателя, удостоенные впоследствии звания Героя Советского Союза и Героя России, работая уже на других предприятиях авиапромышленности.
На аэродроме ЛИИ с определяющий ролью и при непосредственном участии Института с 1993 г. каждые два года проводится Международный авиационно-космический салон (МАКС). Это мероприятие заслужило широкое признание общественности в России и эа рубежом.
В апреле 2012 года ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» преобразовано в открытое акционерное общество «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова». На должность генерального директора назначен герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Власов Павел Николаевич.
Сегодня Государственный научный Центр РФ, ОАО «Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова – является головным предприятием авиационной промышленности по научно-методическому и технологическому обеспечению и проведению комплексных исследований и испытаний авиационной техники.
В институте успешно продолжаются опережающие научно-исследовательские и экспериментальные работы, определяющие перспективу и облик авиации на ближайшие десятилетия.

ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова»:
140180, Российская Федерация, Московская область, г. жуковский, ул. Гарнаева, д. 2 А.
Секретариат
Тел.: +7 (495) 556-59-38
Тел.: +7 (495) 556-52-70
http://www.lii.ru

ГИПЕРЗВУКОВАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ГЛЛ-АП