РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «ГРОЗНЫЙ ПРОЕКТА 58

MISSILE CRUISER TYPE GROZNY PROJECT 58

Крейсера типа «Грозный» проекта 58 – первые ракетные крейсера советского флота (при закладке классифицировались как эсминцы, во время достройки перечислены в класскрейсеров). Отличались мощным вооружением при небольшом водоизмещении; впервые в мире получили ударный ракетный комплекс наряду с зенитными ракетами.
Разработка проекта эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием (так в то время назывались противокорабельные крылатые ракеты) нового поколения началась в 1956 году. 6 декабря того же года Главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков утвердил согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта нового эсминца, а несколько раньше – 16 и 24 октября того же года – заместитель Главкома ВМФ соответственно утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Миноборонпромом и Минобщемашем тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия (впоследствии М-1 «Волна») и ударного* реактивного оружия (впоследствии П-35).
Проектирование корабля было поручено ЦКБ-53, которое к тому времени окончательно специализировалось в качестве основного проектного бюро по крупным боевым надводным кораблям основных классов. Главным конструктором, после долгого перерыва, был вновь назначен В.А.Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П.М.Хохлов. Эскизный проект 58 был разработан в сентябре 1957 года. Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку технического проекта, завершенного уже в марте 1958 года.
Корпус крейсера выполнялся сварным из низколегированной стали марки СХЛ-4 с пределом текучести 40 кгс/мм2 и формировался из объёмных секций. Для компенсации изгибающих нагрузок при штормовых условиях предусматривалось верхний стрингерный угольник борта, средние пазы верхней палубы в районах вырезов, крепления скуловых килей и листов надстроек из АМГ сплавов в местах крепления к стальным конструкциям выполнять на заклёпках. Носовые обводы исполнялись с небольшим развалом шпангоутов. Корабль имел стремительный наклон форштевня, протяжённый полубак со значительной седловатостью в носовой части, верхнюю и нижнюю (жилую) палубы, платформу в носу, трюм и второе дно. Система набора – продольная с длинной шпации 500-мм. Двойное дно простиралось на протяжении всей длины корпуса корабля и переходило в двойной борт, а междудонное пространство использовалось для хранения топлива и воды. Верхняя палуба, непрерывная по всей длине, имела погибь в носовой части. Нижняя (жилая) палуба, располагалась в нос и корму от машинных и котельных отделений. На палубе полубака и верхней палубе смонтировали три надстройки и две пирамидальные башнеподобные мачты, кормовая и средняя с грот-мачтой надстройки одноярусные, а носовая с фок-мачтой трёх ярусная. Надстройки выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов марок АМГ-5В и АМГ-6Т и только передняя стенка носовой и задняя стенка кормовой надстроек, два яруса фок-мачты, башенная часть грот-мачты, а также подкрепления под антенные посты РЛС изготавливались стальными.

