ОПЫТНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ФАКЕЛ»

EXPERIMENTAL DESIGN BUREAU «FAKEL»

03.12.2015
Завершены реконструкция и техническое перевооружение Опытного конструкторского бюро «Факел» в Калининграде. Работы выполнены предприятием «Спецстройтехнологии» Спецстроя России.
Так, в производственном корпусе проведена значительная работа по организации помещений повышенной чистоты для проведения испытаний изготавливаемых изделий. Для увлажнения воздуха здесь установлен индивидуальный парогенератор, причем для получения пара используется только питьевая вода. Также в помещениях предусмотрена отдельная схема организации воздухообмена для достижения особого класса чистоты.
Помимо этого на всех реконструируемых участках выполнены усиление стен, замена окон и дверей, отделочных слоев полов и потолков, линий связи и сигнализации, а также комплекс мероприятий по пожаро-взрывобезопасности и многое другое.
Общая площадь реконструированных корпусов превысила семь тысяч квадратных метров. На выполнение предусмотренных проектом работ спецстроевцам понадобилось менее двух лет, несмотря на то, что реконструкция проводилась без остановки производства.
Спецстрой России


ОПЫТНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ФАКЕЛ»


ФГУП ОКБ «Факел» является одной из лидирующих компаний в России и в мире с 55-летним опытом разработки различных электрических двигательных систем и более чем 40-летним летным опытом электрических двигательных подсистем, базирующихся на стационарных плазменных двигателях (СПД), которые успешно применялись для коррекции орбиты на КА «Метеор» и «Метеор-Природа» в 70х-г. и применяются на КА серии «Космос» и «Луч» с 1982г., на КА «Галс» и «Экспресс с 1994г., а также многолетним летным опытом с термокаталитическими двигателями (ТКД). Термокаталитический двигатель К-10 успешно эксплуатируется с 1982 г. в серии «Глонасс», «Космос», с 1985 «Луч», с 1994 «Экспресс». К50-10.1 в серии «Sesat», «Экспресс АМ».
«Факел» основан в 1955 как «Двигательная Лаборатория» Российской Академии Наук, в 1962 «Факелу» присвоен статус ОКБ.
В начале 1980-х «Факел» начинает серийно производить двигатели СПД-50, СПД-60, СПД-70. Первый спутник с СПД-70, «Гейзер №1», был запущен в 1982-м, а в 1994-м новой моделью СПД-100 оснастили спутник связи «Галс-1». Однако, хотя сообщение об успешном испытании плазменного двигателя «Эол» в 1974 году было совершенно открыто опубликовано в журнале «Космические исследования», зарубежные конструкторы считали СПД лишь интересной теоретической разработкой.
Сегодня ОКБ «Факел» тесно сотрудничает со многими российскими предприятиями ОАО «ИСС», РКК «Энергия», ГКНПЦ «Хруничев», НПП “ВНИИЭМ”, а также с зарубежными компаниями: Astrium (Airbus Group), TAS, OHB, IAI, RUAG и Space Systems Loral.
В связи с ростом потребностей современной космонавтики, увеличением сроков активного существования современных и перспективных геостационарных спутников, усложнением решаемых задач бортовой ДУ, ужесточением требований к двигателям по эффективности, надежности и совместимости с аппаратурой КА возникают новые направления исследований и дальнейшего совершенствования ЭРД.

ИСТОРИЯ
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 19 августа 1955 года и распоряжением Президиума АН СССР от 17 сентября 1955 года с 1 января 1956 года было образовано Калининградское отделение Лаборатории двигателей АН СССР, именуемое сокращенно КОЛД. Руководителем КОЛД назначили кандидата технических наук Илью Львовича Варшавского.
Илья Львович приложил много усилий по созданию материальной базы и формированию коллектива, которому по плечу было решение сложных научно-технических задач.
Начав работы по морской тематике, предприятие через шесть-семь лет переключилось на электроракетные двигатели космического назначения, в чем достигло выдающихся результатов.
В марте 1962 года был повышен статус головной организации, которая стала Институтом двигателей АН СССР, а его филиал – Калининградским отделением Института двигателей АН СССР. За свою шестидесятилетнюю историю калининградское предприятие неоднократно меняло название:
С 1955 года – Калининградское отделение Лаборатории двигателей АН СССР;
С 1955 года – Калининградское отделение Лаборатории двигателей АН СССР;
С 1961 года – Калининградское отделение Института двигателей АН СССР;
С 1961 года – Предприятие п/я 3740;
С 1966 – Филиал Института двигателей;
С 1968 – Филиал ОКБ «Заря»;
С 1971 – Опытное конструкторское бюро «Факел» (ОКБ «Факел»);
С 1999 – Федеральное государственное унитарное предприятие «Опытное конструкторское бюро «Факел»» (ФГУП ОКБ «Факел»).
Первоначально предприятие имело следующую структуру: научный и конструкторский отделы, испытательная станция, производственные мастерские, вспомогательные службы. По распоряжению правительства, 820-й завод (нынешний завод «Янтарь»)передал КОЛД корпус 51 с испытательной станцией.
Первой задачей, которую поставили перед КОЛД, стало конвертирование дизеля 6ПЧ для работы на смеси дизтоплива и перекиси водорода. Мощность этого двигателя составляла всего 450 лошадиных сил, но этого было достаточно для отработки конструкции и освоения технологии работ с опасным веществом. Однако планам по внедрению дизеля на перекиси водорода не суждено было сбыться, и программа по конвертированию дизеля на перекиси водорода была закрыта.
С 1958 года велись работы по двигателю на гидрореагирующем горючем. Проблема заключалась в правильном подборе химических веществ. Однако после перепрофилирования КОЛД и ухода Варшавского интересы предприятия оказались сосредоточены на новых задачах.
В 1959 году в корпусе 51 был построен стенд для создания высокотемпературной плазмы, в это же время была сформирована группа по созданию микромодельных плазменных генераторов и электроракетных двигателей, которые можно было бы применить в космической технике.
Так, в начале 80-х годов в рамках программы «Геркулес» в ОКБ «Факел» разрабатывался стационарный плазменный двигатель мощностью 25 киловатт, который был доведен до высокой степени совершенства.
Максимум производства ЭРДУ пришелся на 1987 и 1988 годы. В этот период с калининградскими двигателями ежегодно выводилось в космос по десять космических аппаратов, что составляло примерно 8 процентов от общего количества запусков в СССР.
В начале девяностых годов, в связи с развалом СССР, на мели оказался не только заказчик, но и государство. В течение нескольких лет на ЭРДУ практически не поступало заказов. Однако именно в этот период ОКБ «Факел» открыло для себя иностранный рынок. Результатом работ с инофирмами явилось то, что летом 1996 года Правительство РФ разрешило использовать продукцию предприятия на американских и западноевропейских космических аппаратах.
Сегодня ОКБ «Факел» – это успешно развивающееся предприятие, летная история которого насчитывает более 40 лет.

Российская Федерация, 236001, Калининград, Московский проспект, 181
СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА:
Телефон: +7 (4012) 55-66-00 Приемная
+7 (4012) 55-67-00
+7 (4012) 55-68-63 Канцелярия

Факс: +7 (4012) 53-84-72
Электронная почта: info@fakel-russia.com
http://www.fakel-russia.com

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «МЕТЕОР-М»
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ РЕТРАНСЛЯЦИИ И СВЯЗИ «ЛУЧ»
КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ СВЯЗИ СЕМЕЙСТВА «ЭКСПРЕСС-АМ»