ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-14A TOMCAT (США)

CARRIER-BASED FIGHTER F-14A TOMCAT (USA)

17.12.2015

Палубный истребитель F-14A Tomcat, который в 1970-80-х годах был самым мощным боевым самолетом ВМС США, доставлен в музей в Мидленд, штат Техас, сообщает aereo.jor.br 16 декабря.
Музей имеет название Commemorative Air Force (CAF, в пер. «памятная военная авиация»). Обшивка самолета сильно пострадала от солнца, в ближайшее время внешний вид истребителя должен быть восстановлен в наилучшем виде (первый полет F-14, созданного компанией Grumman, состоялся 21 декабря 1970 года – прим. Военный Паритет).
Военный Паритет

30.05.2016

В свое время ВМС США сделали ошибку, выбрав F-18 Super Hornet вместо F-14 Super Tomcat, или Super Tomcat 21, сообщает «Военный Паритет».
Главную роль в отказе от дальнейшей разработки «Супер Томкэта» сыграл распад Советского Союза, пишет китайский автор. На этом фоне американский флот сделал выбор в пользу значительно более дешевого нового варианта истребителя F-18, известного как «Супер Хорнет».
Компания Grumman модернизировала F-14 по двум направлениям – самолет был оснащен новейшей прицельно-навигационной системой LANTIRN, позволяющей применять широкий арсенал высокоточного оружия для поражения наземных целей, и модернизированной бортовой РЛС APG-71, сделавшей возможной применение противокорабельных ракет AGM-84E SLAM и противорадиолокационных AGM-84 HARM.
Сегодня пришло время концепции «быстрых ударов», где значительно более скоростной «Супер Томкэт» имел бы важное превосходство над «Супер Хорнетом». Кроме того, мощная РЛС позволяла самолету взять на себя роль воздушного командного пункта управления авианосной авиацией. Оснащение самолета ТРДДФ GE-F110-129 с большой тягой обеспечивало «Супер Томкэту» устойчивый крейсерский сверхзвук со скоростью 1,3М без форсажа, что совершенно недоступно «Супер Хорнету».
Военный Паритет

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США

15.05.2019

1 марта 2015 года источник theaviationist.com опубликовал фотографии ремонтируемых в Иране последних в мире строевых истребителей F-14A Tomcat.
Фотографии были обнародованы иранским новостным агентством FARS.
Самолеты ремонтируются на неустановленном объекте (согласно некоторым источникам, это может быть ремонтное предприятие в международном аэропорту Мехрабад). Истребители модернизируются до стандарта F-14AM, чтобы продлить срок их службы до 2030 года.
Самолеты получают усовершенствованный радар и авионику, вооружение – ракеты воздушного боя Р-73Э, AIM-54A, AIM-7E и AIM-9G. Создан иранский вариант AIM-54A+ “Fakour-90”.
Считается, что на вооружении ВВС Исламской Республики Иран все еще находятся около 60 самолетов этого типа, а количество способных летать неизвестно. По некоторым слухам, эти истребители планируется использоваться для ударов по наземным целям. Истребители жестоко страдают от отсутствия запасных частей (международное эмбарго).
Военный паритет


ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-14A TOMCAT


В 1968 году программа ВМС США под названием VFX (Navy Fighter Experimental), приведшая к созданию тяжелого палубного истребителя-перехватчика с изменяемой геометрией крыла F-14 Tomcat, начиналась с изучения концепции «303». ВМС желали иметь самолет с экипажем из двух человек (схема тандем) и мощной бортовой РЛС управления оружием, способной наводить ракеты воздушного боя большой дальности (дальность стрельбы более 100 миль – 190 км). Кроме того, ставилось требование, чтобы перехватчик с полной боевой нагрузкой мог сесть на палубу авианосца.


