НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПАРАШЮТОСТРОЕНИЯ
SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTE OF PARACHUTE STRUCTURE

24.05.2014

Летно-испытательный комплекс «НИИ Парашютостроения» на базе аэродрома Киржач к 2020 году получит современный лабораторно-производственный корпус и искусственную взлетно-посадочную полосу. Кроме того, будут полностью заменены средства аэродромно-технического и радиосветотехнического обеспечения полетов. Об этом стало известно на заседании руководителей предприятий Киржачского района Владимирской области. Согласно докладу деятельности летно-испытательного комплекса «НИИ Парашютостроения», с 2014 по 2020 год на ЛИК пройдут работы по реконструкции объектов производственной и испытательной базы.


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПАРАШЮТОСТРОЕНИЯ

Научно-исследовательский институт парашютостроения, образованный в 1946 году для разработки и изготовления парашютно-десантной техники и снаряжения, проведения научно-исследовательских работ в этой области, является единственным в стране головным разработчиком парашютных систем различного назначения и одним из немногих в мире предприятий, которое самостоятельно осуществляет полный цикл создания парашютных систем: научные исследования, разработка, изготовление, испытания, модификация.
Институт разрабатывает и изготавливает все типы парашютных систем: спасательные, десантные, спортивно-тренировочные, посадочные тормозные, противоштопорные, грузовые, для беспилотных аппаратов, десантирования боевой техники и расчетов, низковысотного десантирования, ближнего и дальнего космоса, головных частей ракетных комплексов, авиационных и артиллерийских боеприпасов и др.
За годы существования институтом разработано свыше 5000 видов парашютной техники и более 1000 образцов внедрено в серийное производство. Талантом и руками специалистов предприятия создана парашютная система для приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина, разработаны парашютные системы для спасения и приземления спускаемых модулей космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», аппаратов «Алмаз», «Бион», некоторых космических аппаратов серии «Космос», спускаемых модулей межпланетных станций «Венера», «Марс», «Зонд» и «Луна», разгонных блоков ракетоносителя «Ариан-5» массой 40 тонн. Институт участвует в различных программах Европейского космического агентства по созданию космических исследовательских аппаратов.
Институтом спроектированы грузовые парашютные системы четвертого поколения для десантирования военной техники и грузов: многокупольные системы с базовым парашютом площадью 350 и 175 квадратных метров для десантирования грузов массой от 100 до 20 000 килограммов; с целью увеличения безопасности прыжков при массовом десантировании разработан специальный парашют со сложным аэродинамическим профилем по нижней кромке купола.
В НИИ парашютостроения развиваются собственные научные, конструкторские и технологические школы. Институт обладает уникальной научно-технической базой, созданной не одним поколением ученых и специалистов. На основе компьютерных технологий и математического эксперимента разрабатываются прорывные решения по резкому уменьшению дорогостоящего физического эксперимента.
НИИ парашютостроения постоянно работает над созданием опережающего научного и конструкторского задела, являющегося фундаментом для разработки перспективных парашютных систем различного назначения.НИИ парашютостроения, опираясь на многолетний опыт разработки всех видов парашютной техники, созданную в стенах института научную школу и сегодняшний научно-технический потенциал, несмотря на экономические потрясения 90-х годов, сохранил статус лидера Российского и мирового парашютостроения.
С 2008 года Институт входит в состав Государственной корпорации «Ростехнологии», а с 2011 года – в состав ОАО «Концерн «Авиационное оборудование».

В настоящее время НИИ парашютостроения ведет разработку нового поколения десантных систем: людская десантная парашютная система пятого поколения Д-12; парашютная система МКС-350-14М для десантирования САУ «Спрут-СД»; парашютная система МКС-350-12М серии 2 для десантирования боевых машин десанта. Накоплен большой опыт по отработке парашютных систем для беспилотных летательных аппаратов, а также противоштопорных парашютных систем для низковысотного (3-7м) десантирования на скорости 250-500 км/ч. Невозможно в двух словах охватить весь спектр изделий парашютной техники, создаваемых Институтом: это спасательные, десантные, спортивно-тренировочные, посадочные тормозные, противоштопорные, грузовые, для беспилотных аппаратов, десантирования боевой техники и расчетов, низковысотного десантирования, ближнего и дальнего космоса, головных частей ракетных комплексов, авиационных и артиллерийских боеприпасов и др.

