ГИПЕРЗВУКОВАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ГЛЛ-АП

HYPERSONIC FLYING LABORATORY GLL-AP

14.02.2016

ОАО «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» (Жуковский) обнародовало извещение и закупочную документацию относительно приятого решения от 9 февраля 2016 года об условиях закупки у ОАО «Ил» как у единственного поставщика выполнения работ по переоборудованию самолета Ил-76МД № 5209 в самолет-носитель гиперзвуковой летающей лаборатории в рамках ФЦП 1 по объекту «Модернизация самолетного командно-измерительного пункта ОАО «ЛИИ им. М.М Громова». Работы по переоборудованию должны производиться в Жуковском. Начальная (максимальная) цена договора – 198,05 млн рублей (с НДС).
http://bmpd.livejournal.com

ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ИЛ-76МД ЛЛ В САМОЛЕТ-НОСИТЕЛЬ ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЛЕТАЮЩЕЙ ЛАБОРАТОРИИ
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ ИЛ-76МД

03.05.2016

По официальной информации, в ЛИИ им. М.М.Громова на базе транспортного самолета Ил-76 создается летающая лаборатория для проведения экспериментов с отделяемым от самолета-носителя гиперзвуковым летательным аппаратом. По словам генерального директора ЛИИ Павла Власова, «гиперзвуковая летающая лаборатория ГЛЛ-АП разрабатывается с целью создания экспериментальной базы для проведения летных исследований демонстрационного высокоскоростного, прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с экспериментальным гиперзвуковым летательным аппаратом (ЭГЛА)». Демонстратор гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) создается специалистами Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова. По утверждению разработчиков, двигатель-демонстратор обеспечит крейсерский полет ЭГА в диапазоне скоростей от М=5 до М =7. Экспериментальный гиперзвуковой аппарат, на котором установят ГПВРД, создается специалистами ЛИИ и ЦАГИ.
В летающую лабораторию (ЛЛ) переоборудуют самолет Ил-76МД (бортовой № 76454), который прошел капитальный ремонт в 2015 г. на 123-м авиационном ремонтном заводе в городе Старая Русса (Новгородская область).
На самолете Ил-76МД ЛЛ намечено демонтировать один двигатель Д-30КП (внутренний на левой консоли крыла), а вместо двигателя на специальном пилоте будет подвешиваться экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат (ЭГЛА). Во время испытательного полета ЭГЛА отделиться от машины Ил-76ЛЛ и уйдет в самостоятельный полет.
http://zhukvesti.ru

ГИПЕРЗВУКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ


ГИПЕРЗВУКОВАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ГЛЛ-АП

ХХI век обязательно будет гиперзвуковым в авиационной отрасли. Летно-исследовательский институт совместно с ЦИАМ давно и успешно ведет работу и в этом важном научном направлении. В частности, создается гиперзвуковая летающая лаборатория ГЛЛ-АП с целью создания экспериментальной базы для проведения летных исследований характеристик демонстрационного высокоскоростного, прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с экспериментальным гиперзвуковым аппаратом.
Еще во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. прошлого века Советский Союз лидировал в создании гиперзвуковой техники и заметно обгонял Соединенные Штаты. В 1979 г. Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И. Баранова начал работу по гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод» на базе ЗУР 5В28 зенитной ракетной системы С-200В. В 1991 г. этот аппарат достиг скорости 5,6 М. Всего было выполнено 7 полетов. «Холод» разгонялся до максимальной скорости 6,5 М.
На нескольких международных аэрокосмических салонах МАКС Россия демонстрировала несколько интересных гиперзвуковых аппаратов — «летающих лабораторий»: «Игла», ГЛЛ-31, ГЛЛ-АП. Некоторые из них работают на керосине, что явно указывает на военное предназначение исследований.
В 1990-х годах ЦИАМ приступил к созданию исследовательского гиперзвукового летательного аппарата (ИГЛА). Он демонстрировался на выставке МАКС-2009. Наследником «Холода» стал «Холод-2″. «Игла» — небольшой гиперзвуковой аппарат, который должен был достигнуть скорости в 14М, разгоняясь с помощью водородного ГПРВД в течение 50 секунд. Другое направление работ связано с ГЛЛ-31 — менее быстрой (М=8,5) водородной ГЛЛ, запускаемой с авиационного носителя (Миг-31).

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2005 в Жуковском Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова, Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова и Конструкторское бюро химической автоматики (КБХА) представили модель и информацию по гиперзвуковой летающей лаборатории ГЛЛ-АП, которая предназначена для исследования проблем создания гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей и гиперзвуковых летательных аппаратов.
ГЛЛ-АП может решать следующие задачи:
демонстрация разгона ГЛА углеводородным ГПВРД от М=4,5 до М=7
исследование характеристик ГПВРД -исследование аэродинамической компоновки ГЛА, интегрированной с ГПВРД
отработка теплозащиты планера и ГПВРД
отработка элементов конструкции, систем и технологий ГЛА.
Для запуска двигателя ГЛЛ-АП используется твердотопливный ускоритель, масса аппарата с ускорителем составляет 4800 кг. Старт лаборатории производится с самолета-носителя. Отделение ускорителя производится при скорости М = 4,5 на высоте 17 км.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЛЛ-АП

Диапазон параметров полета:
М = 4….7
Н = 12…35км Длина 5 м (9,5 м с ускорителем)
Масса 1450…1800кг (4800 кг с ускорителем) Экспериментальный модуль ГПВРД ЦИАМ и КБХА:
тяга 25 кН (М=4)
размеры 1800 х 500 х 120 мм

Следующий этап отечественной гиперзвуковой программы связан с ГЛЛ АП-02, оснащенной керосиновым ГПВРД (скорость до М 6). Впервые макет ГЛЛ и информация о нем были представлены Летно-исследовательским институтом им. М.М.Громова и Центральным институтом авиационного моторостроения им. П.И. Баранова в 2007 году на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007. Данный аппарат предназначен для исследования проблем создания гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей и гиперзвуковых летательных аппаратов. Он решает задачи: оценки эффективной тяги углеводородного ГПВРД; исследования характеристик ГПВРД; исследования аэродинамической компоновки ГЛА, интегрированном с ГПВРД; отработки теплозащиты планера и ГПВРД; отработки элементов конструкции, систем и технологий ГЛА; верификации расчетно-стендовых методов проектирования ГЛА и ГПВРД.
Длина ГЛЛ-АП-02 составляет 3,0 м, его стартовый вес 550-600 кг. Благодаря экспериментальному модулю ГПВРД ЦИАМ аппарат способен достигать скорости 6М на высоте 27 км. Габариты двигателя составляют 1357 х 374 х 105 мм.
На МАКС-2009 можно было познакомиться со стендовой моделью гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) АП-02, изготовленной ЦИАМ в кооперации с Летно-исследовательским институтом. Модель предназначена для испытаний на специальном стенде Т-16ВК, который позволяет моделировать гиперзвуковые условия полета со скоростью воздушного потока от М 4 до М 7. АП-02 способен «опробовать» различные виды топлива: метан, водород и др. Этот двигатель-демонстратор должен будет обеспечивать крейсерский полет аппарата в диапазоне скоростей, соответствующих числам М 5–7.

Российские гиперзвуковые летающие лаборатории ГЛЛ-АП-02 и ГЛЛ-АП предполагалось оснастить прямоточными двигателями, работающими на водороде или керосине.
Стендовая модель гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) АП-02, изготовленная в кооперации Центральным институтом авиационного моторостроения и Летно-исследовательским институтом, по окончании МАКС-2009 предполагалось направить на испытания.
Модель АП-02 весом 500 кг предназначена для проведения поисковых исследований в области гиперзвуковых технологий. Изготовление модели ГЛЛ было завершено незадолго до МАКС-2009. Деньги на ее постройку и проведение испытаний получены по линии Минпромторговли РФ.
После оснащения датчиками, модель до конца 2009 г. хотели передать в подмосковное Тураево, где предполагалось проведение комплекса экспериментальных исследований.
Стендовые испытания предлагались в НИЦ ЦИАМ на специальном испытательном стенде Т-16ВК с диаметром аэродинамического сопла 1,2 м, который позволяет моделировать гиперзвуковые условия полета: скорость воздушного потока от М=4 до М=7, имитация полного давления, полной температуры, соответствующей полетным числам Маха. При стендовых испытаниях подается различное топливо: метан, водород и др.
Условия испытаний:
• обдув модели в свободной струе,
• число Маха потока на входе М= 6,
• скоростной напор на входе q= 22…50 кПа,
• полная температура потока на входе Т= 1660К.
Стендовые испытания ГЛЛ АП-02 начались в 2010-м. Известно также о «не совсем удачном испытании» в 2011 г.

На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова», ФГУП «ЛИИ имени М.М. Громова», ФГУП «ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского», ФГУП»ВИАМ» и ФГУП»НИИАС» представили трансформируемую стендовую модель гиперзвукового прямоточного двигателя для исследования рабочих процессов в интеграции с летательным аппаратом. Она решает задачу верификации методов, инструментов и результатов расчетных и наземных экспериментальных исследований при работе на углеводородном топливе, исследование аэродинамической компоновки ЛА, интегрированной с двигателем и отработку элементов конструкции.

Стендовая модель по внешнему виду очень похожа на модель гиперзвуковой летающей лаборатории АП-02, которая так же демонстрировалась на МАКС-2011. Основное внешнее отличие заключается в киле летательных аппаратов. На стендовой модели было два киля, в то время как, на модели ГЛЛ АП-02 был один большего размера.
Еще раз стендовую модель и модель гиперзвуковой летающей лаборатории АП-02 была представлена на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013.

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 03.05.2016

Источники: материалы МАКС-2005, МАКС-2007, МАКС-2009, МАКС-2011 и МАКС-2013, www.lii.ru, www.aviaport.ru, www.vokrugsveta.ru, www.oborona.ru, aviapanorama.ru, www.rosbalt.ru, novosti-kosmonavtiki.ru и др.

ГИПЕРЗВУКОВАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ГЛЛ-АП-02 НА МАКС-2013
ГИПЕРЗВУКОВАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ГЛЛ-АП-02 НА МАКС-2011
ГИПЕРЗВУКОВАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ГЛЛ-АП-02 НА МАКС-2009
ГИПЕРЗВУКОВАЯ ЛЕТАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ГЛЛ-АП НА МАКС-2005
ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ИЛ-76МД ЛЛ В САМОЛЕТ-НОСИТЕЛЬ ГИПЕРЗВУКОВОЙ ЛЕТАЮЩЕЙ ЛАБОРАТОРИИ
ГИПЕРЗВУКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РОССИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННОГО МОТОРОСТРОЕНИЯ (ЦИАМ) ИМ. П. И. БАРАНОВА
ЛЕТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.М. ГРОМОВА