САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК ИЛ-78
AIRCRAFT-TANKER IL-78

02.06.2015

ОАО «Ил» проводит работы по капитально-восстановительному ремонту тяжелых военно-транспортных самолетов семейства Ил-76, а также самолетов-топливозаправщиков Ил-78 для иностранных заказчиков. В мае 2015 года с подмосковного аэродрома Жуковский совершили перелет на аэродромы постоянного базирования два самолета – Ил-76ТД и Ил-78 иностранного эксплуатанта, прошедших капитально-восстановительный ремонт силами специалистов ОАО «Ил». Всего в 2014-2015 гг. капитально-восстановительный ремонт прошли десять самолетов иностранных эксплуатантов. До конца 2015 года планируется провести капитально-восстановительный ремонт еще семи самолетов.
Согласно условиям поставки иностранным заказчикам тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76 и их модификаций процедура капитально-восстановительного ремонта обязательна после 5 000 летных часов, либо 2 500 полетов, либо 5 лет, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее. При этом, назначенный ресурс (проектный на весь срок эксплуатации самолета) составляет 30 000 летных часов, либо 10 000 полетов. На этапе создания самолета проектный срок его эксплуатации устанавливался 20 лет. Однако, по результатам проведенного комплекса мероприятий, направленных на продление срока эксплуатации, он был увеличен до 40 лет.
Контракты на выполнение работ по капитально-восстановительному ремонту самолетов для иностранного заказчика заключаются ОАО «Ил», в том числе с участием ОАО «Рособоронэкспорт» и ОАО «Авиазапчасть». пресс-служба ОАО «Ил»

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-76
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

15.04.2016

На ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» (Украина) завершены капитально-восстановительный ремонт и подготовка к поставке в Китай для ВВС НОАК самолета-заправщика Ил-78 (серийный номер 52-07, заводской номер 0063469066, прежняясоветская/украинская регистрация СССР/UR-76689). Cамолет уже получил новую светлую окраску, но пока что не несет никаких опознавательных знаков и номеров. Этот самолет-заправщик является завершающим третьим, поставляемым в Китай по контракту 2011 года.
В декабре 2011 года КНР заключила контракт с ГК «Укроборонпром» стоимостью 44,7 млн долл на приобретение трех самолетов-заправщиков Ил-78 с хранения с проведением их капитально-восстановительного ремонта в качестве заправщиков, с последующей поставкой их ВВС НОАК.
В ВВС НОАК оба уже полученных самолета Ил-78 вошли в состав 38-го транспортного авиационного полка 13-й транспортной авиационной дивизии, базирующегося на аэродром Ухань-Паочжувань в провинции Хэбэй. До того ВВС НОАК не эксплуатировали самолеты-заправщики семейства Ил-78.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

17.01.2017

Проданные Украиной в Пакистан Ил-78 будут ремонтироваться в Рязани. Об этом стало известно из плана закупок 360-го авиаремонтного завода (г. Рязань) на 2017 год, в котором, в частности, предусмотрены:
Ремонт НС-51 Ил-78 № Пакистан
Ремонт 2280Т, 4149ТМ, 5419Т, 1227,2323, 5377Т, 1404. Ил-78 № Пакистан
Ремонт ПГ-1В-11 Ил-78 № Пакистан
Ремонт Е3102, Е3103М, Е3104М Ил78 № Пакистан
Ремонт НП-89Д Ил-78 № Пакистан
Ремонт АУ-40 Ил-78 № Пакистан
Испытание УПАЗ-1 Ил-78 № Пакистан
Ремонт РП60-3 Ил-78 № Пакистан
Работы планируется начать в мае и завершить в декабре 2017 г.
Напомним, что государственная компания «Укрспецэкспорт» продала Пакистану 4 самолета-заправщика Ил-78 в 2009 -2011 гг.
http://bmpd.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

09.04.2017

Как сообщили споттеры, 4 апреля 2017 года на аэродром Летно-исследовательского института имени М.М. Громова в Жуковский прибыл самолет-заправщик Ил-78МП (бортовой номер R09-001, бывший CCCP/UR-76742, заводской номер 0073478346, серийный номер 59-07) ВВС Пакистана – первый из четырех, приобретенных ранее Пакистаном на Украине. Самолет должен пройти капитально-восстановительный ремонт в России на АО «360 авиационный ремонтный завод» в Рязани (информация о предстоящем ремонте одного пакистанского Ил-78МП со сроками с мая по декабрь 2017 года ранее стала известна из плана закупок 360-го АРЗ на 2017 год).
Контракт на приобретение четырех самолетов-заправщиков Ил-78 из числа доставшихся Украине в составе 409-го авиационного полка самолетов-заправщиков 106-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии Дальней авиации ВВС СССР (аэродром Узин) и находившихся на хранении, был заключен ВВС Пакистана с ГК «Укрспецэкспорт» в декабре 2006 года, при этом стоимость контракта составила всего 25,68 млн долл (всего 6,42 млн долл за самолет). В качестве посредника со стороны покупателя выступала зарегистрированая в Великобритании компания A.T.E. International Ltd.
Самолеты перед поставкой Пакистану проходили ремонт на ГП «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП», переоборудуясь из варианта Ил-78 в аналог Ил-78М и получив обозначение Ил-78МП. Первый борт, получивший пакистанский номер R09-001 (бывший CCCP/UR-76742, заводской номер 0073478346, серийный номер 59-07) был передан ВВС Пакистана в декабре 2009 года, за ним с сентября 2010 по декабрь 2011 года были поставлены самолеты с пакистанскими бортовыми номерами R10-002 (бывший СССР/UR-76730), R11-003 (бывший СССР/UR-76675) и R11-004 (бывший СССР/UR-76682). Опцион на приобретение еще одного самолета не был Пакистаном реализован.
Теперь пакистанская сторона обратилась за плановым ремонтом приобретенных на Украине Ил-78МП к России.
http://bmpd.livejournal.com

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК ИЛ-78

Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году.
Прототип летающего танкера, переоборудованный из самолета Ил-76МД. совершил первый полет 26 июня 1983 г. (командир корабля – летчик-испытатель Вячеслав Белоусов). Серийный выпуск самолетов-заправщиков, получивших обозначение Ил-78, был организован на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П.Чкалова параллельное ВТС типа Ил-76. В 1987 г. новые машины начали поступать в строевые части ВВС.
При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.
Основные задачи, решаемые Ил-78:
- обеспечение потребной досягаемости самолетов дальней, фронтовой, морской и военно-транспортной авиации при выполнении ими задач в удаленных районах;
- повышение мобильности авиационных объединений и соединений при маневрировании между регионами и стратегическими направлениями;
- срочная доставка топлива на передовые аэродромы и аэродромы маневра;
- перевозка грузов и личного состава (при конвертировании в военно-транспортный вариант).
Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» – с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.
Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.
7 марта 1988 г. совершил первый полет модернизированный самолет-заправщик Ил-78М. Машина имеет усиленное крыло, позволившее довести максимальную взлетную массу до 210000 кг. цилиндрические топливные баки увеличенной емкости и измененное расположение фюзеляжного агрегата заправки. Для Ил-78М в АО «Звезда» создан усовершенствованный заправочный агрегат УПАЗ-ПАЗ-1М. В отличие от Ил-78. на Ил-78М фюзеляжные баки выполнены несъемными, что обеспечило некоторое снижение массы конструкции, однако не позволяет быстро трансформировать Ил-78М в транспортный самолет.
Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.
Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 – 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 – 35 000 кг – на дальности 4000 км.

Китай получил как минимум один из трех заказанных на Украине самолетов-заправщиков Ил-78 – об этом свидетельствуют спутниковые снимки, полученные в середине октября 2014 года американской компанией «ДиджиталГлоуб» /Digital Globe/, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на еженедельник «Джейнс дифенс уикли».
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ КИТАЯ

В ноябре 2014 года завершены государственные испытания комплексного тренажера экипажа самолета Ил-78, разработанного и созданного в АО ЦНТУ «Динамика». Тренажер стал первым в истории отечественной авиации полноценным тренажером самолета-заправщика Ил-78, который обеспечивает комплексную подготовку всего экипажа самолета: летчиков, штурмана, бортинженера, бортрадиста и оператора заправки.
Для реализации одного из основных режимов самолета Ил-78 – дозаправки в воздухе – были разработаны динамические модели 12 моделей заправляемых самолетов различных типов, а также смоделировано влияние спутного следа самолета-заправщика на поведение заправляемых самолетов, находящихся в непосредственной близости от заправщика.
Государственные испытания тренажера проводились опытнейшими летчиками, штурманами и инженерами Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) ВВС им. В.П.Чкалова. После устранения замечаний экспертами ГЛИЦ была дана высокая оценка качества математической модели динамики движения самолета-заправщика, обеспечивающего высокую степень подобия с реальной машиной.
Кабина тренажера состоит из трех модулей: кабины экипажа верхней палубы, кабины штурмана и кабины оператора заправки. Система визуализации тренажера позволяет имитировать внекабинную обстановку для летчиков и оператора заправки, включая дозаправку самолетов топливом в воздухе в дневное и ночное время суток.
В состав сцены входят 33 аэродрома, из них 7 аэродромов реализованы с детальной точностью (с высокой степенью достоверности).
Опыт разработки тренажера Ил-78 позволил создать важный задел, благодаря которому «Динамика» была выбрана в качестве основного исполнителя составной части ОКР по разработке технических средств обучения нового транспортного самолета Ил-76МД-90А и перспективного самолета-заправщика на его базе Ил-78М-90А.

МОДИФИКАЦИИ
• Ил-78 Базовая модификация 32
• Ил-78М Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак. 13
• Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС. 6
• Ил-78МП Переоборудовались серийные машины. 4
• Ил-78МК-90 (проект) Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлетная – 19000(1 «Ил-78М – 210000),
взлетная при эксплуатации с аэродромов II класса – 157000.
топлива – 92800 (Ил-78).
Размах крыла – 50,50 м;
длина самолета – 46,54 м:
высота самолета – 14,76 м;
площадь крыла – 300,0 м2
Силовая установка. Четыре ТРДД Д-30КП-2 (4×12300 кгс).
ВСУ ТА-12А мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость – 830 км/ч;
крейсерская скорость 750 км/ч;
рабочая скорость при выполнении дозаправки – 430-590 км/ч:
практический потолок – 11230 м;
рабочая высота при выполнении дозаправки – 2000-9000 м:
перегоночная дальность – 9500-10000 км;
длина разбега с максимальной взлетной массой – 1700 м (Ил-78М – 2080 м).

ОБОРУДОВАНИЕ.

В фюзеляже самолета-заправщика Ил-78 установлено два съемных цилиндрических топливных бака, вмещающих по 14000 кг топлива каждый.
В крыле размещается 90000 кг. в фюзеляжных баках Ил-78 – 28000 кг, а Ил-78М – 36000 кг.

Источники: www.airwar.ru, www.nnre.ru и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК ИЛ-78М
ТЯЖЕЛЫЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-76МД-90А (ИЗД. 476)
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-76