КОРПОРАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ
CORPORATION TACTICAL MISSILE ARMAMENT. HISTORY

История ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» началась с Болшевской трудовой коммуны №1, которая была создана вначале 1924 года решением Особого главного политического управления (ОГПУ) на базе совхоза Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) «Костино», образованного в 1919 году и занимавшегося опытным семеноводством. Необходимость создания коммуны, как и многих других подобных учреждений в стране, была вызвана неконтролируемым ростом числа беспризорников после Первой мировой войны (1914-1917 гг.), революции 1917 года и Гражданской войны (1918-1921 гг.). Беспризорники активно занимались воровством и грабежами, представляя серьёзную общественную опасность. Поэтому по всей стране были созданы коммуны и детские дома, где занимались перевоспитанием и обучением несовершеннолетних.
Болшевская коммуна начиналась с 33 воспитанников и 8 штатных сотрудников. Основным принципом её существования было самоуправление. Задачей преподавателей было обучение подростков какой-либо специальности, для чего в октябре 1924 года были созданы столярная и сапожная мастерские, которые в период с 1926 по 1933 год выросли в трикотажное, обувное, деревообрабатывающее и металлообрабатывающее производство. Коммуна выпускала спортивную обувь и одежду, лыжи, теннисные ракетки, коньки. За это время производство стало приносить ощутимую прибыль, успешно решались вопросы жилья, был построен пионерский лагерь, в 1933 году открылся учебный комбинат, поощрялось увлечение воспитанников коммуны спортом и искусством. Число коммунаров превысило 4 тысячи человек.

За 15 лет проведения эксперимента по перевоспитанию молодых правонарушителей в Болшевской трудовой коммуне был накоплен большой педагогический опыт, перенимать который приезжали многочисленные советские и зарубежные специалисты. Развитие коммуны во всех её проявлениях, несомненно, способствовало тому, что в 1939 году посёлок Костино получил статус города.
Тем не менее, 1 января 1939 года коммуна прекратила своё существование. Многие её руководители и воспитанники были репрессированы. Все её производственные площади, здания, жилищный и другие фонды решением Совета Народных Комиссаров СССР были переданы Наркомату лёгкой промышленности РСФСР. На месте коммуны был создан «Болшевский комбинат спортивного инвентаря», который продолжал выпуск спортивной одежды и обуви, лыжи, коньки и аксессуары к ним, теннисные ракетки и другие спорттовары.
В апреле 1940 года Совнарком СССР принял решение об организации на базе Болшевского спорткомбината нового завода. Согласно приказу Наркоматов авиационной промышленности СССР и лёгкой промышленности РСФСР №713/524 от 10 декабря 1939 года была создана комиссия по передаче комбината в число предприятий авиационной промышленности СССР.
Приказом Наркомата авиапромышленности № 220с от 9 марта 1941 года Болшевский спорткомбинат становится Государственным Союзным заводом № 472. Он подчинялся Второму главному управлению НКАП. По заданию правительства начальнику управления было поручено в течение квартала организовать на уже имеющихся производственных площадях новое предприятие по выпуску авиационных радиаторов водяного и масляного охлаждения и лент расчалок для оснащения военных самолётов.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война с немецко-фашистскими захватчиками. В августе 1941 года правительство СССР создало эвакуационный комитет, который координировал отправку стратегически важных предприятий вглубь страны, подальше от зоны военных действий.
Завод № 472 в два этапа был эвакуирован в г. Кузнецк, Пензенской области. Для перевозки основной части оборудования было выделено 150 железнодорожных вагонов, более двух тысяч рабочих и специалистов с семьями разместились еще в 200 вагонах. Часть оборудования была законсервирована. Полностью эвакуация завершилась в октябре 1941г.
После разгрома фашистов под Москвой на производственных площадях эвакуированного завода № 472 в начале 1942 года был создан филиал Куйбышевского завода № 145. Он выпускал выливные авиационные приборы типа ВАП-6М, ВАП-100, ВАП-500 и ленты расчалки для оснащения самолётов фронтовой авиации.
Директором филиала завода № 145 назначен Николай Кузьмич Сорокин. Главным инженером – Иван Георгиевич Терехов.
За 6 месяцев работы филиала № 145 Куйбышевского завода схема управления была признана слишком громоздкой и рискованной, особенно в условиях войны. Государственный Комитет Обороны принял решение о создании на базе филиала самостоятельного оборонного предприятия.
3 июня 1942 года постановлением ГКО на базе филиала образован Союзный завод № 455 Второго главного управления НКАП. Именно от этой даты ведёт свою официальную историю «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение». Директором вновь образованного предприятия был назначен Николай Сорокин, главным инженером – Иван Терехов. Число рабочих составило 596 человек.
Законсервированное оборудование было вновь запущено, установлены новые станки и производственные линии. Уже к осени 1942 года предприятие начало выпускать свою продукцию – корпуса выливных авиационных приборов ВАП-200, ВАП-400, ВАП-500. В этот период работало три производственных и два вспомогательных цеха.
В 1943 году приказом заместителя народного комиссара авиапромышленности № 359 от 27 апреля директором завода № 455 назначен Михаил Петрович Горбунов.
К концу войны, в 1944-1945 годах НКАП дополнил номенклатуру выпускаемых предприятием изделий аварийными механическими сбрасывателями для самолётов бомбардировочной авиации.
Приказом НКАП от 19 мая 1944 года главным инженером завода № 455 назначен Александр Георгиевич Александров.
После окончания Великой Отечественной войны многие рабочие и специалисты, эвакуированные в 1941 году в г. Кузнецк, вернулись в Костино и стали работать на заводе № 455. В первые послевоенные годы предприятие производило угнетающее впечатление. Его производственные, жилые и складские помещения находились в полуразрушенном состоянии. На территории лишь кое-где имелась булыжная мостовая. Основным транспортным средством были лошадиные упряжки.
В 1946 году Министерство авиационной промышленности включает в план завода новую продукцию: кассетные двигатели КД4-456А, КДЗ-246А, замков Б-4, В-10-У и электроприводов Б-4-А-2 для самолётов бомбардировочной авиации, разработанных в КБ А.Н.Туполева. Приказом министра авиапрома от 2 апреля 1946 года главным инженером предприятия назначен Василий Иванович Кузьмин.
Основной задачей коллектива в послевоенные годы было восстановление и расширение завода № 455. В рамках этого проекта в 1946 году были созданы испытательный цех, горячий цех с литейным, кузнечным и термическим участками, организован отдел заводских лабораторий. В период с 1947 по 1949 годы реконструированы механический цех, цеха нормалей и гальванопокрытий.

В 50-е годы завод № 455 активно развивался. Расширялись производственные площади, создавались новые службы, решались социальные вопросы. Огромная заслуга в успешном развитии предприятия принадлежит Михаилу Петровичу Аржакову, который 13 мая 1950 года был назначен директором завода № 455. Под его руководством в 1950 году восстановлен корпус 16, где располагались цех № 4, отдел главного технолога (ОГТ), отдел главного металлурга (ОГМет), а также инструментальный отдел. Кроме этого, была создана рентгеновская лаборатория ОГМет, реконструирован участок сборки узлов цеха № 15.
В конце 1950 года по инициативе Михаила Аржакова началось расширение выпуска товаров народного потребления с целью создания их серийного производства. До этого момента на заводе небольшими партиями производилась металлическая посуда и другие изделия из металла. К 1953 году был разработан и запущен в серию чайно-кофейный сервиз, впоследствии удостоившийся государственного Знака качества.
В декабре 1951 года приказом Министра авиапрома главным инженером предприятия назначен Михаил Ильич Муромцев.
В 1953-1955 годах продолжалось расширение завода, а также его социальной инфраструктуры. Создан цех окончательной сборки, образована контрольно-испытательная станция (КИС), построен пионерский лагерь «Лесное озеро» на 200 мест. К 1955 году, после выполнения заказа на изготовление турельных установок с автоматическим наведением для бомбардировщиков Мясищева, предприятие становится одним из основных поставщиков вооружений для авиации.

Несмотря на то, что концепция конструкции и назначения крылатой ракеты была сформулирована еще до Первой мировой войны, лишь боевые действия во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. показали, что пришло время реактивных двигателей и тактических крылатых ракет в частности.
В 1955 году завод № 455 получил задание правительства на создание ракетных систем класса «воздух-воздух». Коллектив предприятия приступил к созданию производственной базы для их разработки и выпуска, одновременно начались работы по проектированию ракет.
Серийное производство первой отечественной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» РС-1-У было освоено на предприятии в 1956 году. Она разработана известным конструктором Дмитрием Людвиговичем Томашевичем в ОКБ-2 и предназначалась для оснащения истребителей МиГ-17ПФУ и Як-25П.
Работы по созданию управляемых ракет расширялись и 17 мая 1957 года приказом МАП на базе серийного конструкторского отдела завода № 455 было образовано конструкторское бюро. Его возглавил Михаил Ефимович Едидович, работавший до этого главным технологом предприятия. Коллектив КБ приступил к созданию ракеты класса «воздух-воздух» Р-55 для оснащения самолётов МиГ-21 бис, Су-9, Су-15.
После проведения испытаний ракеты РС-1-У и принятия её на вооружение в военно-воздушные силы Советской Армии началась разработка более совершенных моделей РС-2-У и РС-2-УС, которые предназначались как для обычной, так и для сверхзвуковой авиации. Они наводились на цель по линии, образованной сканирующим лучом радиолокационной станции самолёта перехватчика.
Продолжалась реконструкция и расширение производственных мощностей, осваивались новые технологии. В 1956 году освоена ковка и штамповка деталей из цветных металлов. В период 1958-1959 годов внедрена автоматическая аргонно-дуговая сварка алюминиевых сплавов, организованы эксплуатационно-ремонтный отдел и участок магниевого литья. Летом 1958 года руководители завода и КБ во главе с Михаилом Аржаковым совершили предварительную поездку в г. Ахтубинск, Астраханской области для определения места под строительство собственного испытательного центра.
Новая продукция требовала привлечения квалифицированных специалистов. Коллектив завода пополнялся выпускниками Днепропетровского государственного университета и авиационных институтов. В 1959 году на базе предприятия открылся филиал Всесоюзного заочного политехнического института.
Кроме продукции военного назначения, на предприятии активно развивалось производство товаров народного потребления. Под руководством Михаила Аржакова в 1958 году был введён в строй отдельный цех ТНП, где началось серийное производство чайно-кофейных сервизов.

В 60-е годы завод № 455 продолжал расширять основное и вспомогательные производства и ассортимент продукции. В это время, кроме уже серийно выпускавшихся ракет РС-1-У, РС-2-У и РС-2-УС, была освоена сборка зенитной управляемой ракеты (ЗУР) с интегральной двигательной установкой 3М9 для зенитного ракетного комплекса «Куб». ЗРК разработан под руководством главного конструктора И.И. Торопова в ОКБ завода № 134 МАП. Кроме этого, предприятие производило ракеты класса «воздух-воздух» Р-8М, Р-8М1Р, Р-8М1Т, К-98, К-98МР, К-98МТ, Р-4, Р-40, разработанные ОКБ-4, которым руководил легендарный разработчик советских управляемых ракет Матус Рувимович Бисноват.
Одновременно с боевыми ракетами, с начала 60-х годов завод изготавливал малоразмерные ракеты-мишени ИЦ-59 («Олень»), ИЦ-60 («Заяц»), которые предназначались для обучения лётного состава строевых частей применению ракет «воздух-воздух». Они имели программное управление и запускались с истребителя. К примеру, мишень ИЦ-59 («Олень») оснащалась автопилотом и аппаратурой радиоуправления, измерения траектории и пролёта, поиска и передачи данных на наземные измерительные пункты. Запуск «Оленя» осуществлялся с самолёта ТУ-16НКРМ, после чего мишень выполняла программный полёт на высоте свыше 15 км и корректировалась по курсу и высоте с наземного пункта управления. Для повторного использования на ИЦ-59 имелась парашютно-реактивная система спасения. По итогам государственных лётных испытаний ракета принята на вооружение в 1964 году.
На базе ракеты РС-2-УС была разработана и запущена в серийное производство новая ракета класса «воздух-воздух» Р-55 для вооружения истребителей МиГ-21 бис, Су-9 и Су-15. На этой модели использовалась тепловая головка самонаведения, которая имела повышенную помехозащищённость. Это обеспечивало эффективное применение ракеты на высотах от 0 до 22 км и перехват воздушных целей на дальности от 1,2 до 10 км.
В 1963 году были проведены первые испытания по применению ракеты РС-2-УС по наземным целям. Как сказано в акте № 50: «Пуски ракет РС-2-УС по наземным целям возможны, но нецелесообразны в виду недостаточной точности попадания ракеты при малой её боевой части». Кроме этого, в 1965 году Советскому правительству поступил запрос от Вьетнама на разработку и поставку ракет класса «воздух-поверхность». Технические предложения по созданию такой ракеты были разработаны совместно ОКБ им. Микояна и Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем. После одобрения коллегией МАП технические предложения были переданы на завод № 455.
Для разработки конструкторской документации ракеты Х-66 приказом министра авиапрома № 100 от 12 марта 1966 года на предприятии создаётся Опытно-конструкторское бюро (ОКБ), которое возглавил Юрий Николаевич Королёв. Лётная отработка Х-66 проводилась с 1967 по 1968 год и приказом министра обороны № 0075 от 20 июня 1968 года ракета была принята на вооружение. Во время проведения испытаний в ОКБ началась разработка новой ракеты класса «воздух-поверхность» Х-23, которая была готова к заводским лётным испытаниям к концу 1967 года.
30 апреля 1966 г. завод № 455 переименован в Калининградский машиностроительный завод (КМЗ). В 1967 году началось строительство собственного испытательного комплекса в г. Ахтубинске, Астраханской области.
В сентябре 1968 года главным инженером завода стал Николай Сергеевич Жучков.
В конце 60-х годов коллектив КМЗ освоил производство ряда ракет класса «воздух-воздух» – Р-40, Р-40Д, Р-40Д1.
За десять лет с 1960 по 1969 годы предприятие значительно расширилось. Построен учебный корпус, цех пластмасс, создана химико-технологическая лаборатория, закончилась реконструкция литейного цеха. Внедрены аргонно-дуговая, контактная и роликовая сварка титановых сплавов, а также литьё и изготовление деталей из них. В производстве начали применяться новые материалы – эпоксидные клеи, компаунды, герметики и пеногерметики.

Государственные испытания ракеты Х-23 на самолётах МиГ-23 и МиГ-23Б начались 20 марта 1970 года и продолжались по 3 октября 1973. По результатам большого количества пробных пусков Х-23 в 1974 году была принята на вооружение.
В начале 70-х годов возникла необходимость в усовершенствовании управляемого тактического оружия, и в 1971 году специалистами ОКБ была создана принципиально новая система наведения авиационных ракет класса «воздух-поверхность» при помощи лазерного луча. На цель, находящуюся на земле, наводился узкий лазерный луч, являющийся ориентиром для головки самонаведения (ГСН). Луч вырабатывался генератором лазерной системы, которой оснащались самолёты Су-17М-2, Су-17-М-3, МиГ-27. Новая ракета с лазерной ГСН получила индекс Х-25 и была отнесена к приоритетным направлениям развития ракетного производства. Государственные лётные испытания этой модели проводились с августа по 24 ноября 1974 года, а в 1975 году ракета была запущена в серийное производство.
Работы по расширению возможностей управляемых ракет шли в нескольких направлениях. В 1972 году инженеры ОКБ приступили к созданию противорадиолокационной ракеты Х-27, оснащённой пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ПРГС), способной пеленговать цель – радиолокационные станции противника различного типа. К 1975 году ракета и разработанный для неё автопилот СУР-73 были готовы и 8 августа начались государственные лётные испытания Х-27 на самолёте МиГ-27.
В 1973 году главным конструктором ОКБ назначен доктор технических наук Виктор Никифорович Бугайский, который уже имел до этого большой практический опыт создания авиационной и ракетной техники. Под его руководством были проанализированы конструкции ракет Х-66, Х-23 и Х-25, что привело к созданию концепции модульного проектирования управляемых авиационных ракет. В 1973 году начались работы по формированию рациональной системы модулей.
В 1974 году директором Калининградского машиностроительного завода назначен Вячеслав Александрович Беляков, занимавшийся до этого активной профсоюзной и партийной деятельностью.
В период проведения лётных испытаний ракеты Х-27 в ОКБ предприятия начались работы по созданию ещё одной противорадиолокационной ракеты Х-31. Её проектирование началось еще в 1972 году. Ракета была уникальной для своего времени. Использование принципиально нового двигателя позволяло ей развивать очень высокую скорость и поражать зенитно-ракетный комплекс противника прежде, чем тот успеет обнаружить и сбить самолёт-носитель.
В период с 1970 по 1975 год продолжалось расширение и модернизация основного производства. Построены несколько новых цехов, в том числе цех защитных покрытий и лаборатория рентгеноконтроля, складские помещения. Началось оснащение предприятия новейшими станками с числовым программным управлением (ЧПУ), а также строительство нового участка титанового литья. В 1974 году ОКБ было оснащено первой отечественной ЭВМ – БЭСМ-4), которая занимала большое помещение в конструкторском бюро.
Кроме этого, развивалось производство ТНП. Так, в 1972 году было создано отдельное конструкторское бюро отдела ТНП, в 1974 году внедрён процесс блестящего никелирования изделий из металла, а в 1975 году принято решение о разработке первой отечественной электрической бытовой гладильной машины.

В период с 1975 по 1980 год продолжалось активное расширение производства и модельного ряда выпускаемого ракетного оружия. В 1976 году был введён в строй новый корпус сборочного цеха, построен склад химикатов и лабораторный комплекс в Ахтубинске, реконструирован отдел главного металлурга.
В 1976 году на вооружение принята модель Х-25, в течение всего года и всю первую половину 1977 года продолжались испытания противорадиолокационной ракеты Х-27.
Кроме этого, впервые в мировой практике в 1977 году были проведены реальные пуски тактической ракеты Х-23 с вертолёта соосной системы несущих винтов Ка-252ТБ. В этом же году коллектив ОКБ разработал и представил техническое предложение по созданию противокорабельной ракеты Х-35 (в дальнейшем ими оснащался ракетный комплекс «Уран»).
Расширение КМЗ привело к созданию на его базе «Калининградского производственно-конструкторского объединения «Стрела» («КПКО «Стрела»). Приказ № 459 министра авиационной промышленности о преобразовании предприятия подписан 2 ноября 1976 года. В новое объединение вошли КМЗ, ОКБ «Звезда», Костромской механический и Бендерский машиностроительный заводы.
В январе 1978 года вышло решение ВПК Совета Министров № 17, а в феврале того же года приказ МАП № 60 о создании на базе модели Х-31 её противокорабельного варианта Х-31А. Новая ракета, предназначенная для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 тонн, комплектовалась активной радиолокационной системой наведения и проникающей боевой частью. 7 августа 1978 года КПКО «Стрела» переименовано в Калининградское производственное объединение «Стрела» («КПО «Стрела»).
Одним из основных направлений развития ракетного оружия являлась разработка модульной ракеты класса «воздух-поверхность». Необходимость такой ракеты диктовало развитие всего мирового ракетостроения. При очень быстрых темпах роста рынка тактического оружия увеличивалось количество моделей ракет, что требовало постоянного расширения производства и, соответственно, серьёзных капиталовложений. В конце 1978 года, после выхода постановления Правительства, на КПО начались практические работы по созданию такой ракеты. Основными принципами, заложенными в идеологию её построения, были:
- замена находящихся в производстве трёх ракет Х-23М, Х-25 и Х-27 одной моделью со сменными системами наведения;
- возможность формирования в строевых частях необходимого облика ракеты;
- возможность совершенствования этого класса тактического оружия за счёт применения новых типов боевых частей и систем наведения.
Создание модульной ракеты Х-25М должно было позволить предприятию уменьшить количество типов ракет «воздух-поверхность», снизить затраты и сроки на разработку новых моделей, повысить надёжность и упростить их эксплуатацию.
В итоге были сформированы три варианта модульной ракеты Х-25М:
Х-25МП – противорадиолокационная ракета с двумя модулями ПРГСН, работающими в различных диапазонах.
Х-25МЛ – многоцелевая ракета с лазерной ГСН;
Х-25МР – многоцелевая ракета с радиокомандной аппаратурой наведения.
Кроме выпуска ракетного оружия собственной разработки, КПО «Стрела» занималась также изготовлением ракет по государственным заказам. Так, в 1979 году была получена для подготовки к производству ракета нового поколения Р-33, разработанная Государственным машиностроительным конструкторским бюро «Вымпел». Несмотря на конструктивные и технологические решения, которые были отработанны другой конструкторской школой, предприятие к весне 1981 года выпустило и сдало заказчику необходимую партию ракет.
В 1977 году в очередной раз был расширен ассортимент выпускаемых товаров народного потребления. Налажено производство теннисных ракеток для детей и взрослых – «Кадет», «Корт», «Корт-2» и «Рамтен». Выпускались и бадминтонные ракетки «Ласточка», «Ласточка-2», «Ласточка-3», «Солнышко». Общий выпуск спортивной продукции достиг 120 тыс. единиц в год.

В 80-е годы на объединении продолжались работы сразу по нескольким направлениям – разработка и создание тактических управляемых ракет как классического, так и модульного типа, ракет-мишеней, ракетных комплексов, а также товаров народного потребления.
После успешных испытаний постановлением Совета Министров СССР от 2 сентября 1980 года на вооружение советских ВВС была принята противорадиолокационная ракета Х-27. Одновременно, в январе 1980 года, завершилась наземная отработка и начались лётные испытания мишени ИЦ-59В «Магнит», которая являлась дальнейшим развитием модели ИЦ-59 «Олень». ИЦ-59В отличалась от предшественницы большей высотой и дальностью полёта, а также увеличенной стартовой массой. В ОКБ продолжались также работы над следующим поколением мишеней – М-31, МА-31, ИЦ-35.
Успешные работы КПО «Стрела» в деле повышения обороноспособности страны были по достоинству оценены правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1981 года за заслуги в создании отечественных авиационных ракет класса «воздух-поверхность» объединение награждено орденом Трудового Красного Знамени.
В 1981 году завершились государственные испытания модульной ракеты Х-25М, после которых она была принята на вооружение. Серийно её стали выпускать в 1982 году. В мае того же года специалисты завода приступили к лётным испытаниям противорадиолокационной сверхзвуковой ракеты Х-31П.
В марте 1983 года на должность главного конструктора объединения назначен Виктор Георгиевич Галушко. В том же году, 16 марта подписано Правительственное постановление о начале опытно-конструкторских работ по созданию корабельного ракетного комплекса «Уран» с противокорабельной ракетой Х-35Э, конструкторская документация по которой была практически готова. Для испытаний комплекса в реальных морских условиях на побережье Чёрного моря, в окрестностях г. Феодосии в ноябре 1983 года был оборудован полигон, являвшийся филиалом «Стрелы».
После успешно проведённых испытаний в 1985 году КПО «Стрела» приступило к серийному производству ракеты Х-31П. Одновременно с этим 5 ноября 1985 года начался первый этап предварительных испытаний ракеты Х-35Э, завершившийся в 1987 году.
В 1986 главным конструктором ОКБ стал Георгий Иванович Хохлов, а в январе 1987 года генеральным директором КПО «Стрела» назначен Вячеслав Анатольевич Шаповалов. Тогда же начались лётно-конструкторские испытания КРК «Уран-Э».
Государственные испытания ракеты Х-31П завершились в 1988 году, а через год – противокорабельной сверхзвуковой ракеты Х-31А на самолёте Су-24М и началось её серийное производство.
Кроме этого в 1989 году были проведены лётные испытания ракеты-мишени М-31 и завершён второй этап лётных испытаний ракеты Х-35Э. Выполнен большой заказ по изготовлению линз Люнеберга. Опытно-конструкторское бюро выделено из состава объединения в самостоятельное юридическое лицо – ОКБ «Звезда».
Производство ТНП расширялось быстрыми темпами. В 1985 году была разработана «Комплексная программа развития производства товаров народного потребления на 1986 – 2000 годы», которая предполагала увеличение производства за этот период в несколько раз. Производство чайно-кофейных сервизов превысило 50 тыс. комплектов в год.
В 1990 году на должность генерального директора предприятия назначен Николай Сергеевич Жучков, главного инженера – Сергей Павлович Яковлев.
Летом 1992 года объединение стало участником первой в России международной аэрокосмической выставки «Мосаэрошоу» в Жуковском (в последствии Московский аэрокосмический салон – «МАКС»).
Кроме разработки боевых ракет, на предприятии полным ходом шли работы по ракетам-мишеням. В 1993 году начались работы над моделью МА-31, которая была уже совершенно новым поколением ракет со значительно расширенными возможностями. Первые пуски этой модели проведены в 1996 году одновременно в России и в США, куда по контракту поставлялись МА-31.
В 1994 году генеральным директором производства стал Сергей Павлович Яковлев, главным инженером – Иван Дмитриевич Тесля. В этом же году успешно завершились государственные испытания ракеты-мишени ИЦ-35 01, а также заключён первый контракт на поставку ракет Х-35Э для КРК «Уран-Э». А 26 декабря 1994 года произошло слияние ГУП «КМЗ «Стрела» и ОКБ «Звезда». В результате было образовано ГУП «Звезда-Стрела». В следующем, 1995 году, ГУП «Звезда-Стрела» становится Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-производственный центр «Звезда-Стрела» (ФГУП «ГНПЦ «Звезда-Стрела»). Генеральным директором – генеральным конструктором предприятия назначен Сергей Павлович Яковлев, главным конструктором – Юрий Дмитриевич Новиков.
В период с 1992 по 1997 год проводился второй этап лётно-конструкторских испытаний «Уран-Э». К 1999 году конструкция комплекса была окончательно отработана, и начались государственные испытания ракеты Х-35Э в составе КРК «Уран-Э». В том же году главным конструктором ГНПЦ стал Алексей Иванович Бельских.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

КОРПОРАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