УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ L-39 ALBATROS
EDUCATIONAL-TRAINING PLANE L-39 ALBATROS


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ L-39 ALBATROS

«Альбатрос» – основной учебно-тренировочный самолет российских Военно-воздушных Сил, используется в ВВС ряда стран и как боевая машина. Он разрабатывался в рамках программы Варшавского договора, направленной на создание единого учебно-тренировочного самолета, предназначенного для заметы УТС Аэро L- 29 «Дельфин».
В качестве заказчика выступило Министерство национальной Обороны Чехословакии. Составление технического задания военные начали в 1963 году, совместно с союзниками и конечно же с основным заказчиком – Министерством обороны СССР. Зимой 1964 года разработчик получил предварительное техническое задание. В нем излагались новые требования к системе обучения молодых летчиков. Для этого предлагалось спроектировать самолет, который сохранил бы в себе все положительные качества Дельфина, но обеспечил бы более высокую тяговооруженность и надежность при использовании машины с грунтовых полос.
Задание принял коллектив конструкторов под руководством Яна Влчека, главного конструктора НИАИ (Научно Исследовательский Авиационный Институт). Ведущим конструктором проекта стал Карел Длугы.
15 июля 1964 г. было выдано окончательное техзадание на УТС, за которым утвердили название L-39 Albatros. Полтора года спустя работу по созданию нового самолета передали народному предприятию Aero Vodochody.
При этом был учтен и опыт успешного применения «Дельфинов» в арабо-израильской войне 1973 года, когда, после неожиданного для арабов прорыва израильских мобильных частей через Суэцкий канал, египтяне были вынуждены бросить в бой и учебно-тренировочные самолеты, оснащенные НАР и свободнопадающими бомбами.
Опытный самолет L-39 совершил первый полет 4 ноября 1968 года, постройка опытной серии из 10 машин завершилась в 1971 году, а через год новая чехословацкая машина была выбрана в качестве основного учебно-тренировочного самолета Варшавского договора.
Серийный выпуск основного варианта – L-39C – начался в 1973 году, в том же году самолет поступил на войсковые испытания в СССР. В 1974 году началось поступление первых L-39C в эскадрильи чехословацких ВВС. СССР в 1974-1989 гг. получил, в общей сложности, 2094 L-39C (Л-39). 36 УТС этой модификации закупили ВВС Чехословакии, 12 – Афганистан (1977 г.), 24 – Вьетнам (1980- 1981 гг.), 30 – Куба (1982 г.).

