ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-10
HEAVY TRANSPORT HELICOPTER MI-10

Ми-10 – специализированный военно-транспортный вертолет, известный также как «Летающий кран». Разработка этого летательного аппарата началась в 1958 году. Ми-10 создавался на основе тяжелого транспортного Ми-6 с максимальным использованием его частей и деталей для унификации. Машина имела системы управления и трансмиссии, а также силовую установку, как у вертолета Ми-6, но отличалась узким фюзеляжем, оригинальным высоким четырехопорным шасси, позволявшим «наруливать» на крупногабаритные грузы высотой до 3,5 метров или подвозить их на платформе под фюзеляж. После этого грузовую платформу закрепляли с помощью гидравлических захватов на опорах шасси. Вертолет Ми-10 имел пятилопастной несущий винт и четырехлопастной рулевой.
Проектирование вертолета на Московском вертолетном заводе имени М.Л. Миля (предприятие холдинга «Вертолеты России») закончилось в 1959 году, а в июне 1960-го вертолет-кран впервые поднялся в воздух.
Первый опытный вертолет, имевший обозначение В-10, совершил первый полет в июне 1960 года (летчик-испытатель Г.В. Алферов). В мае 1961 года второй опытный вертолет демонстрировался на авиационном празднике в Тушино, а 23 сентября 1961 года на вертолете Ми-10 был установлен международный рекорд подъема груза 15000кг на высоту 2326м. Вертолеты Ми-10 серийно производились на заводе в Ростове, где было построено несколько вертолетов.
Испытания вертолета были закончены к 1964 году, после чего началось серийное производство этой машины на ростовском заводе. Первый серийный Ми-10 поднялся в воздух в сентябре 1964 года.
В 1965 г. советское правительство решило впервые продемонстрировать свои вертолеты на XXVI авиакосмическом салоне в Ле Бурже. 1 июня Ми-6, -8 и -10 отправились из Подмосковья в перелет дальностью 7 тыс. км., маршрут которого пролегал через 6 европейских стран. Экипаж «десятки» возглавлял Земсков, а до границы СССР группу сопровождал еще один вертолет под управлением Алферова. Дозаправки осуществлялись в Смоленске, Витебске, Варшаве, Берлине, Копенгагене, Брюсселе.
В Ле Бурже в тот год собралось около 350 машин-экспонатов, из них 24 аппарата вертикального взлета. Ми-10 наряду с Ми-6 и тяжелым транспортным самолетом Ан-22 стал одной из самых ярких «звезд» салона. Во время полетов «десятка» демонстрировала транспортировку на грузовой платформе автобуса «ЛАЗ», в то время как S-64A так и не показал свои возможности к неудовольствию организаторов. Во время статического показа на платформе Ми-10 устанавливался кинопавильон, в котором демонстрировались документальные фильмы о советских вертолетах.
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и четырехопорным шасси. Конструкция вертолета имеет много общего с вертолетом Ми-6, отличаясь конструкцией фюзеляжа и шасси.
Фюзеляж полумонококовой конструкции, имеет спереди двухместную кабину экипажа с улучшенным обзором вниз и кабину размерами 14.64 х 2.5 х 1.66м и объемом 60м3 для 28 пассажиров или грузов, с грузовой дверью с правого борта и электрической лебедкой грузоподъемностью 200кг. В варианте Mi-10Kпод кабиной экипажа снизу под фюзеляжем подвешена гондола с кабиной летчика для управления грузовыми и монтажным работами.
Шасси четырехопорное, неубирающееся, с большой длиной стоек с масляно-воздушными амортизаторами и сдвоенными колесами, передние стойки имеют рычажную подвеску колес. Колея шасси 5м, база 8.74м. На хвостовой балке имеется форменная предохранительная опора. В варианте Mi-10Kчетырехопорное шасси имеет более простую форменную конструкцию опор меньшей высоты.

Несущий винт такой же, как на Ми-6, конструктивный угол наклона несущего винта вперед уменьшен до 0°45′. Рулевой винт такой же, как на Ми-6.
Силовая установка и система трансмиссии такие же, как на Ми-6, топливо содержится в двух топливных баках общей емкостью 9000л по бокам фюзеляжа перед главными опорами шасси. Возможна установка дополнительных топливных баков в кабине для перегоночных полетов.
Оборудование и системы такие же, как на Ми-6. Вертолет оснащен трехканальным автопилотом. Под фюзеляжем имеются гидравлические захваты, управляемые из кабины экипажа или с переносного пульта и предназначенные для жесткого крепления грузов вне грузовой кабины в подфюзеляжном пространстве; имеется телевизионная установка для контроля за грузом.
Летом 1965 г. на милевской фирме прошло совещание работников КБ и представителей ГК НИИ ВВС, на котором обсуждались итоги испытаний и пути совершенствования Ми-10. Выработанные мероприятия стали основой программы доводки вертолета, выполнение которой растянулось до 1967 г. За этот период многие проблемы были решены. В частности, отказались от одновременной установки лебедки и гидроподъемников одинаковой грузоподъемности, что позволило повысить весовую отдачу Ми-10. Однако полностью одолеть главный недостаток вертолета – высокую вибрацию – не удалось, и она оставалась характерной особенностью «десятки» на протяжении всей истории машины.
Впоследствии было создано несколько модификаций этого вертолета: Ми-10ГР для радиоразведки, Ми-10УПЛ для транспортировки универсальной полевой лаборатории, а также Ми-10П для обеспечения боевых действий фронтовой авиации путем создания помех наземным РЛС дальнего обнаружения, а также для наведения авиации на цели. Первые два вертолета так и остались в опытных экземплярах. Третий оказался более востребованным: вертолеты Ми-10П служили в составе вертолетных и смешанных полков ВВС СССР.
Другая, «коротконогая», модификация Ми-10 получила обозначение Ми-10К. Первый полет вертолета Ми-10К состоялся в январе 1965 года. Серийное производство вертолетов Ми-10 осуществлялось на Ростовском вертолетном заводе, где было построено 55 вертолетов, из них несколько вертолетов были поставлены за рубеж. Серийное производство этого вертолета на заводе началось в марте 1974 года. Вертолет предназначался специально для монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ. Он имел низкое четырехстоечное шасси и подвесную кабину летчика под носовой частью фюзеляжа с механическим управлением, а также новое радиооборудование.
В СССР «Летающие краны» использовались для транспортных перевозок, при монтаже буровых установок в газо- и нефтепромысловых районах Восточной Сибири и Крайнего Севера, для уникальных монтажных работ при строительстве и реконструкции промышленных предприятий. Эти машины позволяли значительно сократить время работ и их стоимость.
На вертолете Ми-10 и его модификациях установлено 10 мировых рекордов, в том числе сенсационный рекорд грузоподъемности: вертолет смог поднять груз массой 25 105 кг.
Всего на «Роствертоле» было выпущено 24 вертолета Ми-10 и 21 Ми-10К.

МОДИФИКАЦИИ:
• Ми-10 — базовый вариант с «длинными ногами».
• Ми-10К (кран) — вариант с «короткими ногами» и дополнительной кабиной пилота под фюзеляжем.
• Ми-10Р — «рекордный», отличавшийся облегчённой конструкцией и доработанным шасси, на нём было установлено 7 мировых рекордов
• Ми-10ГР («Гребешок») — пеленгатор (вертолет радиоразведки).
• Ми-10ПП — постановщик помех (одна станция РЭБ «Шаг» под фюзеляжем, 7 125 кг).
• Ми-10РВК с установленной на внешней подвеске пусковой установкой с ракетой С-5В
• Ми-10УПЛ — носитель универсальной полевой лаборатории.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Макс. взлетная масса, кг 43700
Норм. взлетная масса, кг 43550
Масса пустого, кг 27100
Размеры планера
Длина, м 32,86
Высота, м 9,8
Диаметр НВ, м 35
Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 x Д-25В
Взлетная мощность, л.с. 2х5500
Макс. скорость, км/ч 204
Крейсерская скорость, км/ч 180
Стат. потолок, м 2200
Практический потолок, м 3000
Дальность, км 430
Экипаж 3

ПОЛЕЗНАЯ НАГРУЗКА:

- нормальная в кабине – до 12000 кг груза ,
- максимальная в кабине – 15000 кг,
- на внешней подвеске – 8000 кг
Размеры кабины
Длина, м 15,95
Высота, м 2,75
Ширина, м 1,66

Источники: «Вертолеты России», ru.wikipedia.org, Е.И.Ружицкий «Вертолеты», 1997 (http://www.aviastar.org), www.vertolet-media.ru, www.airwar.ru и др.

МОСКОВСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД ИМ. М.Л. МИЛЯ
РОСТВЕРТОЛ