АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55

STRATEGIC AVIATION CRUISE MISSILE H-55

Ракета Х-55 создана в МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора И.С.Селезнев. Ракета Х-55 предназначена для поражения ядерным зарядом важных объектов противника в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
С 1968 г. по 1970 г. ГосНИИАС проведена НИР «Эхо» в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности.
Первые предложения по малогабаритной крылатой ракете стратегического назначения были сформированы МКБ «Радуга» в 1971 году. Опираясь в т.ч. на результаты НИР «Эхо», МКБ «Радуга» вышло с инициативным предложением о создании такой ракеты, но указывая в основном на низкие ТТХ предлагаемой ракеты Министерство обороны СССР от создания подобной ракеты отказалось.
В начале 1970-х годов была высказана сама идея инерциальной навигации ракет с коррекцией полета по рельефу местности, но не была реализована из-за отсутствия достаточно мощных ЭВМ и цифровых карт местности. Создание цифровых карт местности для разных театров военных действий было организовано с помощью Комисси Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам и производилось Главным картографическим управлением МО под руководством Б.Е.Бызова с участием предприятий Миноборонпрома и Академии наук.
После активизации в 1975 г. работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР принято решение о создании подобного ракетного комплекса. Фактически работы по проектированию ракеты были начаты МКБ «Радуга» еще летом 1976 г. За создание новой системы вооружений отвечал генеральный конструктор МКБ «Радуга» И.С.Селезнев. От Минавиапрома СССР проект курировал заместитель министра И.С.Силаев. По линии ВПК при Совмине СССР контроль осуществлялся начальником оборонного отдела ЦК КПСС И.Д.Сербиным и секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам Л.П.Рябовым.
Разработка крылатой авиационной малогабаритной ракеты Х-55 официально была начата в МКБ «Радуга», главный конструктор – И.С.Селезнев по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 г.. Ракета по назначению аналогична американской крылатой ракете AGM-86B, но имеет оригинальную конструкцию. Был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз перед отцепкой ракеты от самолета.
Стратегическая крылатая ракета (КР) Х-55 (»изделие 120″) выполнена по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом небольшой стреловидности, однокилевым хвостовым оперением с цельноповоротными стабилизаторами. В нижней задней части планера подвешен выдвигаемый маршевый двигатель цилиндрической формы.

