ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-9М

THE PROJECT OF A MISSILE COMPLEX D-9M

В соответствии с решением Комиссии по военно-промышленным вопросам, принятым в июле 1968 г., в декабре 1970 г. был представлен аванпроект ракетного комплекса Д-9М.
В январе 1971 г. семнадцать научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро оборонных отраслей промышленности подготовили предложения по проведению опытно-конструкторских работ по комплексу Д-9М, а в мае 1971 г. КБ машиностроения в НИР «Вега-12» представило программу развития морских стратегических сил на 1971–1985 гг. Существо технических решений и предложений, изложенных в перечисленных документах, заключалось в следующем:
– создание для одной ракеты-носителя трех боевых нагрузок: с одним, тремя или восемью боевыми блоками различного класса мощности; реализация решения обеспечивала расширение технических возможностей ракеты, увеличивала модернизационный потенциал, позволяла гибко реагировать на изменения военно-политических условий;
– применение различных компонентов топлива: штатного – азотный тетраксид с несимметричным диметилгидразином или менее отработанного – тетраксида с тиксотропной суспензией алюминия в гидразине; во втором случае значительно повышаются энергетические возможности ракеты, ее
технические характеристики и эффективность;
– использование ракетных шахт со штатным диаметром 2,1 м и различной высотой 14,0, 14,5 и 15,0 м; двух типов пусковых установок:
аналогичной комплексу Д-9 и капсульного пускового устройства – капсула с ракетой всплывает из шахты подводной лодки на открытую поверхность воды или в полынью, далее ракета стартует из капсулы;
капсульный старт позволяет улучшить эксплуатационные характеристики жидкостной ракеты на подводной лодке (исключить цистерны кольцевого зазора, обеспечить минимальный разбаланс, отказаться от предстартового наддува ракеты от систем корабля, реализовать аварийный выброс);
– размещение ракет и систем комплекса Д-9М на переоборудованных подводных лодках пр. 667А (с врезкой нового ракетного отсека на судостроительных заводах) и пр. 667Б (на судоремонтных или судостроительных заводах); на новых подводных лодках; это обеспечивало ускоренный вывод из боевого состава флота моноблочных ракет и ракет средней дальности стрельбы, сокращало программу строительства новых подводных лодок, увеличивало эффективность стратегического сдерживания при фиксированном количестве подводных лодок в боевом составе, значительно снижало затраты.
По аванпроекту и предложениям разработчиков решение о проведении опытно-конструкторской разработки ни в начале, ни в середине 1971 г. не принималось. Рождалась явная тенденция волевого перехода на твердотопливные морские ракеты, которая основывалась на ожидаемом и заявленном улучшении твердотопливных технологий при отсутствии их востребованности, в этот период, для межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями.
Как указывалось раньше, к разработке таких МБР пришли лишь в 1976 г. Напомним, что опытно-конструкторская разработка морской твердотопливной ракеты средней дальности с разделяющейся головной частью была задана постановлением правительства в июне 1971 г. Чуть позже, но также в июне 1971 г., решением Комиссии по военно-промышленным вопросам была задана разработка аванпроекта комплекса Д-19 с межконтинентальной твердотопливной ракетой с разделяющимися головными частями и новой подводной лодки пр. 941, входящих в морскую стратегическую ракетную систему «Тайфун».
Что касается обсуждаемого вопроса (Д-9М), то здесь реализовалась задержка в разработке. Но жизнь продолжается и вносит свои коррективы в самые благие (или не благие) намерения. В том числе, в ожидания по твердотопливному направлению и по характеристикам, и по срокам реализации. Но это не главное. Главное в том, что логика «холодной» войны, логика паритета в стратегических вооружениях СССР и США требовала незамедлительного создания и развертывания не только отечественных МБР, но и отечественных БРПЛ с разделяющимися головными частями. К этому же вели переговоры по ограничению стратегических и оборонительных, и наступательных вооружений. После обсуждения возникших проблем министр общего машиностроения в июле 1972 г. приказал в кратчайшие сроки разработать предэскизный проект комплекса Д-9Р (предшествующий индекс – Д-9М) с жидкостной межконтинентальной ракетой Р-29Р, оснащаемой разделяющимися головными частями.
Предэскизный проект был завершен в декабре 1972 г. В нем так же, как и в аванпроекте по Р-29М, была предложена ракета с тремя боевыми комплектностями. Потеря темпа разработки (1,5 года или 25% от заявленного в аванпроекте времени) и задача завершить работы, включая государственные летные испытания, за три года привели к отказу от ряда прогрессивных технических решений и предложений аванпроекта. Так, например, не в полной мере были использованы возможности улучшения эксплуатационных свойств, возможности увеличения энергетики ракет в интересах достижения повышенной дальности, а также точности стрельбы и т.д. Все делалось в интересах скорейшей демонстрации наличия морских ракет с разделяющейся головной частью.
Опытно-конструкторская разработка комплекса Д-9Р с ракетой Р-29Р задана 13 февраля 1973 г. Совместные (государственные) летные испытания с подводной лодки завершены 30 декабря 1976 г. Наличие у морских ракет разделяющейся головной части продемонстрировано пуском 25 октября 1975 г., то есть через 2 года и 8 месяцев после официального начала разработки.

Источники: СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»/ Составители Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; Под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря. – М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный Парад», 2007. – 408 с.: илл.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)