ПОДВИЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ЦЕЛИНА-2″

MOBILE MISSILE COMPLEX «CELINA-2″

Работы в Советском Союзе по созданию подвижного грунтового ракетного комплекса с твердотопливной МБР начались в конце 1960-х годов. Первоначально для размещения на грунтовых подвижных пусковых установок использовались легкие твердотопливные МБР со стартовой массой до 50 тонн. С начала 1970-х годов работы продолжались в направлении создания комплекса с ракетой РТ-23 массой 80-90 тонн первоначально с моноблочным боевым оснащением, а затем с разделяющейся головной частью индивидуального наведения, масса ракеты возросла до 105 тонн. Было решено в комплексе иметь несколько рассредоточенных стационарных пусковых установок на каждую ракету и транспортировать к ним скрытно ракеты грунтовыми транспортерами.
В первых проработках по созданию транспортного средства для ракеты РТ-23 рассматривалось гусеничное сочлененное шасси. В 1976 году КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Н.С.Попова создало опытные образцы гусеничного сочлененного шасси «объект 829″, состоящее из четырех секций, на базе опорных катков и гусениц танка Т-80. Вес такого шасси составлял около 200 тонн. Из-за сложности эксплуатации такого шасси в дальнейшем от него отказались и стали создавать колесные машины.
В рамках работ по ракетно-космической тематике в 1979 году вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР на разработку СКБ МАЗ колесного специального транспортера грузоподъемностью 220 т.

С переходом боевого железно-дорожного ракетного и шахтного комплексов на модернизированную ракету РТ-23УТТХ, в грунтовом комплексе стали размещать МБР РТ-23УТТХ (15Ж62).
Ракета грунтового комплекса «Целина-2» аналогична ракете РТ-23УТТХ, так как по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетных комплексов с унифицированной ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» в трех видах базирования: боевой железнодорожный; подвижный грунтовый и шахтный. В ракете использовались основные технические решения, отработанные на ракете 15Ж52.
Головной организацией по подвижному грунтовому ракетному «Целена-2″ был определен Московский институт теплотехники (МИТ) возглавляемый А.Д.Надирадзе. Разработка ракеты для комплекса «Целена-2″осталась за КБ «Южное», генеральный конструктор В.Ф.Уткин.


Специальный транспортер “7904”

В 1983 году Минским автомобильным заводом (МАЗ) был изготовлен опытный образец колесного специального транспортера «7904″, который в том же году был отправлен в НИИП-5 (Байконур) на испытания. Машина предназначалась для использования в ракетно-космической системе «Энергия-Буран» для доставки на космодром упавших на землю отработанных боковых ступеней ракеты-носителя и как шасси для ракетного комплекса. На шасси «7904″, шириной 6,8 метра, был установлен судовой двигатель мощностью 1500 л.с., две параллельно спаренные гидромеханические трансмиссии, 12 ведущих колес диаметром по 3 метра. Управление осуществлялось поворотными передними и задними колесами. Шасси могло использоваться только в пустынной местности. Из-за легкого обнаружения такой машины космическими средствами, было предложено создать шасси для движения в средней полосе Советского Союза, в лесистой местности. Эксплуатация шасси «7904″ позволила накопить необходимый опыт, который был в дальнейшем использован при создании машин для боевого грунтового подвижного ракетного комплекса.


Шасси МАЗ-7906 грунтовой пусковой установки комплекса “Целина-2”

Для комплекса «Целина-2» в СКБ МАЗ было создано два варианта шасси МАЗ-7906 и МАЗ-7907. В начале 1980-х годов проводились испытания обоих вариантов шасси грунтовой транспортной установки грузоподъемностью до 140-150 тонн.
МАЗ-7906 имел гидромеханическую трансмиссию, дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. и колесную формулу 16х16.



Шасси МАЗ-7907 грунтовой пусковой установки комплекса “Целина-2”

МАЗ-7907 имел 12 осей и все колеса ведущие, передние и задние – управляемые. На шасси «7907″ были установлены электротрансмиссия переменного тока и газотурбинный двигатель мощностью 1200 л.с. Радиус поворота машины получился меньше длины автомобиля. Машины была предназначена для эксплуатации со смонтированным оборудованием в условиях бездорожья и она успешно прошли испытания. Шасси «7907″ и «7906 предназначались для транспортировки ракет к месту старта, которых для одной ракеты предполагалось построить несколько.
Из-за сложности эксплуатации подвижный грунтовый комплекс на вооружение принят не был.
В 1996 году МАЗ-7907 использовался для перевозки катера длиной 40 метров и весом 100 тонн из Борисова на озеро Нарочь.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МИТ
Главный конструктор А.Д.Надирадзе
Генеральный конструктор ракеты В.Ф.Уткин
Изготовитель Павлоградский МЗ
Код НАТО SS-Х-24 Scalpel
Наименование по СНВ-1 РС-22
Классификация по СНВ-1 собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)
Тип комплекса подвижный грунтовый с твердотопливной МБР, четвертого поколения
Состояние проходил испытания в начале 1980-х годов
Ракета РТ-23УТТХ (15Ж62)
Дальность стрельбы, км 10000
Головная часть:
- тип РГЧ ИН с комплексом средств преодоления ПРО
- число боевых блоков(ББ) 10
- разработчик заряда ВНИИЭФ
- вес, кг 4050
Боевая ступень:
- тип «тянуще-толкающей» схемы
с десятью боевыми блоками
- размещение блоков в один ярус
- двигатель однокамерный ЖРД «большой» тяги и система ЖРД «малой» тяги
Система управления:
- тип инерциальная с БЦВМ
- разработчик НПО АП
- гл. конструктор В.А.Лапыгин
Органы управления:
- I ступени вдув в закритическую часть сопла инертного газа
Тип старта из ТПК за счет ПАД
Число ступеней ракеты 3 и ступень
разведения боевых блоков (боевая)
Длина ракеты, м:
- полная 23,6
- без головной части 18,8
- в ТПК 22,4
Макс. диаметр корпуса, м 2,4
Стартовый вес, т 104,5
Тип топлива смесевое твердое
Гарантийный срок хранения ракеты, лет 10

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Разработчик КБ «Южное»
Изготовитель Павлоградский механический з-д
Размеры, м:
- длина 9,7
- диаметр 2,4
Вес ступени, т 53,7
Двигатель моноблочный РДТТ 15Д206 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и системой управления вектором тяги на основе вдува горячего камерного газа
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- разработчик корпуса ЦНИИСМ
гл. конструктор В.Д.Протасов
изготовитель СЗП
- разработчик топлива
и заряда НПО «Алтай»
гл. конструктор Я.Ф.Савченко (с 1984 г. – Г.В.Сакович)
изготовитель заряда БХК
- тип топлива смесевое твердое типа Т9-БК
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом, звездообразной формы
- тяга, тс:
на земле 220
в пустоте 240
- тип корпуса органопластиковый типа «кокон»

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
- длина 4,8
- диаметр 2,4
Двигатель моноблочный РДТТ 15Д290 с центральным стационарным частично утопленным в камеру сгорания соплом и с телескопическим сдвигаемым насадком раструба
- разработчик КБ-5 КБ «Южное»
- гл. конструктор В.И.Кукушкин
- изготовитель ПМЗ ПО ЮМЗ
директор В.М.Шкуренко
- разработчик корпуса ЛНПО «Союз»
изготовитель СЗП
- разработчик заряда
и топлива ЛНПО «Союз»
- гл. конструктор снаряженного
корпуса Б.П.Жуков
- изготовитель заряда БХК, ПХЗ
- тип топлива смесевое твердое типа СТАРТ
- тип заряда прочно скрепленный с корпусом канальной формы с наклонной кольцевой проточкой типа «зонтик»
- тяга в пустоте, тс 150

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ:
Размеры, м:
- длина 3,6
- диаметр 2,4
Двигатель РДТТ с центральным неподвижным раздвижным,
частично утопленным соплом
- корпус цельномотанный
типа «кокон»
- материал корпуса композиционный

ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР:
Тип с термостатированием
Размеры, м:
- диаметр 2,7
- длина 18,9

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип стационарная наземная
Число ПУ на одну ракету несколько
Расстояние между ПУ, км несколько

ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 1):
Тип грунтовая подвижная
Шасси МАЗ-7907
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Гл. конструктор шасси Б.Л.Шапошник, В.Е.Чвялов
Полная масса, т 250
Грузоподъемность, т 150
Число осей 12
Колесная формула 24 х 24
Размеры, м:
- длина 322
- высота 5,0-5,5
- ширина 3,2
Тип двигателя газотурбинный ГТД-1200А (»изделие 40″) с электротрансмиссией
на 24 моторколеса с синхронными двигателями переменного тока
- разработчик завод им. В.Я.Климова
- изготовитель Калужский моторостроительный завод
Максимальная мощность, л.с. 1250
Мощность двигателя, л.с. 12002
Число ракет на ТУ 1

ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 2):
Тип грунтовая подвижная
Шасси МАЗ-7906
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Гл. конструктор шасси Б.Л.Шапошник
Колесная формула 16х16
Полная масса, т 220
Грузоподъемность, тс 150
Число осей 8
Размеры, м:
- длина около 29
- высота 5,0-5,6
- ширина 3,2
Двигатель:
- тип дизельный
Мощность двигателя, л.с. 1500
Трансмиссия гидромеханическая
Число ракет на ТУ 1

ТРАНСПОРТНАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 3):
Тип грунтовая подвижная
Шасси МАЗ-7904
Разработчик шасси СКБ МАЗ (МЗКТ)
Гл. конструктор шасси Б.Л.Шапошник
Полная масса, т
Грузоподъемность, т 220
Число осей 6
Колесная формула 12 х 12
Нагрузка на ось, т до 60
Размеры, м:
- длина 32,2
- высота 3,45
- ширина 6,8
Мощность двигателя, л.с.
Число ракет на ТУ 1

КОМАНДНЫЙ ПУНКТ:
Тип подвижный грунтовый
Число в комплексе 1

А.В.Карпенко, ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 29.05.2016

Источники: Карпенко А.В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». Второе издание. Рукопись в двух частях. 2001 Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с., Karpenko A.W., Popov A.D., Solomonov Ju.S., Utkin A.F. “Sowjetisch-russische strategische raketenkomplexe”. Elbe-Dnjepr-verlag, 2006, «Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное», Днепропетровск: ГКБЮ. 2000, «Минский завод колесных тягачей 1959-1999″ – «Военный Парад», 1999, «40 лет МЗКТ» – «Армия» №3-1999 и др.

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П060 С МБР РТ-23УТТХ (15Ж60) «МОЛОДЕЦ»
ОПЫТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П044 С МБР РТ-23 (15Ж44)
ПРОЕКТ БОЕВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 15П944 С МБР РТ-23
БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) 15П961 С МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61) «МОЛОДЕЦ»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ЮЖНОЕ» ИМЕНИ М.К. ЯНГЕЛЯ (УКРАИНА)