МАЛЫЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР «ИСТРА»

SMALL SEA TANKER «ISTRA»

29.01.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: МАЛЫЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР «ИСТРА» В СЕВАСТОПОЛЕ. 22.01.2017

В Севастополь прибыл БДК «Королев» Балтийского флота. Рейдовые буксиры поставили корабль к Минной стенки и водоналивной танкер «Истра» перешел к борту БДК для передачи пресной воды.
В составе Черноморского флота ВМФ России продолжает находиться, вероятно, последнее трофейное и репарационное судно из числа полученных СССР по окончании Второй мировой войны – малый морской танкер «Истра» германской постройки.
«Истра» – бывший малый военный танкер германского флота Т 13 Else. Танкер был заложен в 1939 году на судостроительной верфи D.W. Kremer Sohn. (строительный номер 854) в Эльмсхорне (Германия) и вошел в состав германского флота 25 июля 1941 года под названием Т 13 Else. Теплоход имел водоизмещение 1200 т (638 брт), грузоподъемность 973 т, длину 61 м, ширину 9,04 м и осадку 2,75 м. Два дизеля MWM-DM общей мощностью 900 л.с. обеспечивали судну скорость хода в 12,5 узла. Экипаж 20 человек. Танкер был предназначен для перевозки топлива и заправки военных судов. В мае 1945 года Else перешел под британский контроль и некоторое время эксплуатировался под британским флагом под названием Empire Tigina. 20 июня 1946 года в счет репараций с Германии передан Советскому Союзу. В 1946 году судно с Балтики было переведено в главную базу Черноморского флота Севастополь и вошло в состав Черноморского флота ВМФ СССР под названием «Эльза». В 1948 году переименован в «Истра».
ВТС «БАСТИОН», 29.01.2017

МАЛЫЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР «ИСТРА» В СЕВАСТОПОЛЕ. 22.01.2017
МАЛЫЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР «ИСТРА»
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ


МАЛЫЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР «ИСТРА»

Договор на поставку этого судна был заключен между немецкими ВМФ и судоверфью 14.06.1938 года. Танкер под первоначальным названием «Else» был заложен в 1941 г. на судостроительной верфи «D.W. Kremer Sohn.» (заводской №854) в Эльмсхорне (Германия). Судно имело на борту 9 танков по 50 куб.м.: 7 из них предназначались для авиационного бензина, и два танка – для дизельного топлива. Два дизельных четырёхтактных шестицилиндровых двигателя MWM приводили в движении два трехлопастных винта с фиксированным шагом. Общая мощность силовой установки составляла 900 л.с. Вооружение танкера составляли два зенитных 20-мм орудия и 2 пулемета. Экипаж судна составлял 6 офицеров и 20 матросов.
Судно было передано немецкому флоту 25.01.1941 г. под названием «Else Т13″, и было предназначено для перевозки топлива и заправки военных судов. Первоначальное место базирования танкера – Свинемюнде, первых капитан судна – капитан Флемминг. Танкер воевал на стороне фашистской Германии всю войну, активно использовался для снабжения авиационным топливом: рейсы в Осло, Копенгаген, Щецин, Засниц, Васса, Кеми, Киркенес, Норденхам, Кристиансанд, Тронхейм, Нарвик.
В мае 1945 года судно «Else» было захвачено британскими войсками в Тронхейме, Норвегия. Танкер под названием «Empire Tigina» включили в состав ВМС Британии. После победы над гитлеровцами 20.06.1946 г. танкер по репарации был передан (в качестве трофея) СССР.
В 1946 году судно с Балтики было переведено в главную базу Черноморского флота Севастополь, предназначалось для перевозки нефтепродуктов. Танкер назывался «НТ-3″ и только в 1948 году по приказу Главнокомандующего Военно-морскими силами судну было дано новое имя – «Истра».
В период с 1947 по 1964 год танкер использовался для перевозки бензина и технических масел для кораблей и судов ЧФ с дизельными установками. После ввода в состав флота авианесущих кораблей «Истра» использовалась для их заправки авиационным топливом – керосином.
За время службы танкер неоднократно совершал походы по Азовскому, Черному и Средиземному морям с заходами в порты Александрия (АРЕ), Сплит (Югославия), Варна (НРБ), Дуррес (НРА) и другие.
В 1957-1958 годах судно обеспечивало наши боевые корабли и подводные лодки в албанском порту Дуррес в период оказания интернациональной помощи Народной Республике Албания.
В 1992 году «Истра» участвовала в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта.
Все время, вплоть до сегодняшних дней, танкер бороздит моря. И в настоящее время судно – одно из наиболее эксплуатируемых на Черноморском флоте, хотя и самое старое среди вспомогательных судов – ему уже более 75 лет. Танкер ежедневно перевозит дизельное топливо, до 6 видов специальных масел и заправляет военные корабли и вспомогательные суда.
Большую ценность представляет то, что танки судна эмалированы и совсем не ржавеют. На настоящий момент это единственное оставшееся в строю российского ВМФ судно, полученное по репарациям.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение: 1200 т.
Размеры: длина – 61 м, ширина – 9 м, осадка – 2,75 м.
Скорость хода максимальная: 12 узлов.
Дальность плавания: 1200 миль при 12 узлах
Силовая установка: дизельная, 2 дизеля, 900 л.с., 2 вала.
Вооружение: 2х1 20-мм зенитных орудия, 2 пулемета (в немецком флоте).
Экипаж: 20 чел.

Источники: www.kchf.ru, flot.sevastopol.info и др.

МАЛЫЙ МОРСКОЙ ТАНКЕР «ИСТРА» В СЕВАСТОПОЛЕ. 22.01.2017