РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-19У С РАКЕТОЙ Р-39У

MISSILE COMPLEX D-19U WITH MISSILES R-39U

Модернизация комплекса Д-19 и ракеты Р-39 была проведена по постановлениям правительства, принятым в апреле 1984 г. и в мае 1985 г. На ракете установлен новый малогабаритный боевой блок малого класса мощности. Блок разработан для комплекса Д-9РМУ и по своим показателям (техническому уровню) не уступал зарубежными аналогам. Специальными пусками подтверждена возможность боевого применения ракет в высоких широтах Арктики. Внедрен алгоритм разведения боевых блоков на индивидуальные точки прицеливания в так называемой произвольной (или свободной) зоне, увеличен диапазон разведения на дальностях стрельбы меньше максимальной, сняты ограничения, связанные с фиксированной конфигурацией зоны разведения. При совместных летных испытаниях было проведено десять пусков. Впервые такой подход был разработан для ракет Р-29РМ. На вооружение комплекс Д-19У принят в январе 1988 г.

Последующая утилизация ракет Р-39(У), а следовательно, и их зарядов твердого топлива, являющихся высококонцентрированными источниками тепловой энергии, свелось к решению сложной научно-технической задачи.
Одновременно представилась редкая возможность изучить и исследовать в процессе ликвидации состояние зарядов, являющихся конструкцией из полимерной композиции, свыше 20 лет находившейся под воздействием различных нагрузок.
В 2000 году ГРЦ Макеева в кооперации со Златоустовским машзаводом, ФНПЦ «Алтай» и Южно-Уральским специализированным центром утилизации по контракту, заключенному с Агентством по уменьшению угрозы министерства обороны США, приступил к работам по ликвидации твердотопливных баллистических ракет Р-39(У).
На Златоустовском машзаводе разбирались ракеты на ступени, расснаряжались твердотопливные вспомогательные двигатели, в Федеральном центре «Алтай» сжигались все твердотопливные заряды. Заряды маршевых двигателей трех ступеней сжигались без соплового блока с истечением продуктов горения через фланец заднего днища корпуса.
Южно-Уральский центр утилизации разделывал и захоронивал остатки двигателей после сжигания. Всего к 2010 году было уничтожено более 160 маршевых двигателей.
В процессе проведения работ создана и внедрена технология сжиганий как единого научно-производственного процесса, включающего в себя системы: технологической подготовки, организации и проведения сжиганий; эксплуатационной и экологической безопасности; управления качеством. Эта технология сжиганий твердотопливных
двигателей без соплового блока позволяет минимизировать факторы риска и гарантировать качество и безопасность работ.
Экологическая безопасность сжигания маршевых двигателей без сопла на открытом стенде обеспечивается использованием системы водного орошения струи продуктов сгорания, осаждения вредных компонентов (хлористого водорода HCl и оксида алюминия Аl203) в рабочей зоне стенда и вторичной нейтрализацией полученных технологических стоков. Орошение продуктов сгорания в темпе испытания проводится кольцевыми коллекторами, расположенными вдоль струи продуктов сгорания. Стоки отводятся в накопительный бассейн и нейтрализуются гашеной известью. Полученная при этом технически чистая вода возвращается в систему стенда, а твердая фаза, содержащая оксид алюминия, идет на дальнейшую переработку.
Оценки, проведенные Институтом водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН, показали, что при соблюдении технологии сжигания твердотопливных двигателей и экологически благоприятных метеоусловиях риск для населения г. Бийска и экосистем оценивается как весьма низкий.
Система эксплуатационной безопасности предусматривает в процессе подготовки каждого сжигания анализ факторов риска в целях исключения возможности возникновения аварийных ситуаций при проведении работ. Топлива, используемые в зарядах маршевых двигателей ракет Р-39(У), являются недетонационноспособными в аварийных ситуациях, связанных с нерасчетным ростом внутрикамерного давления. Но взрывной эффект простого разрушения корпуса как сосуда высокого давления может оказаться значительным и привести к серьезным повреждениям стапельной оснастки и стенда в целом. Поэтому оценка работоспособности заряда перед его сжиганием – весьма значимая практическая задача.
Работы, осуществленные на зарядах двигателей ракет Р-39(У) (при продлении сроков их эксплуатации), показывают, что длительная эксплуатация оказывает неравнозначное влияние на характеристики твердых топлив.
Действительно, физико-химическая структура топлив, теплофизические и взрывчатые характеристики, показатели термической стойкости, внутрибаллистические параметры (а следовательно, скорость горения) остаются практически неизменными в течение исследованных сроков эксплуатации.
Результаты экспериментальных исследований зарядов маршевых твердотопливных двигателей ракет Р-39(У) после почти 20 лет их эксплуатации подтверждают правильность технических решений по двигателям, зарядам и топливам, заложенных при проектировании и отработке, и позволяют минимизировать факторы риска при ликвидации зарядов методом сжигания в составе двигателя без сопла.

Источники:
СКБ-385, КБ машиностроения, ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»/ Составители Р.Н. Канин, Н.Н. Тихонов; Под общей редакцией академика РАРАН В.Г. Дегтяря. – М.: Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»; «Военный Парад», 2007. – 408 с.: илл.
Баллистические ракеты морских стратегических ядерных сил СССР и России 1947–2012. – М: Издательский дом «Оружие и технологии», 2012.–108 с.; ил.,
Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева. День за днём 1947–2012. Миасс. 2013

ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-19УТТХ “БАРК”
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-19 С МБР Р-39 (СИСТЕМА “ТАЙФУН”)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАКЕТНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА В.П. МАКЕЕВА (ГРЦ МАКЕЕВА)