ГИПЕРЗВУКОВАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-90
HYPERSONIC CRUISE MISSILE KH-90

08.07.2019
ФОТОРЕПОРТАЖ: ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГЭЛА НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»

На Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2019» в Кубинке Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение представила гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). ГЭЛА разработан Гос МКБ «Радуга» А.Я.Березняка для получения научно-технического задела для изучения проблем создания гиперзвуковых высотных летательных аппаратов.
Ранее данный аппарат с тем же названием демонстрировался на МАКС-95 в Жуковском.
Однако известно, что представленный аппарат является вариантом создаваемой в МКБ «Радуга» в конце 1980-х – начале 1990-х годов гиперзвуковой крылатой ракеты Х-90, разработка которой была прекращена в 1992 году.
В свое время эта ракета была в какой то мере конкурентом авиационной крылатой ракете «Метеорит-А», а теперь, спустя много лет, они выставлены на форуме «Армия-2019» на одной площадке. И та, и другая разработка осталась только в опытных образцах, макетах и моделях.
Интересно то, что на МАКС-95 ГЭЛА демонстрировалась на технологической тележке, позднее появились ее фотографии на той же тележке но со сложенными крыльями. Сейчас, на АРМИЯ-2019 ГЭЛА был установлен на специальную подставку рамочной конструкции, как будто он в полете, только заднее оперение осталось не раскрытым.
Очень интересный и загадочный объект, он так же является напоминанием современному поколению о том, что гиперзвук советские ученые и конструкторы начали покорять задолго до того как об этом заявил президент РФ В.В.Путин и эта тема стала популярной в СМИ.
ВТС «БАСТИОН», 08.07.2019

ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГЭЛА НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019». ЧАСТЬ 1
ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГЭЛА НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019». ЧАСТЬ 2
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2019


ГИПЕРЗВУКОВАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-90

В МКБ «Радуга» были разработаны несколько опытных образцов и проектов гиперзвуковых моделей для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей, две из которых были испытаны в полетах соответственно в 1973-78 и в 1980-1985 гг. Эти работы послужили заделом для начала работ по гиперзвуковым боевым ракетам, в том числе и для ударной авиации.
Одной из таких работ стала гиперзвуковая крылатая ракета Х-90, которая была создана МКБ «Радуга» (Генеральный конструктор И.С.Селезнев) в конце 1980-х – начале 1990-х годов.
Крылатая ракета Х-90 большой дальности и скорости полета создавалась для повышения боевой эффективности и расширения возможностей дальней авиации при решении стратегических задач. Такие ракеты вместе с уже принятыми дозвуковыми крылатыми ракетами типа Х-55 могли более эффективно преодолевать противовоздушную оборону потенциального противника.
Как отмечают многие источники, ракета Х-90 могла нести две боеголовки с индивидуальным наведением, которые применялись на конечном участке полета и были способны поражать цели на удалении до 100 км.

Ракета представляла собой крылатую ракету с раскладным треугольным крылом и оперением, ее фюзеляж почти полностью был отдан под прямоточный двигатель.

Сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель для гиперзвуковой ракеты создан Тураевским машиностроительным конструкторским бюро «Союз». В процессе разработки ПВРД в ТМКБ «Союз» впервые была реализована концепция расположения твердотопливного ускорителя внутри камеры сгорания ПВРД. После окончания работы ускорителя его корпус выбрасывается из камеры сгорания ПВРД скоростным напором. Благодаря высоким энергетическим характеристикам и широкому диапазону работы двигателя ракеты с ПВРД разработки ТМКБ «Союз» не имеют аналогов в мире.
ПВРД для гиперзвуковой ракеты обеспечивал скорость полета в Маха 4,5.

Носителем ракеты Х-90 должен был стать специальный доработанный вариант тяжелого бомбардировщика Ту-160М. Предположительно ракета имела складное крыло и оперение для размещение в специальном бомбоотсеке самолета – носителя.
По заявлениям специалистов, ракета Х-90 была в состоянии преодолевать все имеющиеся, а также перспективные системы ПРО и с большой точностью уничтожать цели, в том числе и на других континентах.

Подготовка производства и производство ракет по теме Б-239 МКБ «Радуга» начаты в 1986 г. на Тушинском машиностроительном заводе. Кроме нескольких технологических и конструкторских экземпляров по теме Б-239 было построено и три летных экземпляра ракет.
Работы по проекту боевой гиперзвуковой крылатой ракеты Х-90 были прекращены в 1992 г., вероятно из-за отсутствия необходимого финансирования.
В начале 1990-х годов в МКБ «Радуга» на базе проекта ракеты Х-90 была разработана система нового класса – гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА).

Впервые информация и натурный образец экспериментального беспилотного летательного аппарата представлены на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-95 в Жуковском в августе 1995 года. На МАКС-95 ГЭЛА демонстрировалась на технологической тележке, позднее появились ее фотографии на той же тележке но со сложенными крыльями.
Аппарат длиной около 12 м оснащен гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим углеводородное топливо. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания ГПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М 4 – 5.

После сброса с самолета у ГЭЛА раскрываются треугольное складное крыло и вертикальное оперение, после чего запускается твердотопливный двигатель, который размещен в камере сгорания маршевого ПВРД.
В странах НАТО и США крылатой ракете Х90 – ГЭЛА присвоили индекс AS-X-21. В зарубежных изданиях ГЭЛА именуют так же как Kh-90 GELA. В ряде русскоязычных источников считается, что к ней перешло кодовое обозначение НАТО «Koala» от авиационного варианта ракеты «Метеорит».

На Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2019» в Кубинке Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение представила гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). ГЭЛА разработан Гос МКБ «Радуга» А.Я.Березняка для получения научно-технического задела для изучения проблем создания гиперзвуковых высотных летательных аппаратов.
В свое время эта ракета была в какой то мере конкурентом авиационной крылатой ракете «Метеорит-А», а теперь, спустя много лет, они выставлены на форуме «Армия-2019» на одной площадке. И та, и другая разработка осталась только в опытных образцах, макетах и моделях.
Интересно то, что на МАКС-95 ГЭЛА демонстрировалась на технологической тележке, позднее появились ее фотографии на той же тележке но со сложенными крыльями. Сейчас, на АРМИЯ-2019 ГЭЛА был установлен на специальную подставку рамочной конструкции, как будто он в полете, только заднее оперение осталось не раскрытым.
Появление летательных аппаратов с М 5 имеет первостепенное значение, как для укрепления обороноспособности страны, так и для создания принципиально новых транспортных средств ХХI века.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МКБ «Радуга»
Назначение эксперимент. аппарат
Состояние проходит испытания
Код НАТО AS-X-21 Koala
Самолет-носитель Ту-160М
Система управления инерциальная и радиокомандная
- разработчик МОКБ «Марс»
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта воздушный, сброс с самолета-носителя
Скорость полета, М гиперзвуковая 4-5
Высота полета, км 7-20
Число ступеней 1
Длина ракеты, м ок.12
Макс. диаметр корпуса, м 1,8
Размах крыла, м 6,8-7
Маршевый двигатель:
- тип ПВРД
- разработчик тураевское МКБ «Союз»
- диапазон высот применения, км 8-27
- температура воздуха на входе в двигатель, град. К 500-1000
- температура топлива на входе в двигатель, град. С 150
- диапазон скоростей, М 2,3-4,5
- тип топлива углеводородное
- расход топлива, кг/с 0,4-10
- расход топлива, кг/с 25-208
- время работы, с 3400
Стартовый двигатель:
- тип РДТТ
- тип топлива твердое
Пусковая установка:
- тип балочная
- число ракет 1

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 08.07.2019

Источники:
1. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
2. Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., «Отечественные бомбардировщики». Часть 1. Тяжелые бомбардировщики. М-СПб: «Бастион», «Техника молодежи» 2001 г., 270 с.
3. Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В.В., Петров Г.Ф., «Беспилотные летательные аппараты». СПб: «Невский Бастион», 1999 г., 160 с.
4. экспозиция ТМКБ «Союз», МАКС-99
5. http://testpilot.ru/russia/raduga/gela/
6. https://ru.wikipedia.org/
7. http://tmkb-soyuz.ru
8. http://militaryrussia.ru
9. army-news.ru

ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГЭЛА НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019». ЧАСТЬ 1
ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГЭЛА НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019». ЧАСТЬ 2
РАДУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО