ЭСКАДРЕННЫЙ МИНОНОСЕЦ DD-963 SPRUANCE (США)

DESTROYER DD-963 SPRUANCE (USA)

Эскадренные миноносцы типа Spruance являются универсальными боевыми кораблями, способными решать широкий круг задач, в том числе наносить удары по береговым объектам.
Проект эскадренного миноносца типа Spruance был разработан конструкторским бюро фирмы Litton Ship Systems в Калвер-Сити (Калифорния). В связи с тем, что ВМС США стремилось в кратчайшие сроки получить требуемое количество высокоэффективных кораблей охранения, решение о постройке серии из 30 единиц было принято в 1970 году, то есть до испытаний головного эсминца. В связи со спешностью работ, проектанты разместили на эсминце типа Spruance только апробированные системы вооружения, предусмотрев возможность установки нового вооружения, находящегося в стадии разработки. Для обеспечения возможности размещения дополнительных систем вооружения был выделен запас водоизмещения, зарезервированы объёмы корпуса и энергетические мощности, а также приняты дополнительные запасы по остойчивости, прочности корпуса, жилым помещениям и продовольственному снабжению (порядка 20 %).
Эскадренный миноносец «Spruance» предназначен для обеспечения противолодочной обороны корабельных соединений и групп кораблей и судов в море, оказания огневой поддержки десантам и сухопутным войскам, ведения борьбы с надводными кораблями и защиты морских коммуникаций.
Корпус корабля выполнен из стали, полностью сварной, с удлинённым полубаком, клиперским носом и транцевой кормой. Благодаря наличию полубака все палубы корабля сделаны параллельными конструктивной ватерлинии, что технологически упростило установку оборудования и вооружения. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками, доходящими (кроме одной кормовой) до палубы полубака, на 13 отсеков. На большей части длины (от района отсеков энергетической установки до кормового среза полубака) корпус имеет второе дно. Обводы корпуса эсминцев типа Spruance способствуют уменьшению бортовой и килевой качки, снижают сопротивление воды движению корабля. Корабли типа также оснащены системами стабилизации качки на волнении (скуловыми килями) протяжённостью около 25 % длины корпуса.
Звукопрозрачная часть бульбового обтекателя антенны гидроакустической станции SQS-53B/C выполнена из армированной резины. Этой резиной обтянута третья часть корпуса. Большое удлинение корпуса корабля улучшает пропульсивный коэффициент, но способствует сильной подверженности корабля бортовой качке и заливанию, что в свою очередь сужает диапазон использования оружия и ухудшает условия обитаемости в штормовую погоду.
На эсминцах типа Spruance используются различные шумопоглощающие устройства и покрытия, а также малошумное энергетическое оборудование. Для снижения уровня собственных помех работе гидроакустической станции в бульбовом обтекателе смонтирован звукоизолирующий коффердам, использованы акустические покрытия корпуса, установлены звукоизолирующие кожухи для механизмов и оборудования, а последнее размещается на амортизированных фундаментах. Для снижения акустического поля, возникающего от работы винтов, служит система PRARIE, подводящая воздух чере отверстия входящих кромок лопастей и вокруг ступицы. Акустическое поле, возникающее от трения подводной части корпуса об воду, призвано снижать система Masker, посредством подвода воздуха через размещаемые в плоскости шпангоутов отверстия.
Надстройка и мачты эскадренных миноносцев типа Spruance выполнены из алюминиево-магниевых сплавов. В носовом, трёхъярусном, блоке надстройки расположены ходовой мостик, боевой информационный центр (находится под ходовой рубкой), к которому непосредственно примыкает пост гидроакустики, а также отсеки систем вентиляции и кондиционирования). Другую часть надстройки занимают газоходы и шахты вентиляции, ангар для двух вертолётов SH-60 Sea Hawk (в кормовой её части), отсеки высокочастотных блоков и вспомогательных механизмов.

Эсминцы типа Spruance стали первыми крупными кораблями ВМС США, имеющими в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) агрегат из четырёх газотурбинных двигателей General Electric LM2500 общей мощностью 80 000 л. с. (60 мВт). ГЭУ занимает четыре отсека и размещена эшелоннированно в двух машинных отделениях, разделённых двумя отсеками вспомогательных механизмов. Так как газотурбинные двигатели General Electric LM2500 имеют одностороннее вращение, для обеспечения противоположного вращения гребных винтов было выбрано обратное расположение установок правого и левого бортов. Двигатели и редуктор каждого эшелона установлены на общей фундаментной плите на амортизирующих опорах. Двигатели оборудованы защитными звукоизолирующими кожухами, внутрь которых подаётся воздух для охлаждения двигателей. Воздухозаборники находятся в верхней части надстройки, через вохдуховоды может осуществляться погрузка и выгрузка двигателей. Замерзанию воздуховодов препятствует предварительное нагревание воздушного потока путём смешивания его с нагретым воздухом системы охлаждения силовых блоков. Так как выхлопные газы ГЭУ имеют температуру 371—482 ° C, для их охлаждения применена эжекция. Благодаря её применению оборудование, установленное на мачте на расстоянии не менее семи метров от трубы, может нагреваться отходящими газами максимум до 79 °.
Главная энергетическая установка является всережимной, с винтами регулируемого шага. Каждый вал через двухступенчатый редуктор (с раздвоением мощности) и соединительные муфты приводится в движение от двух газовых турбин LМ-2500, имеющих на полной мощности удельный расход топлива 190 г/л. с. в час. Для уменьшения расхода топлива на сниженных ходах, предусматривается возможность отключения части турбин.
Главные размерения эскадренных миноносцев характеризовались следующими значениями. Длина корабля — 171,7 м (максимальная), 161,2 м — по конструктивной ватерлинии, ширина — 16,82 м (максимальная), 16,8 м по ватерлинии. Осадка полная — 5,8 м (8,8 м по бульбовому обтекателю антенны гидроакустической станции). Стандартное водоизмещение — 7410 длинных тонн, полное — 9250 т.

Первоначальный состав вооружения кораблей серии включал:
• Две одноствольные 127-мм артиллерийские установки Mark 45;
• Одну восьмиконтейнерную пусковую установку противолодочных ракет ASROC;
• Зенитный ракетный комплекс Sea Sparrow Mark 29 (одна восьмиконтейнерная пусковая установке,боезапас — 24 зенитные управляемые ракеты);
• Два трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата Mark 32 (впервые в практике американского кораблестроенияторпедные аппараты были установлены внутри корпуса, под палубой полубака, а стрельба производиласьчерез бортовые лацпорты), общий боезапас торпед Mark 46 — 14, запасные из них хранились выгородкеторпедных аппаратов, в специальных ложементах;
• Два шестиствольных 20-мм зенитно-артиллерийских комплекса Mark 15 Phalanx CIWS (боезапас — 18 000выстрелов);
• Два 12,7-мм пулемёта;
• Два противолодочных вертолёта SH-60B с базированием в вертолётном ангаре.
Всего в 1972—1983 годах был построен 31 эскадренный миноносец типа Spruance (в рамках программ 1970—1978 финансовых годов). Развитием типа стали четыре эсминца типа «Кидд», строившиеся для Ирана, но в связи с событиями Зелёной революции в Иране, вступившие в состав ВМС США.

В 1980-х вместо пусковых установок и погреба боезапаса ПЛРК ASROC на кораблях были смонтированы универсальные вертикальные пусковые установки (ВПУ). Семь кораблей получили две счетверенные бронированные ПУ типа Мк44 для запуска крылатых ракет (КР) Tomahawk, а остальные – ВПУ Мк 41 Mod.2. Официально стандартный состав боезапаса ВПУ на эсминцах типа Spruance включал в себя 45 КР Tomahawk и 16 ПЛУР ASROC. Однако на практике эти корабли несли только четыре ПЛУР.
ЗРК Standard получили двенадцать кораблей: два в рамках программы 2002 финансового года, по три — в рамках 2003 и 2004 финансовых годов, а четыре — в рамках 2005 финансового года. При этом управление ракетами могло производиться с кораблей, оснащенных комплексом Aegis (в рамках системы СЕС-Cooperative Engagement Capability).

Десять кораблей (по другим данным двенадцать) вооружили ЗРК RIM-116 RAM.
В 1987 г. было решено модернизировать комплекс РЭБ до уровня SLO-32(V)3, а на первых шести эсминцах установить уже модернизированный комплекс. Однако впоследствии комплекс SLQ-32(V)2 модернизировали до уровня SLQ-32(V)5.
На всех кораблях (кроме Harry W. Hill) в процессе эксплуатации была установлена система Мк 23 (TAS-Taiget Acquisition System), позволяющая обнаруживать низколетящие скоростные цели, а антенну РЛС обнаружения НЦ SPS-55 перенесли на большую высоту для размещения аппаратуры связи с вертолетами системы LAMPS III. В середине 1990-х гг., во время проведения капитальных ремонтов, на всех ЭМ типа Spruance установили интегрированную систему защиты от ПКР SYQ-I7 (RAIDS – Rapid Antiship Missile Integrated Defence System).
Ha Briscoe в начале 1980-х годов для проведения испытаний был установлен прототип системы спутниковой связи SATCOM – USC-38 (V) EHF (FLTSAT-7), Однако большинство кораблей типа Spruance оснастили системой SATCOM типа WSC-6 SHF. На Briscoe также модернизировали СУ АО 127-мм АУ. Она получила литерное обозначение Мк 86 Mod 10 (вместо ЭВМ Мк 152 в ней использовали ЭВМ UYK-7). Она предназначалась для проведения опытов по применению активно-реактивных снарядов ПХ-171 выстрела ERGM.
Все корабли в ходе эксплуатации получили ГАК SQO-89(V)6, десять кораблей были оборудованы системой обнаружения торпед TRAPS (Torpedo Recognition and Alertment System), интегрированной в SQO-89(V)6.
Ha Hayler во время ремонта 1994-1995 гг. установили многоканальную систему обнаружения торпед и предупреждения о торпедной атаке MSTRAS (Multi-Sensor Torpedo Recognition aud Alertment System).
В 1997 г. на Arthur W. Radford установили опытную, изготовленную из композитных материалов закрытую мачту с системой датчиков AEM/S (Advanced Enclosed Mast-Sensor System), которая должна была обеспечить низкие значения вторичного радиолокационного поля и лучшие условия для обслуживания систем обнаружения.
В августе 1998 г. на Stump испытывалась автоматическая радиолокационная система обнаружения и опознавания целей (Automatic Radar Periscope Detection and Discrimination System), а на Peterson — система постановки ложных целей «Nulka”.
В 1998 г. на Cushing испытывался прототип телеуправляемой противоминной системы RMOP (V) 2 (Remote Minehunling Operational Prototype).
После модернизации эсминцы типа Spruance получили на вооружении ПКРК Harpoon и КР Tomahawk, что позволило им наносить удары по надводным кораблям и береговым объектам.
12 февраля 1988 года USS Caron (DD-970) участвовал в столкновении кораблей ВМС США и СССР в Чёрном море. На эсминец навалился советский сторожевой корабль СКР-6, серьезных повреждений USS Caron не получил.
Эсминцы типа Spruance участвовали во многих конфликтах – война в Персидском заливе (1991 г.), война с Ираком (1996 г.), бомбардировки Югославии (1999 г.) и др.
USS Comte de Grasse (DD 974), Merrill (DD 976), Conolly (DD 979), John Rodger (DD 983), Leftwich (DD 984), Cashing (DD 985) и Ingersoll (DD 990) – корабли, не оборудованные ВПУ, в марте-сентябре 1998 г. исключили из боевого состава ВМС.
К 2005 году все корабли были исключены из состава ВМС США.
В 2005 году после капитального ремонта и переоборудования один ЭМ DD-964 Paul F. Foster снова был призван на службу в качестве судна для испытаний систем самозащиты (Self Defense Test Ship) EDD-964.

СЕРИЯ:
1. USS Spruance (DD-963)
2. USS Paul F. Foster (DD-964)
3. USS Kinkaid (DD-965)
4. USS Hewitt (DD-966)
5. USS Elliot (DD-967)
6. USS Arthur W. Radford (DD-968)
7. USS Peterson (DD-969)
8. USS Caron (DD-970)
9. USS David R. Ray (DD-971)
10. USS Oldendorf (DD-972)
11. USS John Young (DD-973)
12. USS Comte de Grasse (DD-974)
13. USS O’Brien (DD-975)
14. USS Merrill (DD-976)
15. USS Briscoe (DD-977)
16. USS Stump (DD-978)
17. USS Conolly (DD-979)
18. USS Moosbrugger (DD-980)
19. USS John Hancock (DD-981)
20. USS Nicholson (DD-982)
21. USS John Rodgers (DD-983)
22. USS Leftwich (DD-984)
23. USS Cushing (DD-985)
24. USS Harry W. Hill (DD-986)
25. USS O’Bannon (DD-987)
26. USS Thorn (DD-988)
27. USS Deyo (DD-989)
28. USS Ingersoll (DD-990)
29. USS Fife (DD-991)
30. USS Fletcher (DD-992)
31. USS Hayler (DD-997)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, т:
- стандартное 7410
- полное 9250
Длина, м:
- максимальная 171,7
- по КВЛ 161,2
Ширина, м 16,82
Осадка, м:
- с обтекателем ГАС 8,8
- без обтекателем ГАС 5,8
Скорость хода, узл.:
- полная 32,5
- экономическая 17
Дальность плавания, миль (скорость, узл.) 8000 (17), 6000 (20), 3300 (30)
Автономность плавания, сут. 45
Экипаж, чел. 354 (в том числе 24 офицера) + авиагруппа (39 человек, в том числе 9 офицеров)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное 2×4 ПУ Mk 44 крылатых ракет «Томагавк» (после модернизации, на 7 кораблях), 45 ракет «Томагавк» в вертикальной ПУ Mark 41 VLS (после модернизации, на остальных 24 кораблях)
Противокорабельные ракеты 2×4 ПУ ПКР «Гарпун» (после модернизации, на USS Hayler — изначально)
Артиллерия
- 2×1 127-мм АУ Mark 45mod. 0—1 (боезапас — 600 выстрелов на АУ)
- 2×6 20-мм ЗАК Mark 15 Phalanx CIWS
Зенитное ракетное
- 1×8 ПУ ЗУР Sea Sparrow Mark 29 (24 ЗУР),
- 1×21 ПУ ЗУР RAM (на некоторых кораблях после прохождения модернизации)
Противолодочное
1×8 ПУ ПЛУР ASROC, после модернизации на части кораблей — 1×61 ВПУ Mark 41 (4—16 ПЛУР ASROC)
Минно-торпедное
2×3 324-мм ТА Mark 32 (14торпед Mark 46)
Авиационное
2 вертолёта Sikorsky SH-60 Seahawk LAMPS III

Источники: armyman.info, ru.wikipedia.org, wiki.wargaming.net, ship.bsu.by и др.

ОПЫТОВОЕ СУДНО ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМ САМООБОРОНЫ EDD-964 PAUL F. FOSTER (США)
КРЕЙСЕР УРО ТИПА CG-47 TICONDEROGA (США)