Л-39 – цельнометаллический самолет с низкорасположенным крылом с тандемным расположением кресел. Он оснащен двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ советской разработки.
Рабочие места пилотов расположены тандемом (друг за другом). Обучаемый располагается в передней кабине, инструктор (проверяющий) – в задней кабине.
На самолете можно выполнять как простой, так и сложный пилотаж, летать днем и ночью, в сложных метеоусловиях; вести подготовку атаки по воздушным целям с применением ракеты класса «воздух-воздух»; осуществлять стрельбу по наземным и воздушным целям; производить бомбометание; выполнять стрельбу из фотокинопулемета.
Вооружение самолета обеспечивает прицельное бомбометание с пикирования и стрельбу неуправляемыми ракетами, а также имитацию пуска управляемых ракет по воздушным целям. В состав вооружения входят:
• авиационный стрелковый прицел АСП-ЗНМУ-39 (установлен в передней кабине), предназначенный для прицеливания при применении наземных средств поражения и фотострельбе по воздушным и наземным целям;
• фотоконтрольный прибор ФКП-2-2, закрепленный на прицельной головке АСП-ЗНМУ-39;
• два крыльевых балочных держателя Л39М-317 или Л39М-118;
• авиабомбы калибром 50-100 кг;
• два блока неуправляемых ракет УБ-16-57У;
• две учебные управляемые ракеты И-318 на пусковых устройствах АПУ-13М1.
Сброс бомб, стрельба неуправляемыми ракетами и имитация пуска управляемых ракет возможны при скорости полета более 310 км/ч.
Для обеспечения покидания самолёта членами экипажа в аварийных случаях на самолёте Л-39 установлены пиротехнические системы аварийного сброса откидных частей фонарей и катапультные установки ВС-1БРИ.
В 1978 году на базе L-39C был создан буксировщик воздушных мишеней L-39V (построили восемь машин этого типа дчя ВВС Чехословакии).
25 августа 1975 года начались летные испытания специализированного боевого варианта «Альбатроса» – самолета L-39ZO (Zbrojni – вооруженный), имеющего усиленное крыло с четырьмя узлами внешней подвески. Эта машина в 1980-х годах поставлялась ВВС ГДР (52 самолета), Ирака (81 самолет), Ливии (181 самолет) и Сирии (55 самолетов). Серийный выпуск данной модификации завершился в 1985 году.
29 сентября 1976 года состоялся первый полет легкого двухместного штурмовика и разведчика L-39ZA, являвшегося дальнейшим развитием самолета L-39ZO. Машина имела четыре подкрыльевых и один подфюзеляжный узел подвески, а также усиленную конструкцию крыла и шасси.
Самолеты этой модификации поставлялись ВВС Алжира (32), Болгарии (36), Чехословакии (31), Нигерии (24), Румынии (32), Сирии (44) и Таиланда (28). Поставки L-39ZA прекратились в 1994 году. Вариант самолета L-39ZA с западным БРЭО (в частности, с индикатором на лобовом стекле и цифровым процессором системы управления вооружением) получил обозначение L-39ZA/MP.
Для ВВС Таиланда в 1994 году был создан вариант L-39ZA/ART с БРЭО израильской фирмы Элбит. «Альбатросы» состоят на вооружении ВВС России и других стран СНГ, а также Афганистана, Алжира, Болгарии, Вьетнама, Германии, Ирака, Кубы, Чехии, Словакии, Эфиопии, Ливии, Нигерии, Румынии, Сирии и Таиланда.
Л-39 Альбатрос стал уникальным в своем роде самолетом, заняв четвертое место в мире по количеству собранных единиц, уступив первенство американскому Т-33, советскому МиГ-15УТИ, и своему предшественнику Л-29 Дельфин. Всего, с 1971 года и по 1999 год, было выпущено 2950 самолетов.
СССР получил, по сведениям завода-изготовителя, 2094 самолета. После распада СССР в России оставалось 1200-1300 самолетов.
Поддержанием летной годности L-39 ВВС РФ занимается ЗАО «Мясищев-Техсервис», учредителем которого является ЭМЗ им. Мясищева. В свое время было принято решение об изготовлении комплектующих на предприятиях России, в частности, ЗАО «Мясищев-Техсервис». Для самолетов L-39 была разработана и внедрена технология восстановления агрегатов, выпущена документация на замену импортных комплектующих на российские. Созданы программно-аппаратные средства обеспечения ресурса самолета L-39 с учетом фактической нагруженности. По документации ЗАО «Мясищев-Техсервис» на части УТС L-39 были установлены катапультные кресла, импортный радиокомпас заменен на отечественный АРК-035.
В 2011 году ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева» (ЭМЗ им. Мясищева) планирует передать работы по поддержанию летной годности учебно-тренировочных самолетов (УТС) L-39 ВВС РФ предприятиям, входящим в состав ОАО «Авиаремонт».
Временно исполняющий обязанности министра обороны Украины Валерий Иващенко подписал приказ №347 от 8 июля 2009 года «О принятии на вооружение Вооруженных сил Украины учебно-тренировочного самолета Л-39м1″. В приказе указаны основные тактико-технические и эксплуатационные характеристики самолета Л-39м1.
Двуместный учебно-тренировочный самолет Л-39м1 представляет собой модернизированный по частичному варианту серийный самолет Л-39 с переоборудуемым путем модернизации турбореактивным двухконтурным двигателем с увеличенной тягой и улучшившими характеристиками приемистости, усовершенствованной системой управления силовой установкой и бортовым аварийно-эксплуатационным регистратором полетной информации с дополнительными датчиками и устройствами вместо системы автоматической регистрации параметров полета.

Переоборудуется путем модернизации турбореактивный двухконтурный двигатель самолета Л-39м1 обеспечивает повышение стендовой тяги с 1720 до 1850 килограммов путем введения максимального боевого (повышенного) режима, улучшения динамических свойств за счет уменьшения времени приемистости на земле и в воздухе с 9-12 до 5-6 секунд, а также повышения эксплуатационной контролепринадлеежности двигателя и эффективности управления расходованием его ресурса.
Литва в апреле 2014 года планирует закупить дополнительные реактивные учебно-боевые самолеты L-39ZA в течение следующих двух лет с целью повышения боеготовности Военно-воздушных сил страны, средства на покупку уже выделены, начинаются консультации с поставщиками, которые могут предложить самолеты этого типа. Поставку самолетов планируется завершить в 2015-2016 гг.


Самолет Л-39 пилотажной группы «Балтийские пчелы»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета 3395
нормальная взлетная 4337
максимальная взлетная 4600 (до 5600)
Размах крыла, м 9,44 – 9,46
Длина самолета, м 12,13
Высота самолета, м 4,47 – 4,72
Площадь крыла, м2 18,80
Топливо, кг
внутренние топливо 980
ПТБ 544 (2 х 350 л)
Тип двигателя 1 х ТРД ЗМДБ Прогресс АИ-25ТЛ
Тяга нефорсированная, кг 1720
Максимальная скорость, км/ч 757 – 775 (М=0.8)
Крейсерская скорость, км/ч 700
Посадочная скорость, км/ч 170 – 180
Практическая дальность, км
с двумя ПТБ 1750
без ПТБ 800 – 1000
Максимальная скороподъемность, м/мин 1320
Практический потолок, м 11500
Макс. эксплуатационная перегрузка 12
Экипаж, чел 2

ВООРУЖЕНИЕ:

23-мм подвесная пушка ГШ-23
боевая нагрузка – 250 кг на 2 узлах подвески
типичная нагрузка: 130-мм НУР С-130,
ПУ УВ-16-57 16х57-мм НУР, и 100- кг бомбы.

Источники: www.redov.ru, www.airwar.ru, litnik.pp.ua, island.atomlink.ru, crown-airforce.narod.ru, АвиаПорт.ru и др.


ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Л-39 N56 (Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова)
Назначение:
• комплексирование сигналов инерциальной и спутниковой навигационных систем для решения задач посадки на необорудованные аэродромы;
формирование на МФИ информационного кадра;

исследования и отработка перспективных инерциальных и спутниковых систем.
Основные особенности:
• траекторные измерения (Δ Х=1-Зм);
• синхронизация информации (σt=3мс);
• регистрация свыше 10000 параметров;
• решение исследовательских задач в реальном времени полета.


Модернизированный самолет Л-39МТ на МАКС-2005.
С целью повышения безопасности полетов и эффективности применения самолет оборудован:
-специализированной вычислительной системой СВП-39 (коллиматорный авиационный индикатор; спутниковая радионавигационная система; устройство ввода – вывода; твердотельный бортовой накопитель; система воздушных сигналов); – комплексом средств аварийного покидания на базе кресла К-93.Л39, обеспечивающим надежное покидание самолета при полете
со скоростью до 900 км/ч на высотах до 15 км, включая Н=0, V=0, устанавливаемым на серийные самолеты; – комплексом сбора и обработки полетной информации «Тест-1».

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ L-39 ALBATROS. НОВОСТИ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ САМОЛЕТ L-39 ALBATROS НА МАКС
ПИЛОТАЖНАЯ ГРУППА BALTIC BEES – «БАЛТИЙСКИЕ ПЧЁЛЫ» (ЛАТВИЯ)
ПИЛОТАЖНАЯ ГРУППА BALTIC BEES – «БАЛТИЙСКИЕ ПЧЁЛЫ» НА МАКС-2011
ПИЛОТАЖНАЯ ГРУППА БАЛТИЙСКИЕ ПЧЕЛЫ – ПИЛОТАЖ НА МАКС-2011