ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 56
DESTROYER PROJECT 56

Проектирование эскадренных миноносцев проекта 56, первоначально значившихся в документах как «модернизированный проект 41», было начато летом 1951 года. Началу работ над проектом предшествовало постановление Совета Министров СССР от 2 июня 1951 года (№ 1867—891) об «…изменении ТТЭ проекта 41». Работы над новым проектом возглавил А. Л. Фишер. Заместителями главного конструктора стали А. И. Топтыгин, В. А. Торопов, В. Г. Королевич. Главным наблюдающим от советского Военно-Морского Флота стал инженер-капитан 2 ранга М. А. Янчевский.
Постановлением Совета Министров СССР № 1867—891 утверждались следующие изменения тактико-технических элементов по сравнению с проектом 41 (единственным кораблём, построенным по этому проекту, был эсминец «Неустрашимый»). Полное водоизмещение уменьшалось с 3770 до 3150 т, полная скорость хода увеличивалась с 36 до 39 узлов, дальность плавания четырнадцатиузловым ходом сокращалась с 5500 до 4000 морских миль, а автономность была уменьшена с двадцати до десяти суток. Изменения коснулись и вооружения. Вместо четырёх спаренных стабилизированных 45-мм зенитных автоматов СМ-16 с боекомплектом 1000 снарядов на ствол на кораблях нового проекта предполагалось разместить аналогичное количество счетверённых нестабилизированных 45-мм зенитных автоматов СМ-20 с сокращённым боекомплектом (750 снарядов на ствол). Артиллерия главного калибра и торпедное вооружение остались теми же, что и на «Неустрашимом».
Назначение: Нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и судам. Боевое и походное охранение соединений кораблей от атак самолетов, подводных лодок, эсминцев и торпедных катеров. Несение дозорной и разведывательной службы. Постановка активных минных заграждений. Участие в десантных операциях и при действии против берега.

Корпус нового корабля стал более коротким и обжатым, поэтому часть необходимых внутренних объемов была как бы выдавлена на верхнюю палубу — это определило более развитый комплекс корабельных надстроек.
Корпус был выполнен гладкопалубным со значительной седловатостью в носовой части. Пятнадцатью водонепроницаемыми переборками корпус разделялся на шестнадцать отсеков. В каждый из отсеков, благодаря наличию переходных тамбуров и водонепроницаемых дверей в главных переборках машинно-котельных отделений, можно было попасть в штормовую погоду, не выходя на верхнюю палубу. Вырезы с водонепроницаемыми дверьми располагались выше так называемой линии аварийных напоров.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) проекта 56 повторяла ГЭУ эсминца проекта 41, которая, в свою очередь, изначально задумывалась как «стандартный элемент при наборе комбинаций для всего диапазона кораблей основных классов отечественного флота». В ГЭУ был заложен принцип сочетания высоких и низких параметров пара в одной тепловой схеме: на высоких параметрах пара ГЭУ работала только при больших скоростях корабля, а на промежуточных и малых ходах она работала на низких параметрах пара, что теоретически повышало её экономичность. Конструктивно ГЭУ состояла из двух высокооборотных двухкорпусных главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) типа «ТВ-8» полной проектной мощностью 33 000 л. с. каждый. Все ГТЗА состояли из двух турбин: ТВД — турбины активного типа (высокого давления) и ТНД — двухпроточной турбины реактивного типа (низкого давления), а также конденсатора и зубчатой передачи с главным упорным подшипником, валоповортным и тормозным устройствами.
В соответствии с техпроектом ЭМ проекта 56 имел водоизмещение: стандартное — 2662 тонн, полное —3230 тонн. Наибольшие главные измерения корпуса: длина — 126,1 м, ширина — 12,7 м, осадка — 4,2 м. Скорость хода: полного — 38 узлов, оперативно-экономического — 17,9 узлов. Дальность плавания 685 миль при 37,9 узлах и 388O миль при 14,7 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж 284 человека. Для компенсации снижения остойчивости пришлось искать пути уменьшения весовой нагрузки. Поэтому пошли на применение алюминиево-магниевых сплавов типа АМГ.
Вооружение проекта 56 было почти аналогичным вооружению ЭМ проекта 41. Различие заключалось в установке совмещенных четырех 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ, которые разместили ромбом: в носу, в корме и побортно (в районе грот-мачты), отказались от 25-мм автоматов, вместо СПН-500 установили стабилизированный командно-дальномерный пост СВП-42-50 со стрельбовой РЛС “Якорь-М”, а навигационную РЛС “Риф” заменили на РЛС “Нептун”. Вооружение: две сдвоенные 130-мм установки СМ-2, стабилизированные, палубно-башенные, универсальные, полуавтоматические; четыре счетверенных зенитных 45-мм автомата СМ-20-ЗИФ; 2×5 – 533-мм ТА; шесть бомбометов БМБ-2; два кормовых бомбосбрасывателя.
Главный командный пункт (ГКП) эскадренного миноносца проекта 56 включал в себя ходовые мостик и рубку, штурманскую рубку, рубку внутриэскадренной связи и шифр-пост. ГКП был оснащён боевым информационным постом «Звено-56», основу которого составлял круглый электронный планшет обстановки, на который транслировалась радиолокационная картинка с РЛС «Фут-Н».

Сроки и время проектирования
Технический проект: 1951 г.
Рабочий проект: 1952 г.
Сдача головного заказа: 1955 г.
Головной корабль проекта 56—эсминец “Спокойный” — был предъявлен на испытания в 1953 году. Первые пробы показали, что проектной скорости и на этом корабле достичь не удалось. Более глубокий и детальный анализ причин этого привел к выводу, что размещение рулей, кронштейнов гребных валов и вообще компоновка комплекса “корпус-винт” были неоптимальными.
Постройка кораблей по пр. 56 велась на трех заводах:
• з-д им. А.А. Жданова (»Северная верфь»), Ленинград – 12 ед.;
• з-д им. 61 Коммунара, г. Николаев – 8 ед;
• з-д им. Ленинского Комсомола., г. Комсомольск на Амуре – 7 ед.
Ещё 3 корпуса, заложенные по проекту 56, достраивались уже по проектам 56-ЭМ и 56-М.
Эскадренные миноносцы проекта 56 стали последними торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте.

Решением Минсудпрома и Главкома ВМФ от 25/26.7.1955 г. ЦКБ-53 МСП было поручено разработать проект эскадренного миноносца, вооруженного ракетами КСЩ в корпусе эсминца проекта 56. В качестве экспериментального корабля был выбран эсминец «Бедовый», строившийся на Николаевском заводе им. 61-го Коммунара по проекта 56 находившийся в начальной стадии постройки. Одновременно с этим ЦКБ-53 выполняло технический проект переоборудования, получивший номер проекта 56ЭМ (экспериментальный, модифицированный). Совместное решение ГК ВМФ и Министра судостроительной промышленности от 16 апреля 1956 г. предусматривало разработку рабочего проекта 56М по типу экспериментального корабля – эсминца «Бедовый». При этом на серийном корабле проекта 56М по сравнению с проекта 56ЭМ вносились следующие изменения: зенитные 45-мм автоматы СМ-20-ЗиФ заменяются на 57-мм автоматы ЗиФ-75; устанавливается торпедное вооружение из двух двухтрубных торпедных аппаратов 533-мм; устанавливаются две РБУ-2500; предусматривается противоатомная защита (ПАЗ); проводятся мероприятия по повышению остойчивости. Для ускорения работ по строительству корабля проекта 56М, получившего название «Прозорливый», было принято решение производить выпуск рабочих чертежей без разработки технического проекта. По кораблестроительной части проекта 56М отличался от базового корабля «чистого» проекта 56 сравнительно немногим. Установка ПКР в неизмененном корпусе потребовала перекомпоновки кормовой надстройки, замены 130-мм и 45-мм орудий на пусковую установку и пост предстартовой подготовки ракет, изменения подбашенных помещений с целью размещения ПКР КСЩ вместо погребов 130-мм и 45-мм боезапаса. В районе погреба КСЩ пришлось «передвинуть» две главные водонепроницаемые переборки.

К усилению противолодочного вооружения эсминцев проектов 56 по 56-пло приступили уже в 1958 году. Одиннадцать кораблей этой серии прошли модернизацию, в ходе которой были сняты второй торпедный аппарат и бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-6000 или РБУ-2500. Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как противокорабельными, так и противолодочными торпедами. Еще ряд эсминцев в 1969—1971 годах модернизировали по проекту 56-а более кардинально.

МОДЕРНИЗАЦИЯ
• Проект 56ЭМ (56М) 1956 г. Размещен ударный ракетный комплекс «КСЩ». По этому проекту достроено 3 корабля. Гл. конструктор Якоб О.Ф.
• Проект 56К 1959 г. ЭМ «Бравый» был оборудован комплексом ЗУРО «Волна» для проведения испытаний опытного образца.
Гл. конструктор Таптыгин А.И., зам. гл. конструктора Кожевников А.Н.
• Проект 56А и проект 56ПЛО 1964 г. Дальнейшее усиление ПЛО и ПВО: торпедными аппаратами, переоборудованными для стрельбы по ПЛ; комплексом ЗУРО «Волна». Установлены два реактивных бомбомета РБУ-2500 с системой управления стрельбой.
Гл. конструктор Масленников К.А., зам. ГК Абрашкевич В.В. и Чернавский А.Я.
ЭМ»Справедливый» был передан ВМС Польши (»Варшава»).
• Проект 56У 1969 г. Заменен ракетный комплекс «КСЩ» на комплекс УРО П-15М. Установлены 76,2 мм АУ АК-726.
Гл. конструктор Королевич В.Г., зам. гл. конструктора Жуков П.И.
• Проект 56ПМ 1969 г. установлена буксируемая гидроакустическая станция переменной глубины.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
• Стандартное: 2 670 т.
• Полное: 3 230 т.
Длина наибольшая: 126,2 м
Ширина наибольшая: 12,8 м
Осадка при полном водоизмещении: 4,26 м
Силовые установки
Энергетическая установка: Главная энергетическая установка котлотурбинная, суммарной мощностью 72 000 л.с. ГТЗА ТВ8 (2 х 36 000 л.с.), 4 главных котла КВ-76
Электроэнергетическая система: Суммарной мощностью 1 200 кВт. турбогенераторы ТД12 (2 х 400 кВт.),
дизельгенераторы ДГ-200/1 (2 х 200 кВт.).
Скорость полного хода: 38,0 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 18,0 уз
Дальность плавания: 3 200 миль
Автономность по запасам провизии: 10 суток
Комплектация: 284 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское: 2- 130 мм спаренные установки в башнях СМ-2-1 с СУ «Сфера-56″;
2- 45 мм счетверенные палубно-щитовые зенитные установки СМ-20-ЗИФ с СУ «Фут-56″.
Торпедное и противолодочное: 2 – ПТА 53-56,
6 бомбометов БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя
Радиотехническое: РЛС обнаружения воздушных целей «Фут-Н»;
РЛС обнаружения надводных целей «Риф»;
ГЛС «Пегас-2″.

Источники:
• www.severnoe.com,
• Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — С. 104. — 304 с,
• www.rusarmy.com,
• russ-flot.narod.ru,
• armyman.info
и др.

ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «НАСТОЙЧИВЫЙ» ПРОЕКТА 56А НА ПАРАДЕ В ЛЕНИНГРАДЕ. НОЯБРЬ 1973
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ ПРОЕКТА 56А
ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ «НЕУСТРАШИМЫЙ» ПРОЕКТА 41
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
АРТИЛЛЕРИИ МР-104 «РЫСЬ»
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ГЛАВНОГО КАЛИБРА «СФЕРА-56»
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕНИТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ «ФУТ-Б»
ГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ «ПЕГАС-2М»
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭСМИНЦЫ, ЛИДЕРЫ
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