Крылатая ракета Х-55 состоит из: планера; рулевого привода; инерциальной навигационной системы; бортовой ЭВМ; турбореактивного двухконтурного двигателя тягой 500 кгс; топливного бака; термоядерной боевой части; взрывателя; электрооборудования.
Планер – цельнометаллический, сварной конструкции моноплан с убирающимся внутрь фюзеляжа (в баковый отсек) крылом, складывающимся (киль – один раз, стабилизатор – дважды) рулевым оперением, выдвижным хвостовым коком. Баковый отсек в средней части имеет проем под крыло. Внутри бакового отсека расположен отсек под специальный груз и проем под двигатель. Обтекатель ракеты был монолитный и изготавливался из полой кремнийорганической ткани на связующем К-9-70.
Разработанный под руководством главного конструктора О.Н. Фаворского в МНПО «Союз» малоразмерный двухконтурный одновальный турбореактивный двигатель (ДТРД) Р-95-300 с кольцевой камерой сгорания выглядел настоящей крохой рядом с другими двигателями фирмы, занимавшейся созданием силовых установок для боевых самолетов. Компрессор низкого давления — двухступенчатый вентилятор, компрессор высокого давления — семиступенчатый осевой компрессор. Маслосистема автономная. Р-95-300 развивал статическую взлетную тягу 300…350 кгс, обладая крайне небольшим поперечным размером в 315 мм при длине 850 мм.
Помимо обычных сортов топлива – авиационного керосина Т-1, ТС-1 и др., для Р95-300 было разработано специальное синтетическое боевое топливо Т-10 – децилин. Т-10 – высококалорийное и токсичное соединение, именно с этим топливом достигались максимальные характеристики ракеты. Особенностью Т-10 является его высокая текучесть, требующая особо тщательной герметизации и уплотнения всей топливной системы ракеты.
Двигатель долгое время являлся секретным. После рассекречивания конверсионный вариант, предлагавшийся для легкомоторной авиации, выставлялся под наименованием РДК-300 (реактивный, коммерческий).
В качестве системы управления ракеты Х-55 используется инерциальная система с коррекцией траектории по рельефу местности с использованием цифровых карт местности, которые заносились в память бортовой вычислительной машины. Ракета Х-55 управляется по программе, заложенной в память бортовой ЭВМ, контролируемой инерци¬альной системой наведе¬ния, корректируемой в за¬ранее выбранных зонах по рельефу местности. Система инерциальной навигации была разработана в Московском институте электромеханики и автоматики (МИЭА) под руководством С.П.Крюкова, а система коррекции – в Раменском приборном КБ под руководством В.С.Магнусова.
Для магистрально-модульной ЭВМ бортовой системы управления крылатой ракеты Х-55 в ЗАО «Научно-технический центр Элинс» созданы: модуль центрального процессора ЦП3081 на базе микропроцессора c системой команд R3000 для магистрально-модульных вычислительных систем на основе шины VME, в том числе для авиационных средств связи; модуль интерфейсный и модуль коррелятора.
Для стратегической ракеты Х-55 в ВНИИА был создан уникальный по своим характеристикам ядерный боеприпас, выдерживающий не только длительный полет под самолетом-носителем, но и многочасовой автономный полет ракеты. При его разработке были решены проблемы длительной работы системы автоматики, ее энергообеспечения и др.
Опытная партия ракет Х-55 была собрана на Дубненском машиностроительном заводе, в дальнейшем производство было передано на Смоленский и Харьковский авиазаводы (ХАПО).
Первую серийную крылатую ракету Х-55 – уже полностью изготовленную и оснащенную на ХАПО -передали заказчику 14декабря 1980 г. 8 течение 1981 г. Заказчику было передано 40 экземпляров изделия. Дальнейший выпуск шел по нарастающей. Чтобы обеспечить выполнение плана, расширить производство, пришлось пополнять состав цеха №85 десятками новых работников. Удержаться в уникальном коллективе удавалось не каждому. Высочайший профессионализм в сочетании с полной самоотдачей присущи, как известно, не всем. Зато, все те, кто находил себя в этой работе жили ощущением ее огромной важности, гордились ею. Большие дела видятся на расстоянии лучше, чем вблизи. Сегодня, объективно оценивая роль и значение «ракетного» периода необходимо признать – это был один из самых ярких моментов в общей биографии Харьковского авиационного завода.
В 1976 году тяжелый бомбардировщик Ту-95М-5 был переоборудован на Куйбышевском АЗ в опытный носитель ракет Х-55 и получил обозначение Ту-95М-55. В 1978 году Ту-95М-55 прошел заводские испытания и 31 июля 1978 года совершил первый полет.

В 1970-е годы на базе планера противолодочного самолета Ту-142М проектировался носитель Ту-142МС1 ракет Х-55 с двумя роторными пусковыми установками, на 6 ракет каждая. В дальнейшем на базе самолета ПЛО Ту-142МК на ММЗ «Опыт» был создан ракетоносец Ту-95МС – носитель ракет Х-55, первый полет на котором совершен в сентябре 1979 года.
Первый пуск серийной Х-55 был произведен 23 февраля 1981 года. 3 сентября 1981 года произвели зачетный пуск с первой серийной машины Ту-95МС №1. В марте следующего года к нему присоединился второй самолет, прибывший на базу НИИ ВВС в Ахтубинск для продолжения госиспытаний. Для испытаний ракет привлекались воздушные командно-измерительные пункты СКИП-Ил-76МД. Испытательные пуски проводились на Государственном летно-испытательном центре в Ахтубинске.
31 декабря 1983 года самолет Ту-95МС с ракетным комплексом Х-55 принят на вооружение (приказ МО №008 от 31 декабря 1983 года).
В 1983 году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ «Радуга» и Дубнинского машиностроительного заводе удостоена Ленинской и Государственной премий.
Применяется в системе вооружения стратегических сверхзвуковых ракетонос­цев Ту-160 (12 ракет на двух пусковых установках барабанного типа МКУ-6-5У) и стратегических ракетонос­цев Ту-95МС (шесть ракет на одной МКУ-6-5У).

В Дальней авиации на вооружении находились два варианта самолетов Ту-95МС: Ту-95МС-6 с 6 ракетами Х-55 на борту, все ракеты находятся на роторной пусковой установке и Ту-95МС-16 (16 КР Х-55 на борту, из них 6 ракет на роторной установке в бомбоотсеке и 10 ракет на внешней подвеске на четырех пилонах под крылом). На тяжелом сверхзвуковом бомбардировщике Ту-160 может размещаться в бомбоотсеке до 12 ракет Х-55.
Ремонт ракет Х-55 осуществлялся 711 авиаремонтным заводом МО РФ в г.Борисоглебске.
11 апреля 1992 г. Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали «Соглашение о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на базы РФ», в результате к 15 марта 1995 г. все ядерные боеголовки ТК-66 к крылатым ракетам Х-55, хранившимся на РТБ в Прилуках, Узине и др., в специальных железнодорожных вагонах были вывезены в Россию. К этому моменту гарантийный срок эксплуатации завершился у 60% этих изделий, общее количество которых оценивалось в 946 единиц.
В рамках программы коллективного снижения угрозы – Cooperative Threat Reduction, известной также как программа Нанна-Лугара, контракт № DSWA01-98-C-0117 от 12 июня 1998 г. «Ликвидация стратегических авиационных комплексов (САК) Ту-95МС, Ту-160 и крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) в Украине» с начальной суммой в 1,5 млн. долл. был подписан с американской компанией «Raytheon Technical Services Co.».
8 сентября 1999 г. в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет Х-55СМ и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму 285 млн. долл. Соответствующее Постановление в конце октября того же года подписал бывший в то время премьер-министром Российской Федерации Владимир Путин, и в том же месяце в Украине начала работу военно-техническая делегация ВВС РФ для подготовки авиационной техники к перелету в Россию. Любопытно, что выгодоприобретатель НАК «Нафтогаз Украина» согласился перечислить МОУ лишь 270 млн. долл. несколькими годами спустя после неоднокраиных обращений военного ведомства в суды.
В июле 2000 г. появилась информация о том, что стороны продолжили переговоры о передаче на аналогичных условиях, то есть обмен бомбардировщиков на долги за энергоносители, 3 Ту-160 и 7 Ту-95МС. Украина также предложила передать 4 уже разобранных Ту-95МС и 80 крылатых ракет. Вскоре переговоры прервались из-за вмешательства Вашингтона, а процесс утилизации был ускорен.
Вместе с самолетами Украина частично уничтожила, а частично передала крылатые ракеты Х-55 и Х-55СМ, которые были доставлены в Россию по железной дороге. Техническое состояние крылатых ракет воздушного базирования типа Х-55, которыми были вооружены Ту-95МС, сделало их к моменту передачи в Россию непривлекательными для покупателя, так как срок хранения и эксплуатации вышел еще в 1997 г. Исчерпание этого же показателя на 194 ракетах Х-55СМ для Ту-160 не помешало их доставке в Энгельс.

Сведения о состоянии 1-го и 2-го боекомплектов авиационных крылатых ракет в частях авиационной группировки дальней авиации Украины на 1 августа 1994 г.

Номер в/ч, аэродром Тип 1-ый боекомплект 2-ой боекомплект Количество транспортных тележек
06679, Узин Х-55 138 231 159
26385, Прилуки Х-55СМ 240 337 174

