ВОЗДУШНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ ИЛ-80
AIRBORNE COMMAND POST IL-80

02.04.2014
В современном мире стратегические воздушные командные пункты (ВКП) есть только в ВВС США и России. Но из-за неоправданного решения бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова российские Ил-80 и Ил-82 оказались в незавидном положении.
В октябре 2013 года в отечественных средствах массовой информации впервые появились данные о фактическом состоянии Военно-воздушных сил России. Согласно опубликованным цифрам только 49 процентов самолетов боевого состава находится в исправном состоянии, а во всем авиационном парке их не более 42 процентов. Воздушных пунктов управления Ил-80 и Ил-82 вообще 20–25 процентов, то есть парк этих специальных машин фактически прикован к земле.
Согласно тендеру, объявленному Минобороны в ноябре 2013-го, на страхование ответственности владельца воздушных судов на 2014 год в составе ВВС России числится четыре Ил-80 и три Ил-82.
Система «Звено», в которую входят Ил-80 и Ил-82, является наиболее закрытой во всех ВВС России. Будучи аналогом американских «самолетов судного дня» Е-4В на базе «Боинг-747-200», российские летающие командные пункты должны обеспечить Верховному главнокомандующему и руководству Генштаба возможность управления стратегическими ядерными силами в случае полномасштабной войны.
По мнению авиационных специалистов, если работы по «Звену» продолжатся, то рациональнее использовать для размещения новой перспективной аппаратуры самолет Ил-96.
Военно-промышленный курьер

01.12.2015
ОПК ПОСТАВИТ МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РФ ВОЗДУШНЫЙ ПУНКТ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ

Корпорация создала для Министерства обороны России воздушный командный пункт стратегического управления второго поколения. Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета ИЛ-80 успешно прошел государственные испытания и до конца 2015 года будет передан заказчику.
Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.
«Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск», – говорит заместитель генерального директора «Объединенной приборостроительной корпорации» Сергей Скоков. – В составе корпорации работы над БКТС ведёт нижегородское НПП «Полет». Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США – у американских военных аналогичный комплекс получил название «самолета Судного дня»».
Новое поколение воздушных командных пунктов отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.
Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генерального штаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета.
Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения.
Как сообщалось ранее, в настоящее время «ОПК» уже приступила к разработке воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.

ОБЪЕДИНЕННАЯ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

23.12.2015
Следующее, третье поколение воздушных командных пунктов, также известных как самолеты «судного дня», появится в России через пять – семь лет, сообщил в интервью ТАСС гендиректор Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК, входит в «Ростех») Александр Якунин.
«Сейчас мы завершаем передачу Минобороны такого самолета второго поколения, но уже работаем над следующим, третьим поколением, которое, по нашим расчетам, появится в ближайшие пять – семь лет», ¬ сказал собеседник агентства.
Такие самолеты, отметил Якунин, входят в общую систему управления войсками, но предназначены для использования в критических ситуациях – когда выходят из строя наземные пункты управления и линии связи. Кроме того, воздушные командные пункты могут применяться в быстро меняющейся оперативной обстановке.
«На третьем поколении аппаратура будет более современной, с еще более совершенными каналами передачи данных, которые обеспечат новый уровень связи и оперативности управления. На эти самолеты будут замыкаться новые войсковые АСУ (автоматизированные системы управления – прим. ТАСС), модернизация которых ведется в настоящее время», – рассказал глава ОПК.
Подобные воздушные командные пункты, по словам Якунина, это «стратегический «штаб на крыльях», откуда можно управлять всеми видами и родами войск, включая РВСН, Воздушно-космические силы, надводный и подводный флот.
ТАСС

14.01.2016
Воздушные командные пункты, также называемые «самолетами Судного дня», могут использоваться в течение 25-30 лет, сообщил генеральный конструктор ОАО «Ил» Николай Таликов.
«Самолеты могут эксплуатироваться 25-30 лет. Эти самолеты не выработали свой ресурс. В планах у нас есть. Каждый год мы занимаемся разными машинами, в том числе и этими. Продлеваем сроки эксплуатации», – сказал он.

22.02.2016
Минобороны России намерено заказать второй модернизированный воздушный пункт управления (ВзПУ) специального назначения на базе самолета Ил-80, а также модернизированные самолеты-ретрансляторы (СРТ) общего назначения Ил-22. Об этом сообщил ТАСС генеральный директор НПП «Полет» (входит в Объединенную приборостроительную корпорацию) Алексей Комяков.
«Планы модернизации ВзПУ и СРТ есть и у Генерального штаба, и у главного командования Воздушно-космических сил. Стоит задача наращивания существующей группировки таких самолетов и доведение ее функциональных возможностей до уровня требований сегодняшнего дня. Промышленность готова к решению такой задачи», – сказал Комяков.
Он добавил, что Минобороны уже изъявило желание приобрести второй самолет этого поколения. «То, что от нас зависит, мы готовы сделать, а Минобороны понимает, что это необходимо», – отметил собеседник агентства.
Ранее сообщалось, что ОПК (входит в госкорпорацию «Ростех») создала для Минобороны России ВзПУ специального назначения второго поколения на базе самолета Ил-80.
ТАСС

25.02.2016

Воздушный пункт управления (ВзПУ) специального назначения третьего поколения будет создан на базе доработанного самолета Ил-96-400. Об этом сообщил ТАСС представитель Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК, входит в госкорпорацию «Ростех»).
«Эскизно-технический проект создан. Ожидаем решения органов военного управления на продолжение работы. В случае положительного исхода мы создадим самый современный объект такого типа. В качестве носителя будет использован доработанный самолет Ил-96-400″, – сказал он.
По словам собеседника агентства, воздушный пункт управления сможет работать со всеми существующими и создаваемыми в настоящее время перспективными автоматизированными системами управления Вооруженных cил России. «На нем планируется установить новый бортовой комплекс технических средств, обеспечивающий формирование и доведение команд управления как до современных, так и до перспективных объектов Вооруженных сил наземного, морского и воздушного эшелонов», – пояснил представитель ОПК. Он уточнил, что в составе корпорации оборудование для этого самолета создает НПП «Полет».
ТАСС:

ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ ИЛ 96 — 400М

23.12.2016

Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК, входит в госкорпорацию «Ростех») планирует приступить к созданию третьего поколения воздушных командных пунктов в 2017 году. Об этом в интервью ТАСС сообщил генеральный директор ОПК Александр Якунин.
«Работы по следующему поколению таких самолетов планируется начать в 2017 году», – сказал Якунин.
Он напомнил, что в прошлом году ОПК передала заказчику первый воздушный пункт стратегического управления второго поколения Ил-80М. «Сейчас самолет полностью введен в строй и уже принял участие в первых учениях, где успешно выполнил ряд задач в рамках оперативной подготовки Вооруженных сил», – добавил собеседник агентства.
ТАСС


ВОЗДУШНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ ИЛ-80


Воздушный командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП) разработан в ОКБ им. С.В.Ильюшина в 1992 году на базе аэробуса Ил-86. Предназначен для оперативного управления в стратегическом звене. Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86, достаточными для размещения специальной аппаратуры.
Система «Звено», в которую входят Ил-80 и Ил-82, является наиболее закрытой во всех ВВС России. Будучи аналогом американских «самолетов судного дня» Е-4В на базе «Боинг-747-200», российские летающие командные пункты должны обеспечить Верховному главнокомандующему и руководству Генштаба возможность управления стратегическими ядерными силами в случае полномасштабной войны.
Конструкция Ил-80 в целом аналогична базовому самолёту. В бортах пассажирского салона отсутствуют иллюминаторы. Над носовой частью установлен накладной отсек шириной 1,5 м для дополнительного радиоэлектронного оборудования. Самолёт оснащён дополнительными средствами связи, включая космическую. Для питания БРЭО установлен дополнительный турбогенератор. Для обеспечения устойчивого электропитания бортового оборудования на Ил-80 дополнительно установили два двигателя НК-24.
Приняты меры по защите самолета от поражающих факторов ядерного взрыва. . Среди других конструктивных особенностей: отсутствие окон (кроме фонаря кабины экипажа), а также уменьшенное количество входных люков в фюзеляже Ил-86. В хвостовом отсеке Ил-80 устанавливалась выпускаемая антенна длиной несколько метров.
В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Для питания многочисленных бортовых радиоэлектронных систем самолет оснащен дополнительным турбогенератором.
Установленное оборудование:
— унифицированный комплекс средств, разработанный предприятием «Полет» — Звено-2;
— коротковолновая приемная антенна, выполненная как два гребня за центропланом;
— коротковолновая передающая антенна, выполненная в радиопрозрачном обтекателе;
— передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа на тросе длиной 4000 метров.
— приемная антенна сверхдлинных волн, выполненная перед килем;
— антенна релейной связи выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
— антенна ультракоротких волн выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
— антенна связи с подразделениями РВСН выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
Всего построено четыре самолета (их бортовые номера СССР-86146,-86147,-86148 и -86149). По некоторым данным, все борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.
В 2009-10 годах был проведен плановый ремонт Ил-86ВКП (86147), в ходе которого были внесены некоторые изменения в надфюзеляжное расположение антенн.
В середине 1990 года Ил-86ВКП (86146) совершил испытательный полет, в ходе которого совершил управление запуска МБР. Испытания признаны успешными.
в 1991-м заказали научно-производственному предприятию «Полет» опытно-конструкторскую работу по модернизации бортового комплекса Ил-80, получившую название «Звено-2». Стоимость договора по составила 1,1 миллиарда рублей. Но распад СССР и постепенный отказ авиакомпаний от Ил-86 с выведением их авиапарков сказались и на эксплуатации Ил-80 в ВВС России. Только в 1997 году начались работы по модернизации Ил-82, продолжавшиеся до 2010-го, а Ил-80 вернулись в небо в 2005 году.
В 2005 году самолеты Ил-86ВКП начинают совершать первые интенсивные полеты в составе авиаподразделений ВС РФ. В 2010-11 годах основные испытания аппаратуры «9А9675».
По спецзаказу Минобороны СССР два Ил-76МД СССР-76450 и СССР-76451 были построены как стратегические воздушные командные пункты (ВКП) для руководства ядерными силами страны в случае, если наземные пункты управления будут выведены из строя. Самолёты получили обозначение Ил-82(Ил-76ВКП).
Часть оборудования этих машин унифицирована с самолетами Ил-86ВКП также построенными по спецзаказу, другая часть – с самолетом ДРЛО А-50. Самолеты имеют конструкторское обозначение Ил-76ВКП.
9 мая 2010 года самолёт с бортовым номером 86147(93645) принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве. Этот же самолёт принял участие в проходе во время празднования столетия ВВС РФ в Жуковском 12 августа 2012 года.
В 2012-м стало известно, что Минобороны рассматривает возможность отказа от эксплуатации самолетов Ил-80 и Ил-82 без их дальнейшей замены. По некоторым данным, за этим решением стояли тогдашний министр Анатолий Сердюков и начальник Генерального штаба генерал армии Макаров. Разъяснения этого решения так и не появилось. В том же году начались испытания первого модернизированного по проекту «Звено-2» Ил-80 с новым унифицированным бортовым комплексом технических средств. В процессе модернизации Ил-80 «Звено-2» получил систему дозаправки топливом в воздухе.
Согласно тендеру, объявленному Минобороны в ноябре 2013-го, на страхование ответственности владельца воздушных судов на 2014 год в составе ВВС России числится четыре Ил-80 и три Ил-82. Достоверно известно только о двух машинах этого типа, ныне базирующихся в подмосковном Чкаловске.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Нормальный взлетный вес, кг 208000
Размах крыла, м 48,06
Длина самолета,м 59,54
Высота самолета,м 15,81
Площадь крыла,м2 320,0
Тип двигателя 4 ТВД Кузнецов НК-86
Тяга, кгс 4 х 13000
Скорость максимальная – 970 км/ч
Скорость крейсерская – 850 км/ч
Скорость посадочная – 275 км/ч
Практическая дальность, км 3600
Потолок практический – 11000 м
Экипаж, чел 5

Источники: www.airwar.ru, clubs.ya.ru, topwar.ru, vpk.name, Военно-промышленный курьер № 12 (530) за 2 апреля 2014 года и др.

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ПОЛЕТ»
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА