НАТУРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «БЕГЕМОТ»

THE EXPERIMENT «BEHEMOTH»

В августе 1991 г. на Северном флоте в акватории Баренцева моря успешно проведен уникальный натурный эксперимент, которым впервые в мировой практике подтверждена возможность выполнения стратегическим ракетным комплексом залповой стрельбы полным боекомплектом межконтинентальных баллистических ракет из подводного положения ракетоносца.
В процессе создания корабельного ракетного оружия и подводной лодки необходимо располагать расчетно-экспериментальной моделью стартового и послестартового воздействия на корабль при залповой стрельбе. Достоверные исходные данные для такой модели могут быть получены только при реальных пусках полным боекомплектом.
При предстартовой подготовке ракет и их пуске на подводную лодку воздействуют:
– статические силы, возникающие от заполнения водой кольцевого зазора между ракетой и шахтой, и силы от разности масс ракеты и заменившей ее забортной воды;
– динамические силы от работы двигателя в шахте, от выхода газов, от заполнения шахты водой и от торможения хода лодки открытыми крышками и стартующими ракетами.
В существующей практике возможность одержания подводной лодки для обеспечения нормальных условий старта определялась расчетно-экспериментальным путем: суммированием стартовых воздействий от одиночных пусков, имитацией силового воздействия одиночного пуска с интервалом стрельбы в залпе, и никогда не подтверждалась фактическим залпом более четырех ракет. Для уточнения расчетного суммарного стартового импульса с учетом физического взаимодействия всех факторов, возникающих в процессе предстартовой подготовки и старта, и для подтверждения последующих расчетно-экспериментальных оценок средств одержания лодки на базе одиночных пусков или их имитации требуются фактические данные, которые можно получить только практической стрельбой полным боекомплектом ракет. Учитывая необходимость и важность практических результатов, Комиссией по военно-промышленным вопросам в 1988 г. было принято решение о проведении залповой стрельбы ракетным комплексом Д-9РМ полным боекомплектом с использованием экспериментальных ракет и проверкой при этом одержания подводной лодки в заданном стартовом коридоре. (Опытно-конструкторская работа «Бегемот», Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева» – головной по ракетному комплексу, Центральное КБ морской техники «Рубин» – головное по подводной лодке пр. 667БДРМ).
В ходе разработки провели значительный объем проектных проработок, связанных с выбором рациональных технических решений, обеспечивающих требуемый уровень надежности и безопасности, экологической чистоты испытаний при минимальном объеме как наземной экспериментальной отработки, так и натурных летных испытаний.
Эффективность выбранных конструктивно-технологических решений была подтверждена последующим ходом работ:
– разработкой конструкторской документации на экспериментальную ракету;
– наземной экспериментальной отработкой систем и агрегатов экспериментальной ракеты;
– проведением натурных испытаний опытных образцов экспериментальной ракеты;
– проведением пуска боекомплекта.
Экспериментальная ракета одноразового использования (изделие 3М-37БК) с габаритами и стартовой массой штатной ракеты обеспечивает отработку методов эксплуатации на технической позиции, приемов при погрузочных работах и погрузке в шахту лодки штатными средствами наземного оборудования по действующей эксплуатационной документации, проведение регламентных проверок и предстартовой подготовки в полном соответствии с аналогичными процессами штатных ракет.
Конструктивно 3М-37БК представляет собой одноступенчатую ракету, состоящую из носителя и переднего отсека. Носитель – цельносварная конструкция с двигателем первой ступени, топливными баками с запасом окислителя и горючего порядка на 20 секунд работы двигателя, с балластными баками, необходимой арматурой и бортовой кабельной сетью. В балластных баках размещены герметичные емкости, имитирующие свободные объемы второй ступени для обеспечения штатной схемы предстартовой подготовки, металлические грузы. Часть объемов балластных баков заполнена сухим кварцевым песком, что вместе с металлическими грузами обеспечивает массоцентровочные характеристики, соответствующие штатной ракете.
Передний отсек состоит из приборного отсека и имитатора третьей ступени. Практически полное выгорание топлива и использование в балластных баках металлических грузов и песка обеспечивают экологическую чистоту моря при проведении натурных испытаний. Все системы и элементы изделия 3М-37БК выполнены таким образом, что процессы регламентных проверок и предстартовой подготовки на подводной лодке полностью соответствуют аналогичным процессам для штатных ракет, в том числе и силовое воздействие на конструкцию корабля от работающего двигателя первой ступени.
Средства одержания подводной лодки пр. 667БДРМ выполнены в соответствии с техническим заданием ЦКБ МТ «Рубин» и предназначены для парирования сил, воздействующих на лодку при проведении предстартовой подготовки и старта ракет. В процессе организации проведения испытаний был выполнен ряд подготовительных работ на базе и в море по проверке эффективности средств одержания. Подготовлены данные по усовершенствованию корректирующего контура, исключена несимметричная по производительности работа прочных и легких цистерн одержания; рассмотрены возможности системы одержания при использовании ее для задач, связанных с переходом по глубине при одновременной поддифферентовке. Для обеспечения движения подводной лодки в заданном диапазоне глубин и других нормальных условий старта использовалась система одержания, технические средства которой включали цистерны компенсации, оборудованные арматурой, датчиками и органами управления.
Управление техническими средствами одержания обеспечила система «Берилл-БМ» по сигналам от ракетного комплекса в части его силового воздействия и по сигналам от боевой информационной управляющей системы «Омнибус-БДРМ» по параметрам движения корабля. Для стабилизации корабля по дифференту и управления по глубине использовались горизонтальные рубочные рули, управляемые штатной системой «Корунд-2-1» в автоматическом режиме, а для текущей дифферентовки – штатная система «Титан-ДМ».
Были выполнены организационно-технические, расчетно-аналитические и экспериментальные работы. На основании проведенного анализа функциональных и структурных особенностей изделия 3М-37БК, выполнения необходимых работ в части нагрузок и прочности, динамики движения и полученных результатов экспериментальных работ, подтвердивших работоспособность систем и принятой компоновки, экспериментальная ракета была допущена к проведению залповой стрельбы.
В июне 1989 г. в Баренцевом море с подводной лодки пр. 667БДРМ «Екатеринбург» были выполнены с положительными результатами: одиночный и двухракетный залп.
В августе – сентябре того же года были заправлены и отправлены в Северодвинск шестнадцать экспериментальных ракет для проведения испытаний залповой стрельбой полным боекомплектом.
Проведенные 5 и 26 декабря 1989 г. с ракетоносца «Екатеринбург» испытания были неудачными из-за срыва предстартовой подготовки по причине «нерасчетного наддува» баков пяти из шестнадцати набранных в залп ракет (5 декабря) и выхода лодки из стартового коридора глубин (26 декабря).
Для выявления причин была создана межведомственная комиссия во главе с заместителем Главнокомандующего ВМФ адмиралом Ф. И. Новоселовым. Дефектация, проведенная специалистами КБ машиностроения и Красноярского машзавода, определила, что причиной «нерасчетного наддува» была непроходимость магистрали контроля давления в баке горючего вследствие поражения трубопроводов электрохимической коррозией. По результатам дефектации была проведена корректировка документации: жидкий имитатор топлива, вызвавший коррозию, заменен на металлической балласт и кварцевый песок.
Комиссией по военно-промышленным вопросам в 1990 г. было принято решение о проведении в 1991 г. повторного залпового пуска полного боекомплекта ракет, состоящего из четырнадцати экспериментальных и двух штатных ракет Р-29РМ.
На Красноярском машзаводе в процессе восстановления экспериментальных ракет были проведены отработка вновь принятых конструкторско-технологических решений и огневые стендовые испытания по специальной программе двигателя первой ступени 3Д-37 (два двигателя), завершившиеся с положительными результатами.
По результатам отработки было принято заключение о готовности к проведению испытаний подводной лодки пр. 667БДРМ пуском всего боекомплекта. После заправки компонентами топлива пятнадцать экспериментальных ракет 3М-37БК были отправлены в Североморск для продолжения испытаний.
Испытания были проведены из подводного положения подводной лодки «Новомосковск» (командир капитан I ранга С. В. Егоров), в том числе:
– контрольный пуск – 14 июля 1991 г.;
– залп полного боекомплекта – 6 августа 1991 г.
Пуски прошли успешно. Боевые блоки штатных ракет были доставлены на боевое поле Камчатского полигона в район заданных точек прицеливания с высокой точностью. Программа испытаний была выполнены полностью.
Проведенные испытания ракетного комплекса и подводной лодки проекта 667БДРМ залповой стрельбой полным боекомплектом подтвердили возможность одержания корабля на стартовой глубине.
Полученные данные по фактическим возмущениям, действующим на лодку, позволили уточнить методику тренировки личного состава по управлению кораблем в условиях залповой стрельбы, имитируемой общекорабельными системами. Кроме того, расширена область применения систем одержания корабля в части их использования в режимах ускоренного перехода по глубине с одновременной поддифферентовкой при существенном сокращении времени выполнения этих режимов.
Результаты выполненных работ были представлены в 1991 г. на соискание премии имени академика В. П. Макеева. Премия присуждена авторскому коллективу в составе: заместитель генерального конструктора Л. Н. Ролин, под техническим руководством которого были проведены натурные испытания завершающего этапа; проектант В. С. Малофеев, конструктор Г. С. Титов, испытатель А. В. Попов и ведущий конструктор Ю. А. Каверин.

Источники: СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»/ Составители Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; Под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря. – М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный Парад», 2007. – 408 с.: илл.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9РМ С МБР Р-29РМ
РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БДРМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)