АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55СМ

STRATEGIC AVIATION CRUISE MISSILE H-55SM

Ракета Х-55СМ («изделие 125», по СНВ: РКВ-500Б) создана в МКБ «Радуга» на базе стратегической крылатой ракеты Х-55, которой оснащаются тяжелые бомбардировщики типа Ту-160 и Ту-95МС, имеет увеличенную дальность стрельбы.
Ракета предназначена для поражения ядерным зарядом важных объектов противника в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Ракета Х-55СМ отличается от базовой модели Х-55 дополнительными топливными баками, размещенными симметрично по обе стороны фюзеляжа под крылом. При этом масса ракеты возросла с 1200 до 1700 кг. За счет дополнительного топлива дальность ракеты Х-55СМ стала больше американского аналога – авиационной крылатой ракеты AGM-86B.
Крылатая ракета Х-55 состоит из: планера; рулевого привода; инерциальной навигационной системы; бортовой ЭВМ; турбореактивного двухконтурного двигателя тягой 500 кгс; основного топливного бака и двух дополнительных топливных баков; термоядерной боевой части; взрывателя; электрооборудования.

Планер – цельнометаллический, сварной конструкции моноплан с убирающимся внутрь фюзеляжа (в баковый отсек) крылом, складывающимся (киль – один раз, стабилизатор – дважды) рулевым оперением, выдвижным хвостовым коком. Баковый отсек в средней части имеет проем под крыло. Внутри бакового отсека расположен отсек под специальный груз и проем под двигатель. Обтекатель ракеты был монолитный и изготавливался из полой кремнийорганической ткани на связующем К-9-70.
После выработки топлива, два подвесные дополнительные топливные баки отделяются от ракеты и ракета в полете становится похожа на свою прородительницу КР Х-55.
Двухконтурный одновальный двигатель Р-95-300 ракеты имеет максимальную тяну 300-350 кг. Удельный расход топлива менее 0,80 кг/кг тяги. Масса – 90-105 кг. Высота применения – до 6 км. Скорость – до М=0,9.

С 1987 года тяжелые бомбардировщики Ту-160 с ракетами Х-55СМ находятся в эксплуатации. На каждом самолете-носителе размещается по две пусковые установки МКУ-6-5У с общим боезапасом 12 ракет Х-55СМ. Носителями ракет Х-55МС могут быть так же тяжелые бомбардировщики Ту-95МС-16.
Для поддержания боевой готовности стратегическая авиация периодически проводит учебно-боевые пуски ракет Х-55СМ. Так в августе 1998 года в рамках плановых учений соединений 37-й воздушной армии (куда входит вся дальняя авиация ВВС) с аэродрома в Энгельске (Саратовская обл.) было поднято в воздух два тяжелых бомбардировщика Ту-95МС, на рубеже 2500 км с одного из самолнтов была запущена ракета Х-55СМ по цели полигона ВМФ в районе Каниа Носа.

В конце 1999 г. 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55 и Х-55СМ было доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в счет погашения долга за поставки газа.
В 1999 году было принято решение о развертывании производства ракет Х-555, создаваемой на базе ракеты Х-55СМ. При полном сохранении механических, электрических, информационных связей стратегических крылатых ракет Х-55СМ путем замены боевой части и доработки аппаратного отсека для установки высокоточной оптической системы коррекции и наведения создается новый класс высокоточного оружия. Ракета Х-555 оснащается боевой частью кассетной либо многофакторной (осколочно-фугасно-зажигательной) , массой 410 кг. Увеличение массы БЧ привело к снижению запасов топлива и уменьшению до 2000 км дальности полёта ракеты, с конформными топливными баками дальность пуска увеличена до 2500 км.
ОАО «Мотор Сич» (Украина) готовил производственную площадку в России для ремонта двигателей Р95-300, сообщил председатель совета директоров компании Вячеслав Богуслаев. По его данным, в 2011 г. новая производственная площадка в России приступит к проведению ремонта двигателей, применяемых в составе силовой установки крылатых ракет. «В 2011 г. до мая месяца мы установим технологическое оборудование, строительство мы уже закончили», – сообщил В.Богуслаев. Отвечая на вопрос об отношении российского Минобороны России к участию ОАО «Мотор Сич» в ремонте Р95-300, он подчеркнул, что «ведомство поставило перед нами задачу организации ремонта Р95-300 в России, и мы выполним эту задачу». ОАО «Мотор Сич» намерено было в 1 квартале 2011 г. запустить предприятие в Дубне по обслуживанию ракетных двигателей в интересах Минобороны России. Инвестиции в проект составили $5 млн.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МКБ «Радуга»
Назначение стратегическая для поражения наземных целей
Состояние на вооружении с 1987 года
Код НАТО AS-15B Kent
Наименование по СНВ-1 РКВ-500Б
Боевая часть:
- тип термоядерная
- разработчик боеприпаса ВНИИА
- гл. конструктор А.А.Бриш
- мощность заряда, Кт 200
- вес, кг 410
Самолет-носитель Ту-160, Ту-95МС
Система управления инерциальная и коррекция по рельефу местности
- разработчик МОКБ «Марс»
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км 3000 (3500)
Скорость полета, М 0,5-0,8
Высота полета, м 40-110
Длина ракеты, м 6,04 (6,0)
Макс. диаметр корпуса, м 0,77
Размах крыла, м 3,1
Стартовый вес, т 1,5-1,7
Автономный рулевой привод:
- производитель ПМЗ «Восход», ОАО «Гидроагрегат»
Тип двигателя ТРД ТРДД-50
- тяга, кг 500
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип роторная МКУ-6-5У
Число ракет на ПУ 6
Вес пустой ПУ, кг 1550
Число узлов крепления ракеты 2
Расстояние между узлами крепление, м 2,3

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 02.05.2016

Источники:
Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
Y.Gordon & V.Rigmant «Tupolev Tu-95/-142 Bear»
Piotr Butowski. Lotnictwo Wojskowe Rosji. Lampart. Tom I, II
Missile Forecast – Forecast International/ DMS, 1996
Przeglad Konstrukcji Lotniczych №3-1993, Altair Ltd
Jane’s Strategic Weapon systems, 1992
Jane’s All The World’s Aircraf 1995
«Фактор сдерживания…» Н.Алтайский – «Военный парад»
«Милитари Текнолоджи», №5-1995
«Ядерное оружие СССР», перевод на русский язык
«Все цвета “Радуги» – «Вестник Воздушного Флота»
«Крылатая ракета Х-55″ – «Вестник Воздушного Флота»
«Не имеющий аналогов» Н.Кирсанов, В.Ригмант – «Авиация и космонавтика»
P.Butowski. Bombowiec Strategiczny Tu-160 – nTW №4-1994
П.Бутовский, В.Марковский «Сложная судьба Ту-160″ – «Авиация и время» 1995
А.Шабуркин – «Независимая газета» от 10 сентября 1998 года
Aviation Week & Space Technology, 11 January 1999
«Полет «медведей» к Аляске» – «Российская газета» от 24 сентября 1999 года
http://bastion-opk.ru/missiles-kh-555/
АвиаПорт

АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Х-555
АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-65С
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ (ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК) ТУ-95МС
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»