МОРСКОЙ АРКТИЧЕСКИЙ ЛЕДОКОЛ «КРАСИН» (»СВЯТОГОР»)
MARINE ARCTIC ICEBREAKER «KRASIN» (»SVYATOGOR»)

«Красин» – ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны. Для всех петербуржцев и гостей города это необычный и популярный музей. Посетив его, можно прикоснуться к живой истории и почувствовать настоящую романтику полярных исследований.
В начале ХХ века России принадлежал приоритет в освоении Северного Ледовитого океана. Для освоения этого непознанного пространства впервые были использованы линейные ледоколы. Первенцы российского ледокольного флота – «Ермак» и «Святогор» в течение полувека были самыми мощными кораблями этого класса в мире.
«Святогор» (»Красин») – второй арктический ледокол России, совершенство конструкции которого, на несколько десятилетий определило генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.
Ледокол «Красин» был построен в Англии, в городе Ньюкасл, по заказу российского правительства.

К концу первого десятилетия нового ХХ века одного арктического российского ледокола, построенного на той же верфи в Англии в 1899 году по проекту вице-адмирала Степана Осиповича Макарова и получившего имя «Ермак», стало уже недостаточно для обеспечения работ в Арктике. «Ермак» долгое время не имел себе равных среди ледоколов по силе и мощности. А в 1911 – 1912 годах по инициативе командующего Балтийским флотом вице-адмирала Н. О. Эссена был поднят вопрос о необходимости создания второго однотипного ледокола. Тогда же было разработано и техническое задание на постройку судна, но высокая проектная стоимость не позволила руководству Морского министерства разместить этот заказ.
Тем не менее, несколько лет спустя, для обеспечения зимнего плавания судов в Архангельск, превратившегося с началом первой мировой войны в важнейший внешнеторговый порт России, о проекте вспомнили. Но Морской Генеральный штаб отверг идею создания судна, способного ломать лед толщиной больше 2 метров. Казной были выделены средства на строительство лишь двух небольших ледоколов. Ведущие специалисты Главного управления кораблестроения прямо заявили, что суда заказываемого типа не справятся с тяжелой ледовой обстановкой Белого моря. Эту точку зрения решительно поддержал морской министр И. К. Григорович. Именно его заявление способствовало положительному решению в непростой конфликтной ситуации. Знаменитая фраза министра запомнилась многим. «Поступиться числом ледоколов в пользу их лучших ледокольных качеств будет желательно».

В начале января 1916 года вопрос решился в пользу заказа на строительство ледокола с тремя винтами и мощностью 10 тысяч л.с.. В том же году был заключен контракт с английской фирмой «Сэр Армстронг, Витворт и Кo». Новый ледокол «Святогор» (а именно такое имя былинного богатыря первоначально дали ледоколу) строился с учетом опыта эксплуатации «Ермака» и несколько превосходил его по тактико-техническим данным.

Работы велись быстрыми темпами. 12 января был заказан материал для киля. К маю уже была собрана треть массы корпуса, полностью разработаны чертежи внутреннего расположения судовых помещений.

3 августа состоялся спуск корабля на воду, а через два дня ледокол под конвоем восьми эсминцев отбуксировали из Ньюкасла в Мидлсбро. Там началась погрузка десяти цилиндрических огнетрубных котлов и трех вертикальных паровых машин для машинного отделения ледокола.

И, наконец, 1 октября 1916 года «Святогор» был зачислен в списки русского военно-морского флота в класс морских ледоколов. 3 января 1917 года состоялся выход в море под всеми бортовыми машинами с допуском на судно сформированной еще в сентябре 1916 года команды.

Официальные испытания задержались из-за опасности потопления ледокола германскими подводными лодками. Состоялись они только 3 марта. В этот день ледокол вышел в море, но, пройдя всего лишь 15 миль, повернул назад. В рапорте капитан К. К. Неупокоев объяснил свои действия тем, что «ледокол совершенно не слушался руля, уклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны».

Специальная комиссия пыталась доказать, что по своим маневренным качествам ледокол ничем не уступает старшему брату «Ермаку», стаж безаварийной работы которого насчитывал 17 лет. Это же подтверждали и специалисты завода. Пока шла напряженная дискуссия «Святогор» продолжал простаивать в Ньюкасле.

Наконец, после незначительных изменений расположения части высокоточных приборов управления, 31 марта 1917 года на ледоколе был поднят Андреевский флаг. «Святогор» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

ИСТОРИЯ
История корабля полна событий и неразрывно связана с историей России.
31 марта 1917 – поднят Андреевский флаг на ледоколе «Святогор»
01 августа 1918 – затоплен для преграждения пути кораблям интервентов к Архангельску. Был поднят англичанами и до 1921 г. плавал под английским флагом.
Август 1921 – выкуплен наркоматом внешней торговли РСФСР при личном участии полпреда Л.Б.Красина.
03 августа 1927 – ледокол «Святогор» переименован в ледокол «Красин»
16 июня 1928 – ледокол «Красин» становится флагманом операции по спасению экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» к Северному полюсу.
08 октября 1928 – первым из судов морского торгового флота ледокол «Красин» удостоен Ордена Трудового Красного Знамени.
30 июля – 25 октября 1929 – «Красин» участвует в Девятой Карской экспедиции самой масштабной и переломной операцией на Карском морском пути.
Март-апрель 1933 – Достигает мыса Желания. Никогда еще в это время года сюда не проникало судно в свободном плавании.
17 июля 1933 – ледокол «Красин» – лидер Первой Ленской транспортной экспедиции, в результате которой Якутия получает выход в океан.
22 сентября 1936 – под проводкой «Красина» завершён первый поход боевых кораблей трассой Северного Морского Пути
18 августа 1937 – ледокол «Красин» отправился к м. Барроу на поиски экипажа летчика С.А. Леваневского
04 ноября 1941 – ледокол «Красин» вышел в Америку.
26 апреля 1942 – в составе конвоя PQ-15 «Красин» вышел из Рейкьявика на Родину.
05 мая 1942 – конвой PQ-15 достиг о. Кильдин и вошёл в Кольский залив, завершив свой поход. Для ледокола «Красин» это было завершением маршрута б.Провидения-Норфолк-Галифакс-Рейкьявик-Мурманск, длиною в 15309 миль.
Октябрь 1943 – завершение кругосветного плавания (885 суток) в г. Владивостоке.
1956 – 1960 – капитальный ремонт и реконструкция ледокола. Установлены новые котлы, работающие на жидком топливе.
01 апреля 1972 – ветеран ледокольного флота «Красин» был передан в Министерство геологии РСФСР в качестве научно-исследовательского судна.
20 февраля 1992 – Правительство РФ выдало ледоколу «Красин» охранное свидетельство, как памятнику истории государственного значения.
16 мая 1992 – ледокол-музей «Красин» зарегистрирован во Всероссийском реестре музеев.
1995 год – на борту ледокола открылась первая музейная экспозиция..
10 февраля 2004- создан филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин»
31 марта 2007 – 90-летний юбилей ледокола
2008 год – 80 лет со дня спасения экспедиции У.Нобиле и триумфального возвращения»Красина» в Ленинград
31 марта 2012 – 95-летие ледокола

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип судна Морской арктический ледокол
Назначение Проводка судов и экспедиционные работы в Белом море
Длина наибольшая 98,5 м
Ширина наибольшая 21,6 м
Осадка при максимальном водоизмещении 9,1 м
Водоизмещение при полной загрузке углем 10 620 т
Главная энергетическая установка Паросиловая на твердом топливе
Мощность 3х3 350 л.с.
Скорость 15 узлов

Музей «Ледокол Красин»
Вахта
тел/факс: 325-35-46

e-mail: krassin@mail.ru
http://www.krassin.ru

ЛЕДОКОЛ «КРАСИН». ФОТОРЕПОРТАЖ. 21.08.2014
МУЗЕЙ МИРОВОГО ОКЕАНА. КАЛИНИНГРАД