САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО
ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ E-767 (АВАКС)
THE AIRCRAFT AIRBORNE EARLY
WARNING AND CONTROL E-767 (AWACS)

28.06.2020

Согласно контракту, опубликованному Министерством обороны США 23 июня 2020 года, компания Boeing получила контракт на сумму 8,471 млн долл США на модернизацию компьютерного оборудования первого японского самолета ДРЛО E-767. Всего могут быть обновлены четыре самолета этого типа.
Военный паритет

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ


САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО
ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ E-767 (АВАКС)

В 1991 г. фирма объявила о начале работ по новому носителю – модернизированному пассажирскому самолету Боинг 767-200R, на котором планировалось устанавливать бортовое оборудование, аналогичное используемому на Е-3С.
Самолет дальнего радиолокационного наблюдения , командования и управления (С2 – command and control) 767 AWACS был создан американской фирмой Boeing по заказу ВВС Японии. Самолет создан на базе гражданского самолета Boeing 767-200. Первый прототип совершил полет в октябре 1994 года. Серийный выпуск начался в 1996 году. Cамолет получил обозначение E-767.
В общих чертах представляет собой радиолокационное оборудование самолёта Boeing E-3 Sentry, установленное на самолёт Boeing 767-200. Предназначен для осуществления контроля воздушного пространства, поиска воздушных целей.
Выбранная модель самолета имеет преимущества перед Boeing 707, на базе которого создан E-3 Sentry. У 767 модели грузовой отсек на 50% объемнее, самолет может нести большую полезную нагрузку на большее расстояние и летать выше 707. Экипаж 767 уменьшен до 2 человек, по сравнению с 707.
На E-767 установлены РЛС AN/APY-2, система пассивной радиоэлектронной разведки AN/AYR-1, система автоматизированного распределения каналов передачи информации по времени и частоте JTIDS.
Основным оборудованием самолета E-767 служит основной радар AN/APY-2 системы IFF (Information Friend or Foe) – c наружной антенной 9,1 м в диаметре. Дальность обнаружения целей составляет 320 км. Обработкой сигналов занимается центральный компьютер Lockheed Martin CC-2E ( в 5 раз вместительнее СС-2 установленного на E-3)
Заказ на самолёты поступил от ВВС Японии в 1992 г. Самолёты переоборудовались из пассажирских Boeing 767. 9 августа 1996 г. совершён первый полёт переоборудованного варианта.

Первый полет «чистый Боинг 767″ (заводской номер N767JA), предназначенный для модернизации в самолет ДРЛО, выполнил 10 октября 1994 г. на заводском аэродроме фирмы и Сиэтле, после чего машину передали на завод Боинга в г. Уичита, где проводилась модернизация планера под монтаж специализированных бортовых систем. Установка самих систем, антенны и обтекателя РАС производились в Сиэтле, для чего машину опять перегоняли к «месту ее рождения». Второй Боинг совершил аналогичные «круизы» в 1995 г. На первом самолете монтажные работы но установке РАС были завершены лотом 1996 г.. впервые в варианте ДРЛО Боинг 767 N767JA поднялся в воздух 9 августа 1996 г., однако работы по интеграции бортового комплекса продолжались еще несколько месяцев. Оба самолета удалось подготовить для передачи заказчику в начале 1998 г.; 23 марта самолеты приземлились в Японии. Еще два заказанных Боинга 767 AWACS японцы получили 5 января 1999 г.

Компания «Боинг» в 2014 году приступает к модернизации боевых систем парка самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-767 (АВАКС) ВВС Сил самообороны Японии. Начальный контракт стоимостью 25,6 млн дол в рамках программы «Иностранные военные продажи» на разработку проекта и поставку оборудования для модернизации E-767 ВВС США подписали с «Боингом» 28 октября 2014 года.
Четыре самолета ДРЛОиУ ВВС сил самообороны Японии, принятые на вооружение в 1998-1999 гг., будут оснащены новыми системами. Кроме того, планируется модернизировать объекты наземной инфраструктуры поддержки.
В рамках контракта будут закуплены бортовые компьютеры, системы предупреждения столкновения в воздухе, системы радиоэлектронной разведки, системы государственного опознавания «свой-чужой» следующего поколения AN/UPX-40, ответчики системы государственного опознавания «свой-чужой» AN/APX-119, модернизированные средства связи.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Максимальная взлётная масса: 175000 кг
Длина: 48,51 м
Размах крыла: 47,57 м
Высота: 15,85 м
Силовая установка: 2 × ТВД General Electric CF6-80C2B6FA
Тяга: 2 × 27986 кгс
Максимальная скорость: более 800 км/ч
Практическая дальность: 9290 – 10370 км
Практический потолок: 12200 – 13100 м
Продолжительность полета, ч – при радиусе патрулирования в 1000 км 9,25
Продолжительность полета, ч – при радиусе патрулирования в 300 км 13
Экипаж: 2 пилота и 19 (22) операторов

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

радиолокационная станция AN/APY-2
Диаметр антены, м 9,1
Высота антены, м 1,8
аппаратура распределения тактической информации
комплект КВ- и УКВ-радиостанций
радиолокационная станция разведки погоды и решения навигационных задач
инерциальная навигационная система с коррекцией по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR.
Возможности
дальность обнаружения целей — 320 км;
количество одновременно сопровождаемых целей — 300—400;
количество одновременно наводимых истребителей: в автоматическом режиме — 30, по командам — 15.

Источники: worldweapon.ru, ЦАМТО, ru.wikipedia.org, www.nnre.ru, airspot.ru и др.

ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЕТ BOEING 767 (США)
САМОЛЕТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ E-3A SENTRY (США)
САМОЛЕТЫ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ США
САМОЛЕТЫ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