До F-14 предлагался палубный вариант тяжелого истребителя-бомбардировщика F-111В, который сразу у морских летчиков получил прозвище Sea Pig («Морская свинка»). Как известно, эта идея не получила развития, на испытаниях погибло несколько пилотов. Было произведено семь прототипов, самолет использовался как платформа для отработки бортового радара AWG-9 и ракет AIM-120 Phoenix.
В июле 1968 г. Пентагон официально объявил о проведении конкурса на авианосный истребитель-перехватчик VFX (Variable geometry Fighter Experimental). Свои предложения представили фирмы Грумман, Норт Америкэн, Макдоннелл Дуглас, Дженерал Дайнемикс и Линг-Темко-Воут.

Финалистами конкурса стали проекты Грумман и Макдоннелл Дуглас. Фирма Макдоннелл-Дуглас предложила проект самолета с фиксированным крылом, Грумман – с крылом изменяемой стреловидности. Применение крыла изменяемой стреловидности впрямую не оговаривалось в требованиях к истребителю VFX, но выбор проекта самолета именно с таким крылом был практически неизбежным в связи с расширением круга задач перспективного истребителя (в порядке уменьшения степени приоритетности: ПВО авианосного ордера, эскортирование бомбардировщиков, завоевание превосходства в воздухе, нанесение ударов по наземным целям). Дело в том, что в 1969 г. американцы на примере Вьетнама уже очень хорошо усвоили важность маневренных характеристик для истребителя. Все самолеты, уже построенные, и еще «бумажные» Пентагон сравнивал с МиГом-21; естественно, в таких условиях проекты типа «Миссайлера» не имели никаких шансов на успех. В то же время – крыло изменяемой стреловидности могло примирить противоречивые требования к аэродинамике полета на сверхзвуковой скорости, продолжительного патрулирования в зоне и энергичного маневрирования в ходе «собачьей схватки». Так что подписание 3 февраля 1969 г. контракта на полномасштабную разработку истребителя F-14A с фирмой Грумман – закономерно.

С самого начала работ над проектом F-14 задумывался как самолёт, способный завоевать полное воздушное превосходство в непосредственной близости от авианесущих кораблей, с которых предполагалось использовать эти самолёты. В качестве дополнительной задачи он также должен был быть способен наносить удары по тактическим наземным и надводным целям.
Самолету дали собственное имя «Томкэт», что отражало традиции фирмы Грумман давать своим морским истребителям названия разных кошек, а в этот раз случайно соединилось с вице-адмиралом Томом Конноли – заместителем начальника Командования морских операций по авиации, который был большим энтузиастом проекта. На ранней стадии F-14 называли «Кошка тома» – «Tom’s cat», а со временем это трансформировалось в «Tomcat».

Внешность нового самолета окончательно сформировалась к марту 1969 года. Конструкторы убрали один хвостовой и два складных подфюзеляжных киля, заменив их двухкилевым хвостовым оперением. Это должно было дать лучшую устойчивость в случае поломки одного из двигателей. Кроме того, в самолете просматривалось большое влияние революционного советского МиГ-25.
В январе 1969 года проект F-14 выиграл конкурс, объявленный ВМС США, на новый самолёт, предполагавшийся на замену устаревающим F-4 «Фантом» II. Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря 1970 года, и за ним сразу последовала предсерийная партия из 11 самолётов. Летом 1972 года были завершены испытания F-14 на авианосцах. Промышленные поставки для флота начались в октябре того же года. «Томкэты» составляли эскадрильи истребителей-перехватчиков в составе авианосных групп.

Самолет F-14A выполнен по нормальной схеме высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности, двухкилевым вертикальным оперением и двумя двигателями, расположенными в хвостовой части фюзеляжа. На внешней поверхности неподвижной части крыла расположены подкрепляющие элементы конструкции. Расчетный общий ресурс планера составляет 6000 летных часов, расчетная эксплуатационная перегрузка +6,5 ед. Конструкция планера выполнена на 39,4% из алюминиевых сплавов, на 24,4% – из титановых сплавов, на 17,4% – из стали и на 0,6% массы конструкции составляют изделия из бороэпоксидных материалов. Самолет имеет модульную конструкцию; модулями являются основные элементы планера, такие как крыло, секции фюзеляжа. Модули собираются и испытываются отдельно.
Экипаж самолета состоит из летчика (в передней кабине) и оператора, в задачу которого входит управление основным РЭО и вооружением. На «Томкэт» в кабинах установлены катапультируемые кресла GRU7A с ракетным ускорителем, а на «Супер Томкэт» – унифицированное для самолетов ВМС кресло NACES.
На самолет планировалось установить перспективные двухконтурные двигатели с форсажной камерой, разрабатываемые по программе ATE. Движки эти тягой по 12700-13600 кг предназначались как для самолетов ВМС, так и для истребителей ВВС; они сулили массу преимуществ – выигрыш в весе и расходе топлива, простоте обслуживания. Одна беда -даже самые большие оптимисты определяли срок готовности их к установке на самолет как апрель 1973 г. К этому времени F-14 уже должен был быть принят на вооружение ВМС. В качестве временной меры решили установить на опытные и первые серийные «Томкэты» Пратт-Уитни ТРДДФ TF30-P-412A. До 1984 года на строившихся самолетах устанавливались двигатели TF30-P-412A, а в последующий период – более надежные TF30-P-414A.
F-14 был ориентирован в первую очередь на отражение ракетных ударов по корабельным группировкам. Основным элементом F-14 является система управления вооружением Hughes AN/AWG-9.
Система управления оружием Хьюз AWG-9 во многом определяет боевой потенциал истребителя F-14A. Следует отметить, что именно сочетание уникальной СУО с самой дальнобойной в то время УР воздух-воздух «Феникс» и сделало из, в общем-то, не самого удачного самолета лучший истребитель-перехватчик мира 70-80-х годов. Система AWG-9 была разработана для установки на предшественник «Томкэта» – самолет F-111B. В соответствии с концепцией фирмы Грумман «планер – новый, электроника – от F-1H» система управления оружием перекочевала на F -14. Применительно к «Томкэту» AWG-9 модернизировали, уменьшив ее массу и габаритные размеры блоков аппаратуры за счет внедрения новой элементной базы и перекомпоновки самих блоков.
По информации министерства обороны СССР, дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² 160 км, сопровождение 24 целей. Диапазон работы РЛС 8-10 ГГц. Дальность обнаружения теплопеленгатором (телескоп) в ППС 220 км, в ЗПС 300 км.
Навигационный комплекс самолета включает инерциальную навигационную систему (ИНС) AN/ASN-92(V}, аппаратуру AN/ARN-84 радионавигационной системы ТАКАН (рабочий диапазон 932—1213 МГц), радиовысотомер AN/APN-194(V), станцию посадки на авианосец AN/ARA-63 и центральный вычислитель аэродинамических параметров (ЭВМ) СР-1166В/А. В состав ИНС входят инерциальная платформа AN/ASN-90 и навигационная ЭВМ LC-728. Как сообщается в зарубежной печати, перед взлетом истребителя ИНС через линию передачи данных подключается для юстировки к навигационному комплексу авианосца, при этом в нее вводятся данные о скорости и курсе корабля и до семи точек его маршрута. 20-канальная система посадки AN/ARA-63 (рабочий диапазон 14,688 — 15,512 ГГЦ) состоит из передатчиков AN/SPN-41 и AN/TRN-28, приемника R-1399 и декодера KY-651.
Радиосвязное оборудование включает станции AN/ARC-51 и -159 (выходная мощность 10 Вт, имеет 700 каналов в рабочем диапазоне 225—339,975 МГц), во второй половине 80-х годов вместо станции AN/ARC-159 стала устанавливаться AN/ARC-192.Средства РЭБ на F-14 достаточно разнообразны. Они размещаются внутри фюзеляжа, что создает некоторые неудобства при обслуживании (трудность смены вариантов), но не ухудшает летные характеристики самолета. К этим средствам относятся обнаружительный приемник AN/ALR-5Q (обнаружение пуска УР), станция помех AN/ALQ-162 (непрерывного излучения) и AN/ALQ-126A (импульсных ответных помех), а также устройство AN/ALE-39 для выбрасывания дипольных отражателей, ИК ловушек и малоразмерных передатчиков помех.
На «главном калибре» «Томкэта» – управляемой ракете большой дальности AIM-54 «Феникс» стоит остановиться подробнее. Концепция ракеты большой дальности начала разрабатываться в 1960 г., а через два года фирма Хьюз заключила контракт с ВМС на полномасштабное проектирование такой ракеты для палубного варианта F-111. Название ракеты в честь легендарной птицы, способной возрождаться из пепла, не случайна. У «Феникса» было два предшественника – ракета фирмы Бендикс «Игл» и аналогичное изделие фирмы Хьюз – УР А1М-47А, программы разработки которых были аннулированы по различным причинам. Не сумев отстоять «Миссайлер», адмиралы пытались сохранить хотя бы ракету «Игл», вооружив ею F-111B. Однако по причинам, далеким от техники, разработку ракеты прикрыли, а фирму Бендикс вынудили передать всю документацию по ней Хьюзу. Аэродинамическая схема «Феникса» представляет собой развитие хьюзовских ракет семейства «Фолкон», а вот система наведения новой ракеты сделана с использованием опыта, полученного при проектировании УР «Игл».
Изначально ракета интегрировалась в СУО AWG-9. После аннулирования программы F-111B ракета, как СУО, была модернизирована для установки на F-14. УР получила новый маршевый двигатель, также удалось снизить массу ракеты .
Для ближнего боя «Томкэт» располагает встроенной 20-мм автоматической пушкой General Electric M61A1 Vulcan, с боевым комплектом в 675 снарядов. Основу ракетного вооружения составляли четыреракеты «воздух-воздух» AIM-54 или AIM-7, располагавшихся на пилонах под фюзеляжем. F-14 является единственным самолётом, способным нести ракету «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix. Эта ракета, стоимостью 500 тыс. долларов, способна поражать цели на расстоянии 185 км. Это даёт F-14 возможность уничтожать большинство самолётов противника до того, как сам он появится у них на экране радара. В дополнение к ним на подкрыльных пилонах могли располагаться ещё четыре ракеты AIM-9 Sidewinder. Кроме того, «Томкэт» был способен нести до 6 576 кг наступательного вооружения различного класса.

Работы над F-14A были омрачены потерей первого прототипа в декабре 1970 года, однако несмотря на это, ВМС США были поставлены 478 машин и ещё 79 были проданы Ирану в 1976—1978 годах модификация F-14A-GR.
Две первые строевые эскадрильи приписали к атомному авианосцу «Эйзенхауэр». В свое первое плавание с «Томкэтами» корабль отправился 17 сентября 1974 года. За время похода летчики налетали 2900 часов на F-14, совершив в общей сложности 1600 посадок и взлетов на палубу. 460 было проведено ночью. За время этой операции и случилась первая авария – 2 января у одного из «Томкэтов» загорелся двигатель, но экипаж успел катапультироваться. Самолеты также приняли участие во Вьетнамской войне, прикрывая выход американцев из Сайгона.
Второй авианосец, получивший «Томкэты» – «Джон Ф. Кенеди». В 1976 году на боевое дежурство на авианосце «Америка» заступили две эскадрильи «Томкэтов». Пик ввода самолетов пришелся на 1977 года, когда они появились на авианосцах «Китти Хок», «Констеллейшн», «Нимитц».
Следующей должна была стать модель F-14B, оснащённая двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но работы над ней были свёрнуты. Вместо этого 38 самолётов F-14A начиная с 1986 были переоснащены двигателями General Electric F110-GE-400, и впоследствии получили обозначение F-14B.
В период 1980-1981 годов 49 самолетов F-14A были оборудованы Сортовой подвесной контейнерной системой тактической разведки TARPS (Tactical Airborne Reconnaissance Pod System), располагаемой на левом заднем подфюзеляжном узле подвески УР «Феникс» (в этом случае подвеска ракет на правом заднем узле не производится). В контейнере (масса около 800 кг, длина 5,27м и максимальная ширина 0,67 м) размещаются один кадровый АФА KS-87B для плановой и перспективной съемок, один АФА КА-99 для панорамной съемки с малых высот, ИК станция AN/AAD-5 с линейным сканированием и система записи полетных данных AN/ASQ-172.В каждой авиаэскадрилье системой TARPS оборудованы, как правило, три самолета. Для ее подвески и снятия требуется не более 30 мин.
Модификация F-14D отличалась от предыдущих более мощным радаром Hughes AN/APG-71, система позволяет сопровождать 24 цели и совершать захват и запуск ракет по 6 из них одновременно, на различных высотах и дальностях, усовершенствованной авионикой и переоборудованной кабиной. Всего было построено 37 самолётов этого типа, ещё 104 переделали из ранее выпущенных F-14A они имели обозначение F-14D(R).
Существенно усовершенствовано РЭО самолета F-14D, На нем установлена новая РЛС AN/APG-71 излучаемой мощностью 5 кВт (обеспечивает применение ракетного оружия в условиях иепользозания противником современных средств РЭБ), станция ответных помех AN/ALQ-165, обнаружительный приемник AN/ALR-67 и аппаратура системы передачи данных ДЖИТИДС. На 60 проц. обновлена аналоговая электроника и модернизирован навигационный комплекс, который оснащен ИНС AN/ASN-130 (s последующем в нем будет размещаться AN/ASN-139 на лазерных гироскопах со временем выставки перед взлетом 2-3 мин).
Управление РЭО самолета «Супер Томкэт» осуществляется с помошью стандартных ЭВМ AN/AYK-14 (среднее время безотказной работы 2200 ч), которые совместимы с корабельными ЭВМ AN/UYK-60, и двух шин цифровых данных. Новое радиоэлектронное оборудование обеспечит применение одновременно до шести УР AIM-120A по шести целям в интервале дальностей 55 -75 км.
На вооружение ВМС США был принят с 1974 г. До 1987 г. было поставлено 557 самолетов F-14A, затем 38 F-14B, а с 1990 г. – 37 F-14D. Стоимость одного самолета 33,3 млн дол (в ценах 1984 г.).
Решение о замене к 2006 году F-14 на многоцелевые истребители F/A-18E/F «Супер Хорнет» было принято во второй половине 90-х годов. В 2002 году на вооружении ВМС США оставалось 195 F-14, еще 14 истребителей находились в резерве. В Иране в 2002 году имелось 60 самолетов F-14A-GR.
Будучи основным палубным истребителем, F-14 Tomcat активно использовался во всех локальных конфликтах, правда, с разной степенью успеха. В Ливане, например, зенитными ракетами было сбито три F-14. Во время налета на Ливию F-14 Tomcat, наоборот, сбили два истребителя МиГ-23 и два истребителя-бомбардировщика Су-17М (Су-22). В Ираке (1991 г.) на боевом счету истребителей один сбитый вертолет.

Палубный истребитель F-14A Tomcat, который в 1970-80-х годах был самым мощным боевым самолетом ВМС США, доставлен в музей в Мидленд, штат Техас, сообщается 16 декабря 2015 года. Музей имеет название Commemorative Air Force (CAF, в пер. «памятная военная авиация»). Обшивка самолета сильно пострадала от солнца, в ближайшее время внешний вид истребителя должен быть восстановлен в наилучшем виде.

МОДИФИКАЦИИ
• F-14A исходный двухместный многоцелевой истребитель с ТРДДФ TF-30.
• F-14B усовершенствованный многоцелевой истребитель с двигателями F 110, небольшими модификациями конструкции и кабинного оборудования.
• F-14A/B+ предложенные фирмой Grumman в 1992 г. модифицированные варианты самолета F-14A и F-14B.
• F-14A++ Improved Tomcat исследующийся флотом США с 1992 г модифицированный вариант самолета F-14A с использованием ИНС.
• F-14D Super Tomcat вариант с ТРДДФ F 110 и усовершенствованным БРЭО.
• F-14С — вариант с ТРДДФ F401 и усовершенствованным ВРЭО.
• F-14A++ — исследующийся флотом США с 1992 г. модифицированный вариант самолета F-14A с использованием ИНС.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса, кг
пустого самолета F-14A 18100
нормальная взлетная с 4 УР AIM-7 27100
нормальная взлетная с 6 УР AM-54 32100
максимальная взлетная F-14A 33720
посадочная 23500
Масса топлива, кг
внутренего 7350
ПТБ, кг 1725
Размах крыла, м
максимальный 19,54
минимальный 11,65
для авианосцев 10,15
Длина самолета, м 19,10
Высота самолета, м 4,88
Площадь крыла, м2 52,49
Угол стреловидности крыла, град.
минимальный 20,
максимальный 65,
для авианосцев 75.
Тип двигателя 2 ТРДДФ Pratt Whitney TF30-P-414A,
Максимальная тяга, кН
форсажная 2 х 93,00
бесфорсажная 2 х 54,96
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2480
у земли 1470
Крейсерская скорость, км/ч 740-1000
Посадочная скорость, км/ч 250
Минимальная эволютивная, км/ч 195
Практическая дальность с ПТБ, км 2965-3200
Практический потолок, м 16150- 17000
Максимальная высота боевого применения, м 21 000
Радиус действия, км: с шестью УР «Спарроу» 1200
с четырьмя УР «Феникс», двумя «Спарроу», двумя «Сайдвиндер» и двумя подвесными топливными баками по 1000 л (при располагаемом времени патрулирования 1,5 ч) 280 (550)
то же при располагаемом времени 470 (680)
патрулирования 1 ч при вылете на перехват воздушной цели с четырьмя УР «Феникс», двумя УР «Спарроу», двумя УР «Сайдвиндер» и двумя подвесными топливными баками по 1000 л при полете к цели со скоростью М—1,3…… 320 (515)
то же при полете к цели со скоростью М – 1,5……. 250 (400)
Радиус действия с 14 бомбами Мк82 и двумя подвесными топливными баками по 1000 л (сбрасываются после выработки) при переменном профиле полета, км около 1170
Радиус разворота на 180″ при перегрузке 6,5 g, м……. 550
Максимальная скорость попутного ветра при катапультировании с четырьмя УР «Спарроу», км/ч……. 37
Минимальная скорость встречного ветра при катапультировании с максимальной взлетной массой, км/ч….. 18
Время разгона до скорости 275 км/ч при катапультировании, с …… 2,5
Взлетно-посадочные характеристики при наземном базировании, м: минимальная взлетная дистанция 430
минимальная посадочная дистанция . 890
длина пробега при посадке , . 830
Максимальная дальность полета с подвесными топливными баками, км . 3300Макс.масса нагрузки пилонов, кг 6580
Макс. эксплуатационная перегрузка 7,0

ВООРУЖЕНИЕ:
одна встроенная 20-мм пушка М61А-1 ( 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа.
Боевая нагрузка – 6500 кг на 8 узлах подвески:
Под фюзеляжем могут размещаться 4 УР средней дальности AIM-7 Sparrow в полупотопленном положении или 4 УР большой дальности AIM-54 Phoenix на специальных платформах. Возможна подвеска 2-4 УР ближнего действия AIM-9 или AIM-120 AMRAAM

Источники: www.airwar.ru, ru.wikipedia.org, aereo.jor.br, www.dogswar.ru, Военный Паритет, topwar.ru, worldweapon.ru, anft.net и др.

ЯДЕРНАЯ И ВОЕННАЯ ПРОГРАММА ИРАНА
ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ США