ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОКОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ «ИС»
HISTORY OF CREATION OF THE SYSTEM OF ANTI-SPACE DEFENSE «IS»

Система противокосмической обороны «ИС» началась разрабатываться в 1960 г. по инициативе Генерального конструктора ФГУП «НПО машиностроения» (в то время ОКБ-52) В.Н. Челомея.
Необходимость создания такой системы обосновывалось реальной возможностью использования космического пространства в военных целях путем запуска потенциальным противником спутников-разведчиков и боевых спутников для поражения наземных целей.
Главная задача космического аппарата системы противокосмической обороны (ПКО) состоит в прекращении активного функционирования заданного космического объекта – цели (КО-Ц)
Такая задача ставилась впервые в мировой практике и требовала принципиально новых решений по созданию системы в составе:
- маневрирующего дистанционно управляемого космического аппарата с системой самонаведения на конечном участке траектории для встречи с целью;
- ракеты-носителя;
- пусковых установок;
- станций дальнего обнаружения космических аппаратов, измеряющих их баллистические параметры и прогнозирующие зону встречи;
- пунктов дистанционного управления космическим аппаратом-перехватчиком (КА-П).
Эти решения были разработаны и предложены в аванпроекте, выполненном и успешно защищенном в 1961 г., и в 1962 г. – в эскизном проекте по системе «ИС».
Работа проводилась в соответствии с Постановлением Правительства от 23.06.1960 г., определившим ОКБ-52 головным по системе «ИС» в целом, по космическому аппарату и ракете-носителю.
Конструктивно космическая головная часть состоит из следующих частей:
- собственно космического аппарата;
- обтекателя;
- проставки для установки спутника на ракету. В состав космического аппарата входят:
- приборный контейнер, в котором размещается система управления с радиолокационной головкой самонаведения, система охлаждения и источник питания;
- двигательная установка: с двигателями доразгона, мягкой и жесткой стабилизации, управления; с топливными баками;
- электрооборудование и система телеметрических измерений.
Все агрегаты, системы и стендовые образцы КА «ИС» прошли большой объем наземной отработки, положительные результаты которой дали возможность перейти к летным испытаниям.
Летно-конструкторские испытания КА «ИС» начались 01.11.1963 г.

Первый этап испытаний проводился в соответствии с Постановлением Правительства от 22,10.1963 г. Объектом испытания являлся КА «ИС» с проставкой и обтекателем, спроектированный и изготовленный в конструкторском бюро и опытном заводе OD-52 по документации, утвержденной Генеральным конструктором. Запуск и полет КА «ИС» прошел успешно, программа полета была выполнена полностью, и космический аппарат получил наименование «Полет-1».
« Полет-1» совершил боковые маневры, меняя плоскость орбиты, а также маневры по высоте, в ходе которых перешел с исходной орбиты с перигеем 339 км и апогеем 592 км на конечную орбиту с перигеем 343 км и апогеем 1437 км- В полете аппарат ориентировался в пространстве и стабилизировался относительно центра масс с помощью гироинерциальной системы управления.
Система управления обеспечила выполнение программы полета:
- поддержания заданной ориентации аппарата;
- стабилизация аппарата на всех режимах;
- управление осевыми и боковыми двигателями.
Полет КА «ИС» проходил по траектории близкой к расчетной. ДУ в полете работало безотказно и обеспечило выполнение маневров аппарата в соответствии с заданной программой.
В специальном сообщении ТАСС от 02.11 .1 963 г. было объявлено о запуске первого в мире маневрируемого на орбите ИСЗ – «Полет-1». В сообщении отмечалось, что было «…осуществлено многократное широкое маневрирование космического аппарата в условиях космоса».
По программе 1-го этапа испытаний следующий запуск К А «ИС» был произведен 12 апреля 1964 г. с целью продолжения отработки основных систем и агрегатов аппарата.
Космический аппарат получил наименование «Полет-2», Так же, как и при первом запуске КА «ИС», «Полет-2» осуществлял управляемый полет, маневрирование спутника на орбите, изменение параметров и положения орбиты, стабилизацию спутника относительно заданных направлений в различных режимах полета.
Космический аппарат «Полет-2» с проставкой и обтекателем также был изготовлен на опытном заводе ОКБ-52,
Комплектация КА «Полет-2» была полностью идентична комплектации КА «Полет-1».
В ходе подготовки КА на технической и стартовой позициях и в полете были получены данные о работе систем и агрегатов, которые подтвердили правильность заложенных технических решений.
Пуски КА «Полет-1» и «Полет-2» осуществлялись ракетой-носителем Р-7 с космодрома Байконур.
О запуске КА «Полет-2» было также объявлено в специальном сообщении ТАСС, как о запуске маневрирующего на орбите космического аппарата.
В газете «Комсомольская правда» профессор К. Петропавловский так оценил пуски КА «Полет» 1» и «Полет-2»: «Впервые за всю историю развития космической техники (и мы можем сказать, что такая история существует!) были успешно запущены и испытаны космические маневрирующие аппараты «Полет-1» и «Полет-2»… Создание маневрирующих аппаратов – это перный и очень значительный шаг на пути к решению сложнейших задач сближения и встречи кораблей в космосе…».
Комментируя запуск космического аппарата «Полет-2» вице-президент Британского общества межпланетных сообщений Кеннет Рейленд заявил, что это может предвещать будущую встречу в космосе двух кораблей с людьми на
борту.

В рамках этапа летно-конструкторских испытаний были осуществлены еще пять пусков КА «ИС» с 28.10.67 г. по 01Л1.68 г.
В этот период времени проводились летные испытания универсальной ракеты-носителя УР-200, разработки ФГУП «НПО машиностроения», предназначенной также и для запуска спутников «ИС». Было проведено 9 пусков ракет с положительными результатами, однако, затем эти испытания были приостановлены, а в июле 1965 г, прекращены. В качестве штатного носителя для спутников «ИС» была определена ракета ПК69, однако ввиду ее неготовности, было решено временно проводить испытания па ракете 11К67. Вы¬пуски были успешными, и задачи, поставленные программой летно-конструкторских испытаний, были полностью выполнены.
В пятом пуске этого этапа 01.11.1968 г. космический аппарат «ИС» впервые в мире осуществил первый реальный перехват космической цели.
Затем этапом отработки системы «ИС» было проведение совместных летных испытаний с Заказчиком в соответствии с Решениями ВПК от 24.04,68 г. и 20.05.70 г. и приказом Главнокомандующего войсками ПВО от 28.09.70 г. Совместные испытания проводились с целью оценки возможности принятия системы «ИС» в эксплуатацию.
Было проведено 8 пусков на ракетах 11К69 с августа I960 г. по декабрь 1971 г., из них 6 пусков КА «ИС» и 2 пуска мишеней И-2М и ПФ631.
По результатам этих испытаний Комиссия рекомендовала принять систему «ИС» в опытную эксплуатацию, что и было утверждено Постановлением Правительства от 13.02.1973 г.
Летные испытания по уточнению тактико-технических характеристик продолжались с 16.02.1976 г. по 19.05,1978 г. на ракетах-носителях 11К69. На этом этапе было запущено 9 изделий. После успешного завершения летных испытаний перехватчик «ИС» системы ПКО Постановлением от 14.11.1978 г. был принят в штатную эксплуатацию.
Последний учебный пуск КА «ИС» с использованием всех штатных средств системы «ИС» состоялся 18 июня 1982 г. Программа пуска была полностью выполнена, активное функционирование штатной космической мишени было прекращено.
Всего за весь период работ по системе ПКО в ФГУП «НПО машиностроения» было разработано и изготовлено более 50 КА «ИС».
В 1993 г. система ПКО с КА «ИС» снята со штатной эксплуатации Указом Президента РФ.
В разработке и испытаниях КА «ИС» принимали активное участие и внесли творческий вклад сотрудники ФГУП «НПО машиностроения»: Генеральный конструктор В.Н. Челомей, Генеральный директор, Генеральный конструктор с 1984 г. Г.А. Ефремов, В.А. Поляченко, AT. Жемалетдинов, А.И. Коровкин, В.А. Модестов, В.П. Гогин, Б.М Евдокимов, СВ. Ефимов, В.М Иткин, СБ. Пузрин, М.И. Лифшиц, А.В. Виноградов, Л.Л. Шафров, Ф.К. Кадыров, В.Б. Гуревич, В.М. Табунщиков, И.А. Скипетров.
От смежных организаций активно участвовали:
от ОКБ-41; Главный конструктор А.И. Савин, К.А. Вяаско-Влаеов, Е.М. Сотников, ВТ. Степанов, Н.А. Ершов;
от ОКБ-300: Главный конструктор ВТ. Степанов, И.Б. Кизелыптейп, В.С Титов.
Активно содействовали проведению испытаний и созданию системы от Заказчика: Л.М, Коломиец, Г.С. Легачев, А.А. Махонин, П.К. Алексеев.
Необходимо отметить, что основные конструкторские решения КА «ИС» и системы ПКО в целом были заложены ФГУП «НПО машиностроения» в начале шестидесятых годов в эскизном проекте и подтверждены разработкой и пуском первых в мире маневрирующих, экспериментальных КА «Полет!» – 1963 г., «Полет-2» – 1964 г.
Помимо своего главного назначения система маневрирующих спутников «ИС» заложила основы для создания, как показало время, систему стыковки космических аппаратов, осуществление встречи кораблей в космосе, создание тяжелых орбитальных научно-исследовательских станций с незможностью замены экипажей и оборудования для их долговременного функционирования.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Начальная масса заправленного КА, кг 2450
Запас характеристической скорости, м/с 1200
Двигательная установка ЖРД многоразового включения
Гарантированный срок эксплуатации, год 6
Средства выведения 11К69

Материал предоставлен НПО «МАШИНОСТРОЕНИЯ» в 2002 году.
Иллюстрации: Интернет

КОМПЛЕКС ПРОТИВОКОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ С КОСМИЧЕСКИМ АППАРАТОМ «ИС»