Главная энергетическая установка крейсера механическая двухвальная с двумя паровыми турбозубчатыми агрегатами ТВ-12 и 4 котлами КВН-95/64, расположенными в двух отсеках в средней части корпуса корабля. Она компоновалась в два автономных эшелона по следующей схеме: носовое машинно-котельное отделение, затем кормовое машинно-котельное отделение. Носовой ГТЗА работал на гребной вал правого борта, а кормовой – на вал левого борта. Агрегаты передавали вращение на два малошумных винта фиксированного шага.
Главный турбозубчатый агрегат (ГТЗА) ТВ-12 автономный, многоступенчатый, высокооборотный, активного типа с рабочим давлением пара в 64 кг/см2 и мощностью в 45 000 л.с.
Котёл КВН-95/64 высоконапорный, вертикальный, водотрубный, двух коллекторный, с естественной циркуляцией вырабатывал пар давлением в 64 кг/см2. Форсунки подавали в топку котла подогретый, тщательно профильтрованный и тонко распыленный мазут.
Основным оружием корабля являлся новый ракетный комплекс П-35. Комплекс П-35 отличался от предыдущего КСЩ значительно большей (не менее 250 км) дальностью стрельбы, более совершенной сверхзвуковой ракетой 4К-44, имевшей как обычное, так и ядерное снаряжение и применявшейся как по морским, так и по береговым целям, принципиально новой системой управления и значительно более совершенными и надежными эксплуатационными свойствами. В состав комплекса УРО корабляпроекта 58 входили: две пакетные счетверенные наводящиеся пусковые установки СМ-70, 16 крылатых ракет, система управления 4Р-44 («Бином») и другие обслуживающие устройства.
Зенитный ракетный комплекс «Волна» проходил всесторонние корабельные испытания на переоборудованном эсминце проекта 56К «Бравый». Поэтому в распоряжении конструкторов уже имелись некоторые практические результаты, относившиеся к «поведению» комплекса непосредственно на корабле. В состав ЗРК М-1 проекта 58 входили спаренная (двухбалочная) стабилизированная ПУ ЗИФ-101, система хранения и подачи ЗУР В-600 (4К-90), система управления с аппаратурой предстартовой подготовки и пуска ракет 4Р-90 – «Ятаган». В погребе в двух револьверных барабанах размещалось 16 ракет.
На проекте 58 были установлены две 76-мм двухорудийные автоматизированные артустановки АК-726 (ЗИФ-67) в кормовой части, однако общая система управления с единственной РЛС управления огнем «Турель» МР-105 превращала две двухорудийные башни как бы в одну четырехорудийную. В основном режиме башни управлялись дистанционно, тем не менее имелось резервное местное управление с помощью оптических прицелов («Призма»), установленных на самих орудиях.
Общий артиллерийский боезапас корабля составлял 2400 патронов и размещался в двух погребах в открытых сотовых стеллажах без обойм; последние хранились и снаряжались в помещениях перегрузки.
Торпедное вооружение устанавливалось такое же как на проекте 57бис: два трехтрубных торпедных аппарата ТТА-53-57-бис, которые размещались побортно на верхней палубе. Торпедные аппараты предназначались для стрельбы самонаводящимися противолодочными торпедами СЭТ-53 и дальноходными торпедами 53-57. Стрельба осуществлялась только порохом. Система управления стрельбой противолодочными торпедами «Зуммер» сопрягалась с системой управления оружием ПЛО «Буря». На корабле проекта 58 впервые (на серийных кораблях) устанавливалась реактивная бомбометная система РБУ-6000 (две двенадцатиствольные установки) с новыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60. Боезапас принимался из расчета четырех полных залпов, т.е. 96 РГБ. Управление стрельбой РБУ осуществлялось системой «Буря».
В техническом проекте пришлось удлинить кормовую оконечность с целью обеспечения возможности приема и взлета вертолета типа Ка-25.

Радиотехническое вооружение первоначально было представлено двумя двухкоординатными РЛС общего обнаружения МР-300 «Ангара», антенны которых размещались на топах фок и грот-мачты и были совмещены с антеннами запросных станций «Никель-КМ», которым соответствовали две ответные станции «Хром-КМ». Задачи обнаружения надводных целей и навигации первоначально решались одной РЛС «Дон». Для обнаружения подводных целей и выдачи целеуказания торпедному и реактивно-бомбометному оружию имелась ГАС кругового и шагового поиска ГС-572 («Геркулес-2М») с выдвижной подкильной антенной. Для обнаружения и грубого пеленгования РЛС противника устанавливался комплекс радиотехнической разведки (РТР) «Бизань-4Д», а для создания им активных помех – станции помех «Краб-11» и «Краб-12». Кроме этого предусматривались устройства выстреливаемых помех Ф-82-Т в составе двух пусковых установок с двумя направляющими каждая и с общим боекомплектом 792 снаряда.
Утверждённым штатом предусматривалось, что экипаж корабля будет насчитывать 27 офицеров, 29 мичманов и главстаршин и 283 матроса и старшины срочной службы. В первом ярусе носовой надстройки размещались коридор офицеров, салон и спальня командира корабля, апартаменты командира соединения или эскадры, каюты старших офицеров корабля (замполита, старпома, командира БЧ-5), строевая канцелярия. Жилые помещения команды (матросов и старшин) размещались на верхней и нижней палубах, где в кубриках находились стационарные койки, расположенные в несколько ярусов. Личные вещи и обмундирование команды хранились в ящиках — рундуках. Столовая команды была устроена на верхней палубе под полубаком в средней части корабля.
Головной эскадренный миноносец, получивший название «Грозный», был заложен на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А.Жданова 23 февраля 1960 года, спуск на воду состоялся 26 марта 1961 года, а в июне 1962 года корабль был предъявлен на государственные испытания комиссии под председательством вице-адмирала Н.И.Шибаева.