Перспективными разработками, в том числе по линии военно-технического сотрудничества, являются:
• разработка нового класса унифицированных грузовых парашютных систем (парашют + грузовой контейнер) для грузов массой до 100 кг;
• разработка парашютных систем для перспективного авиационного комплекса Дальней авиации;
• разработка управляемых парашютных систем высокоточной доставки вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в труднодоступные и удаленные точки с использованием средств спутниковой навигации, как для российского, так и зарубежного заказчика;
• разработка низковысотных средств десантирования ВВСТ массой до 20 т с высот до 150 м с использованием новых принципов функционирования и компьютерных технологий; • разработка парашютных систем десантирования сверхтяжелых объектов ВВСТ массой до 60 тонн.

Летно-испытательный комплекс «НИИ Парашютостроения» на базе аэродрома Киржач был образован 17 мая 1959 года специальным решением Совета министров СССР. В войну тут базировался знаменитый 587-й бомбардировочный авиаполк Марины Расковой, на вооружении которого находился пикирующий бомбардировщик Пе-2.
На сегодняшний день это единственное в России уникальное специализированное подразделение, обеспечивающее около 85% объема летной отработки парашютной техники.
На базе ЛИК проходили испытания следующие десантные системы: Д-10П, Д-12 («Листик»); МКС-350-14М для десантирования САУ «Спрут-СД»; МКС-350-12М серии 2 для десантирования боевых машин десанта; «Шельф-1» и «Шельф-2».
В рамках международного сотрудничества в период 1993-1995 гг. в ЛИКе проводились наземные и летные испытания парашютной системы спасения ускорителя европейской ракеты «Ариан-5» площадью 1800 кв. м.
Немалую роль сыграл испытательный полигон в подготовке космонавтов. Начиная с 1960 года на аэродроме Киржач ее проходили такие покорители космоса, как Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов другие.

ИСТОРИЯ
«НИИ парашютостроения» был создан в 1946 году для разработки опытных образцов парашютно-десантной техники и снаряжения и проведения научно-исследовательских работ в этой области и первоначально именовался как «Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантного снаряжения» (НИЭИ ПДС). С 1958 года НИЭИ ПДС входит в систему авиационной промышленности, переименовываясь в 1966 г.
в НИИ автоматических устройств, а в 1990 г. — в НИИ парашютостроения. В 1999 г. переименован в ГУП «НИИ парашютостроения». В 2000 г. переименован в ФГУП «НИИ парашютостроения». В 2013 г. реорганизован
в ОАО «НИИ парашютостроения» в форме преобразования.
История российского парашютостроения неразрывно связана с Москвой. В 1930 г. под руководством инженера М.А. Савицкого здесь начала работать первая отечественная парашютная фабрика, a в 1935 г. был построен Государственный завод-комбинат по производству парашютов. В 1946 г. в связи с большими перспективами развития авиации и ракетостроения был образован Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантной техники – НИЭИ ПДС, ныне переименованный в НИИ парашютостроения. С началом освоения космоса, проектно-конструкторские исследования по разработке парашютных систем для посадки спускаемых аппаратов, например, на планеты Венера и Марс, начались с интенсивных исследований всех возможных вариантов по осуществлению подобных проектов.
В период с 1965 года по 1985 год более 15 спускаемых аппаратов серий «Венера» и «Вега» успешно опускались на поверхность Венеры на парашютных системах, разработанных Институтом. Начиная с 1961 г. Институтом проведены значительные исследования по разработке парашютных систем (ПС), как уже отмечалось, для различных моделей атмосферы Марса, в т.ч. материаловедческие, аэродинамические исследования характеристик ПС.
Разработано было и программное обеспечение функционирования ПС в атмосфере Марса. Проверка работоспособности ПС осуществлялась с помощью метеорологических ракет с введением ПС на больших высотах при параметрах атмосферы, близких к предполагаемой атмосфере планеты Марс. Большой объем исследований позволил в 1971 и 1974 гг. успешно осуществить посадку на поверхность Марса аппаратов «Марс-3» и «Марс-6». Специалисты Института разрабатывали парашютные системы для всех российских пилотируемых космических кораблей. С помощью этих парашютов возвратились на Землю более 300 космонавтов, в том числе, граждане других стран.
С 1987 по 1992 гг. в Институте впервые в практике мирового парашютостроения были разработаны и испытаны сверхзвуковые тормозные парашютные системы. Кроме того, в НИИ парашютостроения на основании результатов теоретических исследований были разработаны технические предложения по парашютной системе для спасения ракетных блоков массой 43 т. В дальнейшем нашими специалистами были разработаны новые конструкции парашютов для спасения объектов массой 53 т и 70 т. Наибольший объем исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ был выполнен для ПС спасения груза массой 70 т.
В середине 1990-х годов НИИ парашютостроения по заказу фирмы FOKKER (Голландия) разработал, изготовил, провел полный цикл квалификационных испытаний и сдал заказчику парашютную систему для спасения ускорителя бустера европейской ракеты-носителя «Ариан-5» массой 40 т. В настоящее время эта система успешно применяется по назначению. В 1990 г. Институт принял участие в тендере на разработку парашютной системы для капсулы «Кариан» (заказчик – французская фирма Аэроспасьяль). Проект НИИ парашютостроения выиграл конкурс с большим преимуществом перед западными конкурентами.
В 1993 г. НИИ парашютостроения разработал парашютную систему спасения капсулы «Экспресс» по заказу немецкой фирмы ERNO. В 1997 г. после выполнения ряда научных задач капсула «Экспресс» успешно приземлилась с помощью разработанной Институтом парашютной системы. В 2007 г. НИИ парашютостроения по контракту с итальянской фирмой AeroSecur разработал технические материалы в части обоснования возможности применения парашютной системы на участке торможения перед посадкой на планету Марс европейского аппарата ExoMars.
В настоящее время заканчиваются работы по разработке парашютной системы для европейского космического аппарата «Эксперт». Летом 2013 года парашютная система после проведения квалификационных испытаний должна быть поставлена заказчику для штатного применения. На сегодня разработан опытный образец парашютной системы для приземления российского многоразового возвращаемого аппарата перспективного пилотируемого транспортного космического корабля, на котором могут возвращаться 4-6 космонавтов, который также планируется использовать для полетов и приземления на Луну и Марс. Необходимо отметить и авиационную тематику.
Начиная с 1970-1980 гг. Институт ведет большую работу по созданию тормозных посадочных парашютных систем с унифицированными куполами крестообразной формы. Применение тормозных парашютов позволяет существенно увеличить ресурс агрегатов и узлов авиационной техники и, главное, повысить безопасность полетов. В настоящее время в эксплуатирующих организациях внедряются новые тормозные системы с низкой трудоемкостью укладки, монтажа и эксплуатации в целом. Одним из важных направлений деятельности Института была и остаётся разработка, испытание и производство спасательных парашютных систем для экипажей летательных аппаратов.
Применение этих систем, как известно, обеспечило спасение жизней многим пилотам и членам экипажей боевых самолетов и вертолетов при различных аварийных ситуациях. Для воздушно-десантных войск (ВДВ) Институт создает высоконадежные парашютно- десантные комплексы, основной частью которых являются многокупольные парашютные системы четвертого поколения. К ним, в частности, относятся бесплатформенные комплексы парашютного десантирования боевой техники с экипажем «Шельф-1» и «Шельф-2», состоящие на вооружении ВДВ. Для десантирования личного состава ВДВ используются разработанные Институтом людские десантные парашюты четвертого поколения Д-10.

Источники: niiparachute.ru, rostec.ru и др.

НОВЫЙ ПАРАШЮТ Д-12 «ЛИСТИК»
ПАРАШЮТ Д-10

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT