ДОЛГОПРУДНЕНСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО АВТОМАТИКИ
DOLGOPRUDNY DESIGN BUREAU OF AUTOMATICS

ОАО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» — единственное государственное предприятие в России, занимающееся разработкой и созданием дирижаблей, аэростатов, а также систем специального назначения.
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДКБА ЯВЛЯЮТСЯ:
• проведение исследований и создание перспективных комплексов воздухоплавательной техники, включая дирижабли, свободные и привязные аэростаты, а также разработка конструкционных пленочных, тканепленочных материалов, систем наземного обслуживания и передачи электроэнергии на борт для решения задач воздушной разведки, радиоэлектронного противодействия, ретрансляции связи, радиолокационного дозора, учебно-тренировочных работ;
• разработка и изготовление систем и средств сигнализации о пожаре, устанавливаемых на самолетах и вертолетах, на морских и речных судах, а также на перекачивающих компрессорных станциях предприятий Газпрома России;
• разработка и изготовление мягких конструкций специального назначения.
ОАО «ДКБА» сохраняет свои лидирующие позиции в разработке и изготовлении мягких конструкций для ракетной и космической техники. Производственные подразделения предприятия специализированы по технологическому принципу и оснащены специальным технологическим оборудованием для выпуска продукции, закрепленной за предприятием по тематике Министерства обороны.
С 2012 года, сменив форму собственности, ДКБА вошло в состав ОАО «Концерн радиостроения «Вега», политика которого лежит в русле укрепления оборонно-промышленного комплекса страны. В 2014 году концерн пополнил состав госкорпорации «Ростехнологии» в рамках повышения эффективности её деятельности.

Основные направления деятельности:

• Разработка и создание новых образцов воздухоплавательной техники, включая дирижабли, свободные и привязные аэростаты, а также систем их наземного обслуживания для решения задач воздушного мониторинга, ретрансляции связи, радиолокационного дозора, грузовых и пассажирских перевозок
• Разработка, изготовление, ремонт систем пожарной защиты для воздушных судов
• Разработка, изготовление, ремонт кресел для экипажей и пассажиров воздушных, морских и речных судов, железнодорожного транспорта
• Разработка и изготовление мягких и надувных конструкций для ракетной и космической техники

ИСТОРИЯ
История создания «Долгопрудненского конструкторского бюро» уникальна и неразрывно связана с развитием воздухоплавания в России. В 30-х годах прошлого века Россия лидировала в дирижаблестроении. Уже в 1920 году благодаря усилиям наших предшественников совершил ряд полетов дирижабль «Астра», а в 1924 году под руководством Фомина и Туполева был создан мягкий дирижабль «Московский химик-резинщик». В 1932 году в «Дирижаблестрое» были изготовлены мягкие дирижабли «В-2″ объемом 5000 м3 и «В-3″ объемом 6500 м3.
В 1932…1934 годах под руководством Умберто Нобиле, известного итальянского конструктора-дирижаблиста и исследователя Арктики, у нас в стране были построены первые полужесткие дирижабли «В-5″ объемом 2200 м3 и «СССР В-6 Осоавиахим» объемом 18500 м3, грузоподъемностью 8500 кг. Впоследствии Нобиле в своей книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями» вспоминал – «Это был один из самых счастливых периодов в моей жизни» .
Воздушный корабль «СССР В-6 Осоавиахим» навсегда вошел в историю воздухоплавания. Он совершил много замечательных перелетов по нашей стране, установил международный рекорд продолжительности полета, обогнав знаменитого «Графа Цеппелина». В последующее время начиная с 1940 г. работы по строительству дирижаблей прекратились.
Возрождение воздухоплавательной тематики в стране возобновилось в 1955…1956 годах после осуществленных массовых запусков аэростатов-разведчиков на территорию СССР с различных баз НАТО. В 1956 году воздухоплавательная тематика была поручена ОКБ-424 ГКАТ (бывший «Дирижаблестрой»), главным конструктором которого был назначен Михаил Иванович Гудков (один из конструкторов истребителей «ЛаГГ»). В дальнейшем ОКБ-424 МАП было переименовано в «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», которое и по сей день является единственным государственным воздухоплавательным предприятием в России.
Начиная с 1956 года ФГУП » Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», специализирующееся в области проектирования и строительства образцов воздухоплавательной техники различного целевого назначения, разработало и изготовило целое поколение стратостатов объемом от 4 м3 до 3000000 м3, грузоподъемностью от 1,5 кг до 6,5 т, высотой полета от 1,5 км до 45 км, продолжительностью полета до 20 суток, в том числе и всемирно известный пилотируемый высотный аэростат «Волга», ныне представленный в музее ВВС РФ.
Кроме свободных аэростатов, в «ДКБА» был создан целый ряд привязных аэростатов объемом от 3 м3 до 12000 м3, различных своей по конструкции, характеру решаемых задач, грузоподъемности, высотам подъема и времени нахождения на рабочей высоте. Все созданные привязные аэростаты были разработаны как техника двойного назначения и способны решать широкий круг задач в интересах гражданского сектора (ретрансляция связи, экологический мониторинг, наблюдения и др.).
ФГУП ДКБА также является первым и единственным в стране разработчиком специальных радиационных аэростатов, представляющих собой по конструкции открытую оболочку полусферической формы, выполненную из специального материала, наполненную воздухом (без использования подъемного газа). Подъемная сила в оболочке создается за счет нагрева воздуха от солнечного излучения в дневное время и излучения Земли – в ночное.
В начале 1970-х годов по заказу Министерства обороны конструкторское бюро приступает к разработке аэростатного межконтинентального стратосферного комплекса. Благодаря этому заказу, на принципах конверсии, впервые в нашей стране для народнохозяйственных и бытовых нужд появился полиэтилен. В те же годы начинается изготовление пневматических сооружений военного назначения – надувных ангаров. Вскоре подобные сооружения появились и в народном хозяйстве.
В середине 1970-х годов предприятием был разработан первый отечественный свободный автоматический и радиоуправляемый тепловой аэростат. Позднее на его базе были выпущены тепловые свободные пилотируемые аэростаты международных классов: АХ-5, АХ-7 и АХ-10, не уступающие по ЛТХ зарубежным аналогам, а также первая в стране радиоуправляемая модель беспилотного дирижабля в форме «летающей тарелки».
Специалисты «ДКБА» совместно с Воздухоплавательной службой ВВС РФ в 1986 году поднимали привязной аэростат с мощной осветительной установкой во время аварии на Чернобыльской АЭС для обеспечения телеуправления краном.
В начале 1990-х годов «ДКБА» в кооперации со смежниками по отрасли в рамках НИОКР разработало технический проект и рабочую документацию на экспериментальный дирижабль «ДС-3″ грузоподъемностью 3 т, на базе которого затем были проработаны вопросы возможности создания морского дирижабля радиолокационного дозора экономических зон, а в рамках НИР – многоцелевого дирижабля «Витязь» грузоподъемностью до 20 т.
В рамках работ по воздухоплавательной тематике сотрудники КБ совместно со специалистами других предприятий принимают активное участие в работах по созданию и применению радиопоглощающих материалов, а также флегматизированного (стабилизированного) водорода, который позволяет снизить эксплуатационные затраты по подъемному (несущему) газу в воздухоплавании примерно в 8…10 раз.
Несколько лет назад наши специалисты первыми в мире предложили использовать убирающееся пневматическое поплавковое шасси для самолета-амфибии вертикального взлета и посадки, которое затем успешно прошло все этапы испытаний, а также комплекс оборудования для самолетов «Метеозащита», используемых для рассеивания низкой кучево-дождевой облачности и уничтожения грозовых облаков.
Предприятие также принимало участие в создании систем и агрегатов космического корабля «Буран», самолета-амфибии «Ямал», гидроварианта самолета «Грач» (Т-101В). Участвовало в комплексе работ по созданию пассивных систем торможения для предотвращения накапливания на орбите блоков третьей ступени РН «Союз-2″. Сегодня продолжаются исследования в области создания перспективных энергосистем для орбитальных станций, работающих по принципу «солнечного паруса». Практическим шагом по созданию солнечного парусного корабля стал эксперимент «Знамя-2″, успешно проведенный с помощью ТГК «Прогресс М» и подтвердивший правильность выбранных конструктивных решений и техническую возможность создания на орбите крупногабаритных бескаркасных пленочных конструкций.
Уже более 30 лет ФГУП является разработчиком кресел для членов экипажей и пассажиров многих типов отечественных гражданских и военно-транспортных самолетов и вертолетов. Разработанные кресла широко используются на судах с подводными крыльями, а также на скоростных поездах. В настоящее время предприятие наряду с разработкой и модернизацией кресел осуществляет их серийное производство и выполняет капитальный ремонт. По отдельным заказам осуществляется разработка и производство малых партий кресел и диванов для подвижных средств, а также кресел специального назначения .
В настоящее время «ДКБА» является единственным отечественным разработчиком систем и средств сигнализации о пожаре, которые устанавливаются на всех типах самолетов и вертолетов, на некоторых типах морских и речных судов, а также других подвижных объектах, кроме того, на перекачивающих компрессорных станциях предприятий Газпрома России.

Телефон/Факс: 8 (495) 408-75-11
Email: dkba@dkba.ru
Адрес: 141700, Московская обл., г. Долгопрудный, ул. Лётная, д. 1
http://www.dkba.ru

АЭРОСТАТНЫЙ КОМПЛЕКС «МАКС»
АЭРОСТАТНЫЙ КОМПЛЕКС ПА1-720Д «ПЕРЕСВЕТ»
КОНЦЕРН РАДИОСТРОЕНИЯ «ВЕГА»

© А.В.Карпенко 2014-2017/A.V.Karpenko 2014-2017

Рейтинг@Mail.ru Page Rank of Website Map

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦАНОВОСТИПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ, ОБЩИЕ ТЕМЫВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА,СОБЫТИЯФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"АРХИВ НОВОСТЕЙ/NEWS ARCHIVEКАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫВТС «БАСТИОН»ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН»ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯКОНТАКТЫ/CONTACT