Назнчение корабля: уничтожение легких крейсеров, эскадренных миноносцев и крупных транспортов противника и ведение успешного боя с кораблями противника, вооруженными ракетным оружием ближнего действия.

Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1956 г.
Эскизный проект: 1957 г.
Технический проект: 1958 г.
Рабочий проект: 1959 г.
Сдача головного заказа: 1962 г.
Корабли построены на заводе им.А.А.Жданова ( ОАО «Северная верфь») в Ленинграде. Всего построено 4 единицы: «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко», «Варяг».
Все корабли этого типа были исключены из состава ВМФ в 1990—2002 годах.

СЕРИЯ:
• «Грозный» вступил в строй 30.12.1962 г. и вошел в состав СФ. 5.10.1966 г. перечислен в состав КЧФ, а 6.1.1984 г. – в состав ДКБФ. В период с 19.7.1976 г. по январь 1984 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт, 1.4.1989г. вновь поставлен в Лиепае на капитальный ремонт, но 24.6.1991 г. разоружён и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.1 2.1992 г. расформирован и в 1993 г. на базе «Главвторчермета» в Лиепае разделан на металл.
• «Адмирал Фокин» вступил встрой 28.1 2.1964 г. и летом 1965 г. после перехода по Севморпути из Североморска во Владивосток вошел в состав ТОФ. 30.6.1993 г. был разоружён, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31.12.1993 г. расформирован.
• «Адмирал Головко» вступил в строй 30.12.1964 г. и 22.1.1965 г. включен в состав СФ. 22.3.1968г. перечислен в состав КЧФ. В период с 4.6.1982 г. по 1.3.1989 г. прошел на «Севморзаводе» в Севастополе капитальный ремонт. Служил в составе Черноморского флота вплоть до 2002 года.
• «Варяг» вступил в строй 20.8.1965 г. и 23.9.1965г. был включен в состав КТОФ. 19.4.1990 г. разоружён, исключён из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 21.5.1991 г. расформирован.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
- Стандартное: 4 330 т
- Полное: 5 380 т
Размеры
• Длина наибольшая: 142,6 м
• Ширина наибольшая: 16,0 м
• Осадка при полном водоизмещении: 5,09 м
Силовые установки
Главная энергетическая установка: Паротурбинная суммарной мощностью 90 000 л.с.
ГТЗА ТВ-12-1 (2 х 45 000 л. с.),
4 главных котла КВН-95/64
Электроэнергетическая система: Суммарной мощностью 2 500 кВт.
- турбогенераторы ТД-750 (2 х 750 кВт.),
- дизельгенераторы ДГ-500/1В (2 х 500 кВт.)
Скорость полного хода: 34,7 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 18 уз
Дальность плавания: 3 500 миль
Автономность по запасам провизии: 10 суток
Комплектация: 339 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:
Ракетный комплекс П-35 в составе двух счетверенных пусковых установок СМ-70 (16 КР) с двумя системами управления 4Р-44.
Зенитное ракетное:
Зенитно-ракетный комплекс «Волна» в составе пусковой установки ЗИФ-101 (16 ЗУР) и системы управления 4Р-90 (»Ятаган»).
Артиллерийское:
Артиллерийский комплекс 76,2 мм калибра в составе двух спаренных АУ АК-726 (2400 снарядов) и системы управления МР-105.
Торпедное и противолодочное:
Два ТТА-53-57бис с системой управления «Зуммер» и два РБУ-6000 с системой управления «Буря».
Радиотехническое:
Две РЛС обнаружения воздушных и надводных целей МР-300;
Гидролокационная станция ГС-527;
Навигационная РЛС «Дон»;
Средства РЭП: МРП-11-16, «Бизань-4Д», «Краб -11″, «Краб -12″.
Авиционное: Вертолет Ка-25 без базирования.

Источники: spkb.air.spb.ru/ships/generation1/58/, Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995, otvaga2004.ru, and-kin2008.narod.ru, wiki.wargaming.net и др.

СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО