АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-65С

AVIATION ANTI-SHIP CRUISE MISSILE KH-65S

На базе стратегической ракетs Х-55 в МКБ «Радуга» создавался вариант крылатой ракеты большой дальности Х-65С для поражения надводных кораблей. В ходе проектирования изменена носовая часть корпуса ракеты, сечение которой стало напоминать треугольник с кругленными вершинами. Это произошло из-за того, что в носовой части была размещена активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН). При этом планер, основные узлы и агрегаты стратегической крылатой ракеты Х-55 практические остались без изменения.
Противокорабельная ракета Х-65С предназначена для поражения надводных кораблей с ЭПР более 300 кв. метров
Крылатая ракета Х-65С состоит из: планера; рулевого привода; инерциальной навигационной системы; АРГСН; турбореактивного двухконтурного двигателя тягой 500 кгс; топливного бака; боевой части с ВВ; взрывателя; электрооборудования.

Планер – цельнометаллический, сварной конструкции моноплан с убирающимся внутрь фюзеляжа (в баковый отсек) крылом, складывающимся (киль – один раз, стабилизатор – дважды) рулевым оперением, выдвижным хвостовым коком. Баковый отсек в средней части имеет проем под крыло. Внутри бакового отсека расположен отсек под специальный груз и проем под двигатель. В носовой части планера размещен радиопрозрачный обтекатель.
На ракете установлен двухконтурный одновальный двигатель Р-95-300 с максимальной тягой 300-350 кг.

Экспортный вариант ракеты Х-65СЭ впервые был публично продемонстрирован на 1-ом Международном авиационном космическом салоне МАКС в Москве в 1993 году.
В качестве носителя ракеты Х-65С рассматривался самолет-ракетоносец типа Ту-22М3.
О дальнейшей судьбе ракеты мало известно. Ясно только то, что она так и не была принята на вооружение и в серийном производстве не развертывалась.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МКБ «Радуга»
Назначение противокорабельная
Состояние создана в 1992 году, на вооружение не принималась
Тип боевой части проникающая
Вес боевой части, кг 410
Самолет-носитель Ту-22М3 и др.
Система управления ИНС с АРЛГСН
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км 250-280
Скорость полета, М 0,48-0,77
Высота полета, м 40-110
Высота применения, км до 12
Скорость носителя, км/ч 540-1050
Длина ракеты, м 6,04
Макс. диаметр корпуса, м 0,514 – без носовой части (0,70 – носовой части)
Размах крыла, м 3,1
Стартовый вес, т 1,25 (1,5)
Тип двигателя ТРД
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА
Вариант 1:
- тип барабанная
- число ракет 6
Вариант 2:
- тип балочная
- число ракет на ПУ 1

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 02.05.2016

Источники:
Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
Piotr Butowski. Lotnictwo Wojskowe Rosji. Lampart. Tom I, II
Lotnictwo Wojskowe Rosji, Tom III, P.Butowski – Warszawa: Lampart, 1997
Przeglad Konstrukcji Lotniczych №3-1993, Altair Ltd
Jane’s All The World’s Aircraf 1995
«Милитари Текнолоджи» №5-1995
AIR International – June 1996
«Гроза авианосцев» А.Широкорад – «Техника и оружие», №1 – 1996
«Авиационная противокорабельная ракета Х-65СЭ» рекламный проспект – МКБ «Радуга»
Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999

АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55СМ
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Х-555
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ (ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК) ТУ-95МС
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»