ТАНКОВЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ГТД-1500
TANK GAS TURBINE ENGINE GTD-1500

На «Заводе имени В.Я.Климова» закончены работы по двигателю ГТД-1500 (с возможностью установки гидрообъемной передачи) мощностью 1500 л.с. ГТД-1500 создается с применением новейших материалов и технологий.
Двигатель ГТД-1500 (»Изделие 39″) представляет собой перспективную форсированную модификацию двигателя ГТД-1250 мощностью 1500 л.с. Двигатель создан с применением новейших материалов. По сравнению с ГТД-1250 у него увеличена степень сжатия в компрессоре на 5:6 %, а расход воздуха – на 6:8 %.
Существует модификация двигателя с гидрообъемной передачей – ГТД-1500Г (»Изделие 39Г»).
Один из создателей легендарного танка Т-80 Александр Сергеевич Ефремов рассказал корреспонденту «Вестника Мордовии», что в начале 1990-х конструкторы работали над газотурбинными двигателями, которые обеспечивали танкам рекордные скоростные и маневренные характеристики.
«Танк с ГТД-1500 мы испытывали за пределами города на Волхонском шоссе. Чтобы не было проблем с ГАИ, эти работы проводили очень рано утром. Так вот, танк развивал скорость уже до 95 км/ч. Машина была очень послушной и легкой в управлении», – рассказал Ефремов.
У данной машины был очень большой потенциал, но из-за кризиса 1500-сильный силовой агрегат не удалось внедрить в серийное производство. По словам Ефремова, этой мощной турбиной хотели оснастить и нижнетагильский танк Объект 187, который создавался в начале 90-х. Конструкторы даже установили ГТД-1500 на одной из опытных машин.
Одной из особенностей данного танка была информационно-управляющая система, контролирующая работу трансмиссии и двигателя. Однако и эта перспективная машина существовала только в виде опытного образца.
Кроме того, вариант с ГТД-1500 рассматривался и для танка Объект 195, также известного для Т-95, однако в результате было решено развивать дизельное направление.
В настоящее время испытывается отечественный транспортный ГТД мощностью 1103 кВт (1500 л.с.). ГУП «Завод имени В.Я. Климова» разработаны технические предложения по дальнейшему повышению мощности ГТД (в тех же габаритах) до уровня 1323 кВт (1800 л.с.), что необходимо для динамичного развития новых систем вооружения, защиты и подавления противотанковых средств, без которых перспективный танк просто не состоится. Повышение же мощности отечественных танковых дизелей приостановилось на уровне 735 кВт (1000 л.с.). И, вероятно, главная причина этих скромных успехов в том, что танковый дизель в существующем конструктивном исполнении исчерпал возможности существенного улучшения своих характеристик.
Танку Т-80У обладающему наивысшей удельной мощностью в 27,2 л.с./т в перспективе могут довести величину удельной мощности до 32,5 л.с./т, если перейти на созданный заводом им. Климова газотурбинный двигатель ГТД-1500.

МОДИФИКАЦИИ:
• «изделие 39″ – двигатель ГТД-1500 мощностью 1500 л.с., созданный с применением новейших материалов, степень сжатия увеличена на 5:6 %, а расход воздуха – на 6:8 % (по сравнению с ГТД-1250);
• «изделие 39Г» – ГТД-1500Г с гидрообъемной передачей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Мощность 1500 л.с.
Длина 1484 мм
Ширина 1391 мм
Высота 937 мм
Вес 1300 кг
Суд. = 0,215 кг/л.с.ч
Gм ≤ 0,2 л/ч
Gв = 5,5 кг/с
πк = 12
Тг макс. = 1340 К

Источники: Военное обозрение, www.propulsionplant.ru, Валерий Морозов , Данила Изотов «Двигатели для «летающих танков»» и др.

ОАО «КЛИМОВ»
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-80УМ-1 «БАРС» С КОМПЛЕКСОМ АКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ «АРЕНА»
ОСНОВНОЙ ТАНК Т-80У (ОБЪЕКТ 219АС)