НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМ. С.А.ЛАВОЧКИНА
SCIENTIFIC-PRODUCTION ASSOCIATION NAMED. LAVOCHKIN

25.12.2015

С 19 по 22 декабря в рамках исполнения обязательств по международным контрактам, пусковым оператором которых является ОАО «Главкосмос» на территории НПО им. С.А. Лавочкина успешно проведены примерочные испытания с макетами иностранных космических аппаратов (КА), которые будут запущены в конфигурации попутной полезной нагрузки совместно с КА «Канопус-В-ИК» и «Метеор-М» №2-1.
Примерочные испытания необходимы для проверки интерфейсов космических аппаратов адаптером, разработанным и изготовленным ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина», подтверждения достаточности зазоров между конструкциями, макетирования кабельной сети, определения технологии и порядка сборки космической головной части на космодроме.
Запуски КА «Канопус-В-ИК» и «Метеор-М» №2-1 с попутными полезными нагрузками планируется осуществить с использованием РН «Союз-2» и РБ «Фрегат» с космодрома «Байконур» в 2016 году. Общую координацию работ и сопровождение международных контрактов по запуску иностранных попутных полезных нагрузок осуществляет ОАО «Главкосмос».
НПО им. С.А. Лавочкина»

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ «КАНОПУС-В-ИК»
КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ, КОСМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И СИСТЕМЫ РОССИИ


НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМ. С.А.ЛАВОЧКИНА

ФГУП «Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина» — предприятие российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция в настоящее время — космические аппараты и разгонные блоки.
ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
Зонд-ПП – 2-х канальный радиометрический комплекс Зонд-ПП предназначен для получения информации о геофизических параметрах земных покровов путем дистанционного измерения собственного и отраженного фонового СВЧ излучения этих покровов с борта малых космических аппаратов.
Электро-Л – Геостационарный гидрометеорологический космический комплекс второго поколения. КА «Электро-Л» должен обеспечить многоспектральную съемку всего диска Земли в видимом и инфракрасном диапазонах. Также на данный аппарат возлагаются задачи получения гелиогеофизических данных, ретрансляции и обмена метеоинформацией, приема и ретрансляции данных от автономных метеорологических платформ и сигналов аварийных буев системы КОСПАС-SARSAT.
Спектр-Р – Международная орбитальная астрофизическая обсерватория проекта «Радиоастрон». Основу эксперимента составляет наземно-космический интерферометр, состоящий из сети наземных радиотелескопов и космического радиотелескопа, установленного на аппарате «Спектр-Р»
Проект Спектр-Рентген-Гамма – Орбитальная астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ» (СРГ) предназначена для изучения Вселенной в гамма и рентгеновском спектральном диапазонах.
Спектр-УФ – Всемирная космическая обсерватория
Спектр-М (проект «Миллиметрон») – Космический комплекс для радиоастрономических исследований в миллиметровом диапазоне электромагнитного спектра
Фрегат – Разгонный блок «Фрегат» является универсальным и может быть использован в составе РН среднего и тяжелого классов

ИСТОРИЯ
История Научно-производственного объединения им. С.А.Лавочкина ведет свой отсчет с апреля 1937 года. Именно тогда по решению Совета Труда и Обороны (СТО) СССР мебельная фабрика в подмосковных Химках была передана в Наркомат оборонной промышленности (НКОП) для организации на ее базе авиационного производства. Приказом №0121 от 1 июня 1937 года вновь созданному авиационному заводу был присвоен номер 301.
Первым директором завода был назначен Ю.Б.Эскин, а конструкторское бюро возглавил А.А.Дубровин., Основной задачей завода стало освоение лицензионных французских легких истребителей «Кодрон». Позднее было получено и задание на выпуск учебно-тренировочного самолета УТ-2 конструкции А.С.Яковлева.
В мае 1939 года в СССР был проведен конкурс по созданию новых боевых самолетов, участие в котором приняли Владимир Петрович Горбунов (начальник 4-го отдела 1-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности), Семен Алексеевич Лавочкин и Михаил Иванович Гудков (инженеры этого отдела).Предложенный ими проект скоростного истребителя оказался в числе лучших. Базой для создания опытных образцов этого самолета был определен завод № 301.
В сентябре 1939 года на заводе было создано новое опытно-конструкторское бюро (ОКБ), возглавляемое тремя главными конструкторами – В.П.Горбуновым, С.А.Лавочкиным и М.И.Гудковым. В конце 1940 года было принято решение о серийном производстве истребителя ЛАГГ-3.
Этот самолет стал первой и последней совместной работой конструкторов Горбунова, Лавочкина и Гудкова. Затем их пути разошлись, каждый возглавил свое конструкторское бюро.
Основная часть ОКБ, во главе с С.А.Лавочкиным в 1940г. была переведена в Горький, где и началось серийное производство ЛАГГ-3 . Здесь коллектив и застала Великая Отечественная война.
За выдающиеся работы по созданию во время Великой Отечественной войны новых типов истребителей(Ла-5 и Ла-7) ОКБ С.А.Лавочкина было награждено орденом Ленина (1944 г.). В 1945 г. ОКБ С.А. Лавочкина из г. Горького вернулось в Химки: подмосковный завод №301 вновь становится его опытной базой.. С этого времени в биографии ОКБ и завода открывается новая страница.
Начиная с 1945 года, ОКБ С.А.Лавочкина работает над проектированием и постройкой истребителей с реактивными двигателями. К 1947 г. был создан истребитель Ла-160 – первый отечественный самолет со стреловидным крылом.
Продолжением этой работы стал разработанный под руководством С.А.Лавочкина первый отечественный самолет с крылом большой стреловидности – Ла-176, на котором впервые в СССР была достигнута скорость звука.
Потом был всепогодный истребитель-перехватчик Ла-200 (1951 г.), а в 1957 г. – Ла-250 (»Анаконда») – истребитель, оснащенный ракетами класса «воздух – воздух» с головками самонаведения. Ракеты эти также были созданы в конструкторском бюро Лавочкина.
Разработка ракет военного назначения была еще одной, наиболее засекреченной частью тематики ОКБ завода №301.
Еще в 1950 г. С.А. Лавочкин получил ответственное правительственное задание создать новейшие ракетные системы ПВО для защиты крупных индустриальных центров и, прежде всего, Москвы.
В кратчайшие сроки были проведены конструкторские, испытательные работы, и к 1955 г. вокруг столицы появились защитные «московские кольца» системы ПВО С-25 (»Беркут») с зенитными управляемыми ракетами ЗУР-205. Более 20 лет различные модификации этих ракет находились на боевом дежурстве, охраняя небо над Москвой.
За работы по созданию ракет для ПВО Москвы коллектив ОКБ и завод были награждены орденом Трудового Красного Знамени (1956 г.).
В 1957 г . была создана и прошла. успешные испытания первая в мире сверхзвуковая крылатая ракета «Буря», оснащенная системой астронавигации и способная нести атомную бомбу на межконтинентальные расстояния ( до 8 тысяч км). Идеи, конструкторские решения, технологии, новейшие материалы, заложенные в конструкцию «Бури» на десятилетия опережали время…
За два десятилетия возглавляемое Семеном Алексеевичем опытно-конструкторское бюро из небольшой группы конструкторов превратилось в крупнейшее и одно из лучших авиационно-ракетных КБ страны.
9 июня 1960 г. Семен Алексеевич Лавочкин скончался от сердечного приступа на южном полигоне Сары-Шаган во время испытаний ракеты комплекса ПВО «Даль» .
Решением правительства после смерти Генерального конструктора предприятие стало именоваться – Машиностроительный завод им. С.А. Лавочкина.
С 1962 по 1964 г.г. завод был филиалом ОКБ-52 – конструкторского бюро, возглавляемого В.Н.Челомеем. Сюда были переданы работы по созданию ракет для Военно-Морского Флота (противокорабельные ракеты, ракеты системы «Аметист»).
А в 1965 г. в биографии лавочкинцев была открыта новая, космическая «глава».
В середине 60-х годов Сергей Павлович Королев принял решение: часть задач его «космической империи» предстоит отныне решать ОКБ и заводу имени Лавочкина.
Так в 1965 г. предприятие было передано в Министерство общего машиностроения. С этого времени Машиностроительный завод им. С.А.Лавочкина стал занимается разработкой и созданием автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры , Марса, созданием искусственных спутников Земли , а также станций, выводимых в космос в прикладных интересах. Потребовалось серьезное техническое и технологическое перевооружение производства для реализации намеченных программ. Большой вклад в реконструкцию завода внес И.Н. Лукин – директор предприятия с 1954 г. по 1970 г.
В 1965 г. Главным конструктором ОКБ имени Лавочкина стал Георгий Николаевич Бабакин. С именем Г.Н. Бабакина связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических станций.
Впервые космические аппараты, созданные на предприятии им. С.А. Лавочкина, осуществили мягкую посадку на Луну. Станции нового поколения «Луна-16″, Луна-20″ произвели автоматический забор лунного грунта и доставили его на Землю. Впервые самоходный аппарат «Луноход-1″, управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый рейд по Луне.
За блестящее выполнение лунной программы коллектив ОКБ и завода в декабре 1971 г. был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Начиная с 1967 г. к Венере стартовали космические межпланетные станции «Венера-4″, «Венера-5″ и «Венера-6″ и «Венера-7″, созданные под руководством Г.Н.Бабакина. Именно посадочному аппарату станции «Венера-7″ (1970 г.) впервые в мире удалось после спуска на поверхность передать данные о температурном режиме, давлении, газовом составе атмосферы этой загадочной планеты.
В середине 60-х годов появилось понятие «военный космос». Руководил этой работой Г.Н. Бабакин. Однако первый запуск спутника (1972 г.) состоялся уже без участия Главного конструктора.
3 августа 1971 г. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, член-корреспондент Академии наук СССР Георгий Николаевич Бабакин скоропостижно скончался на 57-м году жизни. Но идеи Г.Н. Бабакина и разработанные под его руководством космические аппараты продолжили свою жизнь и развитие в последующих проектах.
С конца 1971 г. ОКБ возглавил новый главный конструктор – С.С. Крюков. В этот период предприятие, получившее наименование «Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина», занималось созданием и подготовкой к полету автоматических станций «Марс-4″ – «Марс-7″. Две из них стали искусственными спутниками Марса.
В 1977 г. главным конструктором , а в 1987г. генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А. Лавочкина стал В.М. Ковтуненко.
Были продолжены исследования Венеры, уникальные астрофизические обсерватории «Астрон» и «Гранат» исследовали галактические и внегалактические источники, звездные объекты, «черные дыры», квазары и пульсары в широком диапазоне излучений.
Впервые в мире станции «Вега-1″ и «Вега-2″ передали на Землю уникальные изображения ядра кометы Галлея.
Был разработан проект базового космического аппарата для исследования планет и малых тел Солнечной системы. Первым из таких аппаратов стал «Фобос». Его 200-суточный перелет к Марсу и сближение со спутником Красной планеты, проведенные исследования внесли значительный вклад в копилку человеческих знаний о Солнце, Марсе и Фобосе.
Реализация столь масштабных проектов была возможна благодаря отлично отлаженному производству, руководил которым А.П. Милованов, директор НПО им. Лавочкина в период с 1970 г. по 1987 г.
Автоматическую межпланетную станцию «Марс-96″ коллектив НПО им. С.А. Лавочкина разрабатывал под руководством генерального конструктора и генерального директора С.Д. Куликова, возглавившего предприятие в конце 1997 г.
«Марс-96″ стартовал в ноябре 1996 г. Однако из-за неполадок в работе разгонного блока носителя станция не вышла на траекторию перелета к Мару и, совершив 3 витка вокруг Земли, упала в Тихий океан.
В 90-е годы на предприятии в интересах Центрального банка РФ и других финансово-промышленных структур создана система спутниковой связи «Банкир».
С середины 90-х годов в НПО им. С.А. Лавочкина начались работы по созданию универсального разгонного блока «Фрегат» с двигательной установкой многократного запуска. За период 2000- 2003 гг. было проведено 6 успешных запусков блока «Фрегат» в составе РН «Союз» (»Союз-Фрегат»), что позволило вывести на околоземные и межпланетные траектории отечественные и международные космические аппараты различного назначения.
С сентября 2003 г. по январь 2005 г. НПО им. С.А. Лавочкина руководил генеральный конструктор и генеральный директор Константин Михайлович Пичхадзе.
С января 2005 г. по 2010 г. генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А. Лавочкина был назначен Георгий Максимович Полищук.
С 29 января 2010 года генеральным конструктором и генеральным директором НПО им. С.А. Лавочкина назначен Виктор Владимирович Хартов.
Сорок лет НПО имени С.А. Лавочкина создает космические аппараты для решения очень сложных и интересных научно-технических задач. Предприятие располагает современной проектно-конструкторской и мощной лабораторной и испытательной базой. Его многотысячный коллектив накопил богатый опыт создания передовых технологий.
В проведении уникальных космических экспериментов на наших автоматических станциях принимали и принимают участие научные организации и фирмы Австрии, Болгарии, Венгрии, Ирландии, Польши, США, Франции, Финляндии, Чехии, Швейцарии, Швеции. Размещение на борту станций современных научных приборов позволяет ученым всего мира получать информацию о планетах, Солнце, малых телах Солнечной системы, межпланетном пространстве, астрофизических объектах дальнего космоса.

Источники: www.laspace.ru

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ «СПЕКТР-Р»

© А.В.Карпенко 2014-2016/A.V.Karpenko 2014-2016

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT