АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55СМ

STRATEGIC AVIATION CRUISE MISSILE H-55SM

15.11.2020

Минобороны России опубликовало любопытную фотографию с подписью ««Белый лебедь» Ту-160 и его «выводок» на аэродроме энгельсского соединения дальней авиации ВКС России». На ней показан стратегический самолет – ракетоносец Ту-160, который вместе с Ту-95МС является основой отечественных авиационных стратегических ядерного сил (АСЯС), с выкладкой основного вооружения бомбардировщика. Причем, показано сразу два варианта боевого оснащения: первый – 12 крылатых ракет большой дальности типа Х-101, второй – 12 крылатых ракет большой дальности типа Х-55СМ, сообщает ВТС Бастион».
Как известно, в двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещаться различная целевая нагрузка общей массой стандартно – 22,5 тонн. При этом с учетом внешней подвески максимально Ту-160 может нести бомбовую нагрузку до 40 т.
Для размещения крылатых ракет самолет оснащен двумя барабанными авиационными пусковыми установками на шесть ракет каждая.
Внутрифюзеляжное размещение авиационных средств поражения (АСП) на самолете снижает аэродинамическое сопротивление самолета, защищает боезапас от воздействия внешней среды, уменьшает эффективную отражающую поверхность самолета. В таких самолетах применяются многопозиционные поворотные катапультные устройства (МКУ). Разработка МКУ для отечественной дальней авиации научно- производственным предприятием «Старт» выполняется с 1975 года. Специфические особенности размещения боезапаса в отсеках самолета предопределили одинаковый принципиальный облик отечественных и зарубежных МКУ – как устройства барабанного типа. Такие устройства созданы и ими оснащены самолеты ТУ-22М3 (МКУ-6-1), ТУ-95МС (МКУ-6- 5; МКУ-6-5У) и ТУ-160 (МКУ-6-5У, МПУ 9А-829К3). МПУ 9А-829К3 создано для размещения АСП последнего поколения.
В 2015 году специалисты холдинга «Технодинамика» провели работы по изменению конструкции механизма поворота МПУ, в результате чего была повышена ее надежность за счет увеличения жесткости силовых деталей механизма поворота. При этом тактико-технические характеристики 9А-829К3 не изменились.
Работу многопозиционных поворотных катапультных устройств (МКУ) можно было наблюдать во время боевого применения крылатых ракет типа Х-101 во время военной операции ВКС России в Сирии при ликвидации ИГИЛ. Тогда западные СМИ высоко оценили достижения России в разработке высокоточного оружия. В качестве примера новых возможностей российский армии приводится использование крылатой «стелс»-ракеты класса «воздух-поверхность» Х-101, которую запускают стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. Как показал опыт использования Х-101 в Сирии, ракета является надежным оружием, способным вызвать у противника состояние «шока и трепета».
Стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС оснащаются новыми ракетами Х-101 в соответствии с графиком, сообщил в апреле 2018 года министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на селекторном совещании. Он отметил, что для повышения эффективности применения и продления сроков эксплуатации стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС на заводах выполняются их ремонт и модернизация, самолёты оснащаются новыми ракетами Х-101. Данное изделие азработона МКБ «Радуга» с 1995 года по 2013 год.
При этом совершенствуются и сами АСП. В ноябре 2018 года стало известно, что в России началось серийное производство комплексов радиоэлектронной борьбы для крылатых ракет. Об этот РИА Новости рассказал советник первого заместителя гендиректора разработчика данных комплексов — концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев. «Сегодня наши крылатые ракеты имеют полноценный бортовой комплекс обороны, потому что такое стратегическое оружие нужно очень хорошо защитить», — сказал он на авиасалоне Airshow China 2018. По его словам, сегодня системами РЭБ оснащаются новейшие ракеты Х-101 и Х-102.
Дальность действий российских ракет Х-101 пока недостижима ни для одного из конкурентов, заявил гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов в интервью «Военно-промышленному курьеру». СМИ отмечают, что диапазон применения ракеты составляет 5000 километров.
В тоже время, ракета Х-55СМ («изделие 125», по СНВ: РКВ-500Б) относится к предыдущему поколению АСП и не является новым вооружением, но при этом доказала свою эффективность боевого применения и надежность в эксплуатации. Она создана в МКБ «Радуга» на базе стратегической крылатой ракеты Х-55 и имеет увеличенную дальность стрельбы. С 1987 года тяжелые бомбардировщики Ту-160 с ракетами Х-55СМ находятся в эксплуатации. На каждом самолете-носителе размещается по две пусковые установки МКУ-6-5У с общим боезапасом 12 ракет Х-55СМ.
ВТС «Бастион»

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55СМ
МНОГОПОЗИЦИОННОЕ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО 9А-829К


АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55СМ

Ракета Х-55СМ («изделие 125», по СНВ: РКВ-500Б) создана в МКБ «Радуга» на базе стратегической крылатой ракеты Х-55, которой оснащаются тяжелые бомбардировщики типа Ту-160 и Ту-95МС, имеет увеличенную дальность стрельбы.
Ракета предназначена для поражения ядерным зарядом важных объектов противника в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Ракета Х-55СМ отличается от базовой модели Х-55 дополнительными топливными баками, размещенными симметрично по обе стороны фюзеляжа под крылом. При этом масса ракеты возросла с 1200 до 1700 кг. За счет дополнительного топлива дальность ракеты Х-55СМ стала больше американского аналога – авиационной крылатой ракеты AGM-86B.
Крылатая ракета Х-55 состоит из: планера; рулевого привода; инерциальной навигационной системы; бортовой ЭВМ; турбореактивного двухконтурного двигателя тягой 500 кгс; основного топливного бака и двух дополнительных топливных баков; термоядерной боевой части; взрывателя; электрооборудования.

Планер – цельнометаллический, сварной конструкции моноплан с убирающимся внутрь фюзеляжа (в баковый отсек) крылом, складывающимся (киль – один раз, стабилизатор – дважды) рулевым оперением, выдвижным хвостовым коком. Баковый отсек в средней части имеет проем под крыло. Внутри бакового отсека расположен отсек под специальный груз и проем под двигатель. Обтекатель ракеты был монолитный и изготавливался из полой кремнийорганической ткани на связующем К-9-70.
После выработки топлива, два подвесные дополнительные топливные баки отделяются от ракеты и ракета в полете становится похожа на свою прородительницу КР Х-55.
Двухконтурный одновальный двигатель Р-95-300 ракеты имеет максимальную тяну 300-350 кг. Удельный расход топлива менее 0,80 кг/кг тяги. Масса – 90-105 кг. Высота применения – до 6 км. Скорость – до М=0,9.

С 1987 года тяжелые бомбардировщики Ту-160 с ракетами Х-55СМ находятся в эксплуатации. На каждом самолете-носителе размещается по две пусковые установки МКУ-6-5У с общим боезапасом 12 ракет Х-55СМ. Носителями ракет Х-55МС могут быть так же тяжелые бомбардировщики Ту-95МС-16.
Для поддержания боевой готовности стратегическая авиация периодически проводит учебно-боевые пуски ракет Х-55СМ. Так в августе 1998 года в рамках плановых учений соединений 37-й воздушной армии (куда входит вся дальняя авиация ВВС) с аэродрома в Энгельске (Саратовская обл.) было поднято в воздух два тяжелых бомбардировщика Ту-95МС, на рубеже 2500 км с одного из самолнтов была запущена ракета Х-55СМ по цели полигона ВМФ в районе Каниа Носа.

В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.
В 1999 году было принято решение о развертывании производства ракет Х-555, создаваемой на базе ракеты Х-55СМ. При полном сохранении механических, электрических, информационных связей стратегических крылатых ракет Х-55СМ путем замены боевой части и доработки аппаратного отсека для установки высокоточной оптической системы коррекции и наведения создается новый класс высокоточного оружия. Ракета Х-555 оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной) , массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты, с конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.
ОАО «Мотор Сич» (Украина) готовил производственную площадку в России для ремонта двигателей Р95-300, сообщил председатель совета директоров компании Вячеслав Богуслаев. По его данным, в 2011 г. новая производственная площадка в России приступит к проведению ремонта двигателей, применяемых в составе силовой установки крылатых ракет. «В 2011 г. до мая месяца мы установим технологическое оборудование, строительство мы уже закончили», – сообщил В.Богуслаев. Отвечая на вопрос об отношении российского Минобороны России к участию ОАО «Мотор Сич» в ремонте Р95-300, он подчеркнул, что «ведомство поставило перед нами задачу организации ремонта Р95-300 в России, и мы выполним эту задачу». ОАО «Мотор Сич» намерено было в 1 квартале 2011 г. запустить предприятие в Дубне по обслуживанию ракетных двигателей в интересах Минобороны России. Инвестиции в проект составили $5 млн.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МКБ «Радуга»
Назначение стратегическая для поражения наземных целей
Состояние на вооружении с 1987 года
Код НАТО AS-15B Kent
Наименование по СНВ-1 РКВ-500Б
Боевая часть:
- тип термоядерная
- разработчик боеприпаса ВНИИА
- гл. конструктор А.А.Бриш
- мощность заряда, Кт 200
- вес, кг 410
Самолет-носитель Ту-160, Ту-95МС
Система управления инерциальная и коррекция по рельефу местности
- разработчик МОКБ «Марс»
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км 3000 (3500)
Скорость полета, М 0,5-0,8
Высота полета, м 40-110
Длина ракеты, м 6,04 (6,0)
Макс. диаметр корпуса, м 0,77
Размах крыла, м 3,1
Стартовый вес, т 1,5-1,7
Автономный рулевой привод:
- производитель ПМЗ «Восход», ОАО «Гидроагрегат»
Тип двигателя ТРД ТРДД-50
- тяга, кг 500
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип роторная МКУ-6-5У
Число ракет на ПУ 6
Вес пустой ПУ, кг 1550
Число узлов крепления ракеты 2
Расстояние между узлами крепление, м 2,3

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 02.05.2016

Источники:
Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
Y.Gordon & V.Rigmant «Tupolev Tu-95/-142 Bear»
Piotr Butowski. Lotnictwo Wojskowe Rosji. Lampart. Tom I, II
Missile Forecast – Forecast International/ DMS, 1996
Przeglad Konstrukcji Lotniczych №3-1993, Altair Ltd
Jane’s Strategic Weapon systems, 1992
Jane’s All The World’s Aircraf 1995
«Фактор сдерживания…» Н.Алтайский – «Военный парад»
«Милитари Текнолоджи», №5-1995
«Ядерное оружие СССР», перевод на русский язык
«Все цвета “Радуги» – «Вестник Воздушного Флота»
«Крылатая ракета Х-55″ – «Вестник Воздушного Флота»
«Не имеющий аналогов» Н.Кирсанов, В.Ригмант – «Авиация и космонавтика»
P.Butowski. Bombowiec Strategiczny Tu-160 – nTW №4-1994
П.Бутовский, В.Марковский «Сложная судьба Ту-160″ – «Авиация и время» 1995
А.Шабуркин – «Независимая газета» от 10 сентября 1998 года
Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
«Полет «медведей» к Аляске» – «Российская газета» от 24 сентября 1999 года
http://bastion-opk.ru/missiles-kh-555/
АвиаПорт

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ (ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК) ТУ-95МС
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Х-555
АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-65С
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
МНОГОПОЗИЦИОННОЕ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО 9А-829К
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»
ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ
АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА «ВОЗДУХ – ПОВЕРХНОСТЬ» БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