НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В КБМ В 1965-1971 ГГ.

RESEARCH WORK IN KBM IN 1965-1971

В 1966–1967 гг. была проведена НИР, определяющая облик перспективной системы вооружения Военно-Морского Флота на 1970–1975 гг. (головной исполнитель – ЦНИИмаш). В 1968 г. КБ машиностроения при участии ВНИИ приборостроения, НИИ автоматики, КБ химического машиностроения были получены положительные результаты по возможности и эффективности применения разделяющихся головных частей для БРПЛ. Эти результаты были положены в основу проектирования комплексов Д-5М, Д-9М.
В 1968 г., в ходе теоретических и экспериментальных исследований старта ракетных комплексов в районах Северного Ледовитого океана и его морей, в КБ машиностроения во взаимодействии с НИИ ВМФ, Институтом гидродинамики Сибирского отделения АН СССР, проектантами подводных лодок были определены конструктивные направления, обеспечивающие старт ракеты при наличии льда на поверхности моря. Эти исследования были продолжены и успешно завершены.
С целью увеличения скорости хода подводной лодки при старте с сохранением или даже уменьшением нагрузок, действующих на ракету, в 1968–1969 гг. КБ машиностроения с привлечением филиала ЦАГИ и других организаций была проведена НИР, в которой в качестве одного из способов снижения нагрузок и начальных возмущений, действующих на ракету при выходе ее из шахты движущейся подводной лодки, рассматривалась «шахтная» газоструйная защита. Защита создавалась с помощью интенсивных газовых струй, выпускаемых из специальных газогенераторов вблизи среза шахты. Следует отметить, что шахтная газоструйная защита одновременно может быть использована и для создания кавитационного режима обтекания ракеты. В этом случае на ракете устанавливается кавернообразующий насадок, а продукты сгорания шахтного газогенератора используются для образования каверны за насадком. Шахтная газоструйная защита не была реализована в реальных конструкциях, так как более эффективным оказался путь создания кавитационного режима обтекания с помощью газогенератора, установленного в передней части ракеты.
Одновременно КБ машиностроения, как головной организацией, ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ химического машиностроения, Институтом технической физики Сибирского отделения АН СССР, Челябинским политехническим институтом и другими организациями проводились исследования вопросов применения перспективных жидких, твердых и гибридных топлив для БРПЛ с целью улучшения энергетических характеристик двигателей. Тогда же в КБ машиностроения с привлечением Государственного института прикладной химии, Златоустовского и Красноярского машзаво дов были проведены теоретические и экспериментальные исследования по системам предстартового наддува баков ракеты с жидкостными двигателями впрыском компонентов в баки. Основная цель этой работы – упрощение предстартового обслуживания ракеты.
В 1970 г. была проведена исследовательская работа по созданию испытательного моделирующего стенда для наземных испытаний системы управления, систем телеконтроля и систем аварийного подрыва перспективных ракет с астрокоррекцией («Сириус-М»). В процессе испытаний стенд должен был создавать условия, максимально приближенные к полетным, с воспроизведением вибраций, генерируемых двигательной установкой, и ударных воздействий от срабатывания пиросредств ракеты.
В результате работы выпущен аванпроект стенда; впоследствии стенд был создан. Испытания, проводимые на комплексном моделирующем стенде, дали возможность сократить продолжительность летных испытаний за счет оперативного анализа результатов пусков (в том числе аварийных) при моделировании полета на стенде. В работе участвовали Златоустовский машзавод, Челябинский политехнический институт, Казанский авиационный институт, ЦНИИмаш, Киевский институт механики АН УССР.
Исследования в 1970–1973 гг. были ориентированы на проектные проработки ракеты Р-39, для которой остро стояла проблема снижения нагрузок от хода лодки при выходе ракеты из шахты и улучшения ее гидродинамических характеристик на подводном участке движения. Один из способов решения этой проблемы заключался в организации двухфазного кавитационного режима обтекания ракеты с помощью носового кавитатора и газоструйного устройства. Именно этот способ и был впоследствии реализован. Потребовалось параллельное проведение исследований проблем фундаментального характера: кавитационное обтекание дисков
и полуэллипсоидов вертикальным потоком жидкости, склонение газовых струй в поперечном потоке жидкости с переменным статическим давлением и т.п. Кроме того, были проведены конкретные исследования газодинамических характеристик моделей различных вариантов компоновок ракет при кавитационном обтекании вертикальным потоком жидкости. Работа 9носила «пионерский» характер, основные результаты ее, полученные впервые, дали возможность достичь необходимых характеристик ракеты Р-39. Результативность работы обеспечили своей энергией и интеллектуальным вкладом Г. В. Логвинович, Е. Н. Капанкин (филиал ЦАГИ), В. И. Пегов (КБМ).
Инициативная исследовательская работа по безымпульсной системе разделения ступеней ракеты (1982 г.) привела к созданию и экспериментальной проверке систем разделения с уменьшенными механическими и акустическими воздействиями на бортовую систему управления ракеты.
Перечень научно-исследовательских работ, выполненных КБ машиностроения в конце 1960-х годов, включал:
–определение перспективных систем вооружения на различные периоды;
–исследование характеристик ракет ВМС США (завершение в 1965 г.);
–разработку аванпроекта средств противодействия системе ПРО для ракет Р-27М (1966);
–проработку разделяющихся головных частей для баллистических ракет ВМФ (1967);
–исследования вопросов создания активного радиолокационного визира-корректора (1968);
–разработку боевых блоков с обычным снаряжением (1968) и ударостойкого боевого блока с глубинным подрывом спецзаряда (1968 –отчет, 1972 −самолетные испытания блоков);
–теоретические и экспериментальные исследования по созданию самонаводящихся головных частей баллистических ракет ВМФ для стрельбы по морским подвижным целям (1970);
–исследование вопросов применения перспективных жидких, твердых и гибридных топлив для морских баллистических ракет (1970);
–теоретические и экспериментальные исследования по повышению стойкости боевых блоков к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва (1969);
–исследование по созданию и применению в топливных системах ракет с подводным стартом емкостей переменного объема, образованных с помощью гибких элементов (1971);
–разработку рецептур и экспериментальную проверку материалов для системы амортизации ракеты в шахте;
–исследование экзосмесей для термического разделения ступеней ракеты;
–создание рулевой машины в составе дискретного автомата стабилизации (1971);
–определение оптимальных требований к агрегатам наземного оборудования, такелажным узлам ракеты, пусковой установке, ракете и кораблю-носителю, а также перспективных направлений развития средств и способов погрузки ракет (1970);
–разработку системы автоматического согласования азимуальтных баз приборов ракетного и навигационного комплексов (1971), системы инерциальной привязки гиростабилизированной платформы ракеты к базовой плоскости подводной лодки (1971) и волоконных световодов длиной до 2,5 м, диаметром 40 мм (1971);
– повышение точности стрельбы морских ракет.
Перечень исследований можно было бы продолжить. В них, как и при создании комплексов с БРПЛ, реализовывался интеллектуальный потенциал коллектива КБ машиностроения. Результаты большинства исследований нашли применение в конкретных разработках морских ракет и в других организациях отрасли.

Источники: СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»/ Составители Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; Под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря. – М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный Парад», 2007. – 408 с.: илл.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)