Суммарное количество боевых ракет Х-55 и Х-55СМ в арсеналах Украины составило 946. Из этого числа 575 ракет типа Х-55СМ согласно таможенным документам были переданы России, а 483 ракеты типа Х-55 (74 – в Прилуках, 409 – в Узине) по информации генерального подрядчика от США компании «Raytheon Technical Services Company» были уничтожены, что дало итоговую цифру в 1068 ракет, наиболее часто упоминаемую в связи с данным проектом. Разница в показателях объясняется, по-видимому, учетом уничтоженных учебных изделий с инертной боевой частью и макетов.
По информации генерального подрядчика от США компании «Raytheon Technical Services Company», выполнявшей работы по контракту DSWA01-98-C-0117: «Все бомбардировщики Ту-95 и Ту-160, а также КРВБ Х-55, предоставленные МОУ, были уничтожены к маю 2001 г.».
Известно, однако, что еще в ноябре 2005 г., по официальным данным министерства обороны Украины, на аэродроме Прилуки находилось 4 ракеты Х-55СМ 1987 года выпуска, которые, вероятно, были приведены в небоевое состояние и стали экспонатами музеев, при этом указанный тип этих ракет вызывает сомнения.
Согласно отчетам Украины в ООН в 2000 г. в Российскую Федерацию передана 581 Х-55СМ, а в 2001 г. – 6 таких ракет, что уже превышает официальное количество (577) ракет этого типа, остававшееся на территории Украины. В Российских отчетах за эти годы информация о подобном трансфере отсутствует. Украинской таможней зафиксировано прохождение 535 ракет в апреле и 40 в мае 2000 г., хотя ряд источников утверждает, что все 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55СМ были доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в конце 1999 г.
В связи с этим уже в 2001 г. разразился крупный международный скандал, связанный с обвинениями в контрабанде ракет Х-55 из Украины в Китай и Иран. По версии следствия, на основании поддельного сертификата конечного пользователя ГК «Росвооружение», дочерним предприятием «Укрспецэкспорта» внешнеторговой фирмой «Прогресс» был подписан контракт PR-28-1/KE-2000 на поставку 20 крылатых ракет воздушного базирования типа Х-55, Х-55СМ 1987 года выпуска. В рамках указанного контракта 6 ракет были отгружены в адрес заказчика с аэродрома Гостомель самолетом Ил-76ТД с казахстанской регистрацией, но в итоге оказались в Китае. Этим же бортом в начале 2000 г. согласно приложения к контракту в Иран были переправлены еще 6 таких ракет и комплекс наземного обслуживания для проверки Х-55 КНО-120. Исходя из имеющейся информации, можно сделать вывод, что в число контрабандных ракет могло войти не более двух Х-55СМ, остальные были либо Х-55, либо учебные изделия, на чем особенно настаивала защита единственного дожившего до суда обвиняемого по этому уголовному делу – директора украинской компании «Укравиазаказ» Владимира Евдокимова, обеспечившего выполнение финансовых операций и транспортировки по этому контракту.
11 мая 2005 года тема незаконной поставки ракет X-55 Ирану и Китаю являлась осознанной утечкой информации из службы безопасности Украины (СБУ), об этом заявил руководитель данной структуры А.Турчинов. По словам А. Турчинова, мотивация распространения такой информации не была связана с интересами государства. Она была необходима для устранения одних должностных лиц и продвижения других. Данная информация, отметил Турчинов, пошла не в том контексте, который бы объективно информировал общество. «В то же время вброс этой информации привел к тому, что Украину сделали едва ли не главным торговцем вооружениями в мире», – отметил Турчинов.
Как выяснили журналисты, ракеты, которые преступная группа в составе выходцев из России, Украины и Австралии нелегально переправляла в Иран и Китай, были «действующими». В общей сложности преступники изначально запланировали продать 12 ракет. Сначала шесть из них были отправлены по поддельным документам с Украины в Иран, остальные позже — в КНР. При этом, указывается в расследовании, Тегеран и Пекин не имели на тот момент ракетоносцев, обе страны интересовали исключительно технологии для их использования в собственном производстве.
После того как в западной прессе поднялся шум по этому поводу, на Украине спецслужбами было развернуто «образцово-показательное дело». Но на скамье подсудимых в итоге оказался только глава «УкрАвиаЗаказа» Владимир Евдокимов. Двое других фигурантов погибли: руководитель «Укрспецэкспорта» Валерий Малев разбился в ДТП, а гражданин Австралии Хайдер Сарфраз перевернулся на квадроцикле.
Главком ВВС Украины генерал Виктор Стрельников тогда утверждал, что ушедшие в Иран и Китай ракеты являлись учебными и непригодными к применению. Но выяснилось, что это не так. Ракеты Х-55 которые все-таки ушли за пределы Украины были действующие и при соответствующей подготовке вполне могли быть приведены в боеготовность и остальные».
Правительства Ирана и Китая единодушно отказались от обвинения в получении Х-55, хотя спустя несколько лет на вооружении обеих стран появились КРВБ собственного производства, сильно напоминающие контрабандные изделия. Первый испытательный пуск CJ-10, как стали называть аналог Х-55 в Китае, состоялся 10 августа 2004 г. Ракета применяется как в наземном варианте, так и с бомбардировщика H-6. Кроме того, начиная с 2006 г. на выставках выставлялись масштабные модели китайской противокорабельной ракеты YJ-62 (C-602) в конструктивных решения которых также угадывалась Х-55.
Из Ирана также еще весной 2001 г. поступило сообщение о том, что на одном из специализированных предприятий было отмечено появление «неизвестного корпуса, имевшего 5,5 м в длину и 0,7 м в ширину», а в августе 2005 г. представитель иранской оппозиционной группировки NCRI Алиреза Джафар-заде сообщил, что на иранских предприятиях освоены технологии производства Х-55.
На базе крылатой ракеты Х-55 создано несколько вариантов ракет различного назначения: Х-55ОК, Х-55М, Х-55СМ, Х-555, Х-57 и Х-65С (экспортный вариант Х-65СЭ).

МОДИФИКАЦИИ:
• Х-55ОК (»изделие 121″) – стратегическая крылатая ракета с системой оптической коррекции по изображению местности, 1987 г.
• Х-55М (»изделие 124″) – проект модернизации.
• Х-55СМ (»изделие 125″) – стратегическая крылатая ракета, 1987 г.
• Х-57 (Х-55М) – оперативно-тактическая ракета в обычном снаряжении.
• Х-65С – противокорабельная ракета, экспортный вариант Х-65СЭ.
• Х-555 – стратегическая крылатая ракета в обычном снаряжении, 2004 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МКБ «Радуга»
Изготовитель Смоленский АЗ, Харьковский АЗ (ХАПО), Дубнинский МЗ
Назначение стратегическая для поражения наземных целей
Состояние на вооружение принята приказом МО №008 от 31 декабря 1983 года
Код НАТО AS-15А Kent
Наименование по СНВ-1 РКВ-500А
Боевая часть:
- тип термоядерная
- разработчик боеприпаса ВНИИА
- гл. конструктор А.А.Бриш
- мощность заряда, Кт 200 (250)
- вес, кг 130-410
Самолеты-носители Ту-95М55, Ту-95МС6, Ту-95МС16, Ту-160
Система управления инерциальная с
коррекцией по рельефу местности с использованием цифровых карт местности
- разработчик МОКБ «Марс»
- разработчик ИНС МИЭА
- гл. конструктор С.П.Крюков
- разработчик системы
коррекции Раменское приборное КБ
- гл. конструктор В.С.Магнусов
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км 2500
Скорость полета, М 0,48-0,8
Высота полета, м 40-110
Длина ракеты, м 6,04 (6,0)
Макс. диам. корпуса, м 0,556 (0,514)
Размах крыла, м 3,1
Стартовый вес, т 1,21 (1,25-1,5)
Автономный рулевой привод:
- производитель ПМЗ «Восход», ОАО «Гидроагрегат»
Двигатель:
- тип ТРДД РДК-300
- разработчик ММЗ «Союз»
- тяга, кг 300-350 (500)
- удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс.ч 0,785
- расход воздуха, кг/с 7,5
- степень двухконтурности 1,0
- суммарная степень повышения давления 8,5
- диаметр, м 0,315
- длина, м 0,85
- масса, кг 95
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
- тип роторная МКУ-6-5У
- разработчик НПП «Старт»
- число ракет 6
- вес пустой ПУ, кг 1550
- число узлов крепления ракеты 2
- расстояние между узлами крепление, м 2,3

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 02.05.2016 + доп.

Источники:
Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
Y.Gordon & V.Rigmant «Tupolev Tu-95/-142 Bear»
Piotr Butowski. Lotnictwo Wojskowe Rosji. Lampart. Tom I, II
Missile Forecast – Forecast International/ DMS, 1996
Przeglad Konstrukcji Lotniczych №3-1993, Altair Ltd
Jane’s Strategic Weapon systems, 1992
Jane’s All The World’s Aircraf 1995-1996
«Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160″ – «Военный парад»
«Милитари Текнолоджи» №5-1995
«Все цвета “Радуги» – «Вестник Воздушного Флота»
«Не имеющий аналогов» Н.Кирсанов, В.Ригмант – «Авиация и космонавтика»
Бутовский П., Марковский В. «Сложная судьба Ту-160″ – «Авиация и время» 1995
Мороз С. «Туполев Ту-95″, Киев: «Архив-Пресс», 1999
Строев Н.С. «Военная авиация» – «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
Муратшин Г. «НПП «Старт»: на море и в воздухе» – «Военный парад», март-апрель 1999
приказ МО РФ №437 от 1994 года (наименование, внешний вид и габаритные размеры – несекретно)
Кедров И. «Оружие нации» вернулось на родину» – НВО №44, 1999
«Россия еще сыграет в «Блэк Джек» – «Известия» №234 от 14 декабря 1999 года
«Высокие технологии на рынке авиационных услуг» – «Вестник Воздушного Флота» №3 – 2001
http://rufor.org
http://rbase.new-factoria.ru
http://tvzvezda.ru
http://diana-mihailova.livejournal.com

УТИЛИЗАЦИЯ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ ВОЗДУШНОГО БАЗИРОВАНИЯ Х-55 (СМ) НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-55СМ
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ Х-555
АВИАЦИОННАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-65С
АВИАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА Х-101
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ ТУ-160
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ (ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК) ТУ-95МС
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»